Аттестация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 128.52 Кб (Скачать файл)

Работник имеет право  лично или через своего представителя  принимать участие в расследовании  несчастного случая.

Для расследования несчастного  случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько  пострадавших получили повреждения  здоровья, относящиеся в соответствии с установленными законодательством  квалифицирующими признаками к категории  тяжелых, либо закончившиеся смертельным  исходом, в состав комиссии помимо перечисленных  лиц включаются государственный  инспектор труда, представители  органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения  профсоюзов, а при расследовании  несчастных случаев с застрахованными - представитель исполнительного  органа Фонда социального страхования  РФ по месту регистрации работодателя. По общему правилу данная комиссия возглавляется должностным лицом  органа государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек  и более в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются представители  федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью  организации, в которой произошел  такой случай, и представители  общероссийского объединения профсоюзов. Председателем этой комиссии, как  правило, является руководитель государственной  инспекции труда субъекта РФ или  его заместитель по охране труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Госгортехнадзора России - руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях, катастрофах  и иных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного  характера с числом погибших 15 человек  и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

Расследование несчастных случаев, имеющих легкие последствия, должно быть проведено в течение трех дней, других случаев — в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором  не было своевременно сообщено или  в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила по истечении промежутка времени, расследуется в течение одного месяца со дня  поступления заявления от пострадавшего  или его полномочного представителя. В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств  несчастного случая срок его расследования  может быть продлен комиссией, как  правило, не более чем на 15 дней.

На основании собранных  документов и иных материалов расследования  комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения  государственных нормативных требований по охране труда, вносит предложения  по устранению нарушений, причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего  в момент несчастного случая обусловлены  трудовыми отношениями с работодателем  либо участием в производственной деятельности работодателя, в необходимых случаях  решает вопрос об учете несчастного  случая и квалифицирует несчастный случай в качестве имеющего связь  с производством или как несчастный случай, не связанный с производством.

По рассмотренным правилам могут быть расследованы, но не связаны  с производством, следующие несчастные случаи когда во первых смерть произошла  вследствие общего заболевания или  самоубийства, подтвержденная в установленном  порядке медицинскими документами  и постановлением следственных органов  либо смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось  алкогольное, наркотическое или  токсическое опьянение (отравление), подтвержденное медицинским заключением, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические  спирты, ароматические, наркотические  и другие токсические вещества или  же несчастный случай, происшедший  при совершении пострадавшим действий (бездействия), которые квалифицированы  правоохранительными органами как  уголовно наказуемое деяние.

Доказанность перечисленных  обстоятельств позволяет признать несчастный случай, не связанным с  производством. Другие несчастные случаи должны быть связаны с производством  при доказанности общих юридически значимых обстоятельств, подтверждающих наличие причинной связи между  несчастным случаем и производственной деятельностью работодателя.

Если при расследовании  несчастного случая с застрахованным работником комиссией будет установлено, что грубая неосторожность застрахованного  содействовала возникновению или  увеличению вреда, причиненного его  здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного  застрахованным органа организации  комиссия определяет степень вины застрахованного  в процентах. Данное правило применимо  исключительно к несчастным случаям, повлекшим причинение вреда здоровью работника. В случае смерти работника  оно не применяется. Документ комиссии, в котором установлена степень  вины работника в процентах, может  быть обжалован им в судебном порядке. В ходе такого рассмотрения мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено  в качестве одного из доказательств  по делу.

Законодательством установлены  особые правила оформления результатов  расследования несчастных случаев. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 653 "О формах документов, необходимых для расследования  и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования  несчастных случаев на производстве" Минтруду РФ поручено утвердить формы  документов при расследовании несчастных случаев на производстве и положение  об особенностях их расследования в  отдельных отраслях и организациях. Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года № 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования  несчастных случаев на производстве (формы 1-9), а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных  отраслях и организациях.

Так, «в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса РФ для расследования  тяжелого несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает  комиссию в составе не менее трех человек, в состав которой включается государственный инспектор труда.

Работодатель, образуя комиссию, утверждает ее состав во главе с  государственным инспектором по охране труда.

На примере судебной практики рассмотрим случай с возникновением последствий вследствие неправильно  оформленных документов, необходимых  для расследования и учета  несчастных случаев на производстве.

Согласно п. 4 акта о несчастном случае на производстве расследование  обстоятельств получения травмы Шамхаловой производилось зав. диспансерным отделением РПБ Каримулаевым А.К. и  председателем месткома профсоюза  Ахмедовым.

Следовательно, акт по ф. Н-1 составлен некомиссионно и юридической  силы не имеет.

Далее, в целях расследования  тяжелого несчастного случая на производстве подготавливаются следующие такие  документы как приказ работодателя о создании комиссии по расследованию  несчастного случая и планы, эскизы, схемы места происшествия, а также  протоколы опроса очевидцев несчастного  случая и должностных лиц, объяснения пострадавших и др. документы. Ни одного из перечисленных выше документов в  Фонд представлено не было. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально  подтвержденного страхового случая. При таких обстоятельствах нельзя согласиться, что несчастный случай с Шамхаловой Б.Т. произошел при  исполнение трудовых обязанностей, поэтому  в соответствии со ст. 231 Трудового  кодекса РФ акт формы Н-1, составленный 03.10.2003, следует признать недействительным».

По каждому несчастному  случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским  заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и  более либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной  законодательством форме на русском  языке либо на русском языке и  государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в  двух экземплярах, обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве с работником, который застрахован  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о  несчастном случае на производстве. Данный экземпляр предоставляется в  соответствующий региональный орган  Фонда социального страхования  РФ, в котором зарегистрирован  работодатель, с копиями материалов о расследовании несчастного  случая.

При групповом несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого  пострадавшего отдельно.

При расследовании несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем, акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1. Данный акт подписывается  всеми лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом акт  в течение трех дней со дня окончания  расследования должен быть вручен пострадавшему. Пострадавший вправе обжаловать его  содержание в государственную инспекцию  труда. Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о несчастном случае.

Государственный инспектор  труда при обнаружении сокрытого  несчастного случая, в частности, при отказе работодателя проводить  его расследование, поступлении  жалобы от потерпевшего или его полномочного представителя, в том числе и  о последствиях ненастного случая, проводит расследование несчастного  случая с соблюдением установленных  законодательством правил независимо от срока давности несчастного случая.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством, может  быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если невозможно составить акт о  несчастном случае или заключение государственного инспектора труда, например, когда свидетель  несчастного случая проживает в  другом городе и не может быть допрошен работодателем или государственным  инспектором труда. Тогда как  суд вправе направить судебное поручение  о его допросе. То есть факт несчастного  случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в  ситуациях, когда не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая. В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут  быть обжалованы заинтересованными  лицами в судебном порядке.

Как правило, несчастный случай - это кратковременное воздействие  на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой  травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может  быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно  должна быть причинно-следственная связь  травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

В приведённых ниже материалах судебной практики будет рассмотрен несчастный случай не являющийся страховым.

«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада», утром  получили задание от зам. директора  на ремонт закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на линию. Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми, по окончании  ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном за Абызовым Е.И., на что тот согласился. Приблизительно в 13 часов 45 минут зам. директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей  Семина С.В. и Абызова Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил  о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель Семин С.В. погиб, установлено  наличие этилового спирта в крови  и в моче. Водитель Абызов Е.И. получил  телесные повреждения; находился в  алкогольном опьянении. По результатам  несчастного случая был составлен  акт № 1 о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве. Указанные в акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.

30.11.2001 вдова Семина С.В. - истица Семина Л.В. обратилась  к государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению  Фонда социального страхования  Российской Федерации с заявлением  о назначении ее несовершеннолетней  дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся на иждивении Семина  С.В., страховых выплат, однако ей  было отказано в назначении  выплат, поскольку в акте о  несчастном случае указано, что  Семин С.В. погиб, не выполняя  своих должностных обязанностей.

Поскольку исследованными в  судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в  момент ДТП, в результате которого погиб  Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и не действовал в  интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем, не закрепленным за ним, оснований для отнесения  произошедшего с ним несчастного  случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск  Семиной Л.В. о взыскании с государственного учреждения - Рязанского регионального  отделения Фонда социального  страхования Российской Федерации  в пользу ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной  страховых выплат в связи с  гибелью Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».

При расследовании профессиональных заболеваний применяются положения  ТК РФ, Положение о расследовании  и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства  РФ № 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования  профессиональных заболеваний также  создается комиссия по рассмотренным  правилам. Однако само расследование  профессиональных заболеваний имеет  особенности.

Информация о работе Аттестация рабочих мест