Банковский менеджмент и проблемы эффективного управления коммерческим банком в период мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Становление банковской системы Казахстана как важной составляющей финансово-кредитной системы и повышение ее роли непосредственно связаны с развитием экономики в целом, многообразием форм собственности и экономической самостоятельностью субъектов, в том числе, и их правом, выбирать самостоятельно банки обслуживания. Сегодня очень много говорится о мировом финансовом кризисе, который начался в 2007 году и к началу 2009 года практически затронул все страны. История подтверждает те факты, о том, что до середины прошлого века финансовые и банковские кризисы повторялись с периодичностью раз в 10-20 лет. Однако после окончания второй мировой войны крупных глобальных кризисов не случалось за исключением локальных.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы организации банковского менеджмента
1.1 Глобальный финансовый кризис и модели управления коммерческими банками
1.2 Понятие банковского менеджмента
1.3 Организационное устройство коммерческого банка
1.4 Система и функции банковского менеджмента
2 Анализ управления активами и пассивами банка АО «АТФБанк»
2.1 Характеристика и основные финансовые операции банка
2.2 Анализ управления активами
2.3 Анализ управления пассивами
3 Совершенствование банковского менеджмента
3.1 Анализ финансовых коэффициентов надежности, ликвидности и рентабельности
3.2 Управление ликвидностью коммерческого банка
3.3 Управление процессом банковского обслуживания крупных корпоративных клиентов
3.4 Совершенствование интегрированной системы управления банковским конгломератом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 430.69 Кб (Скачать файл)

По данным АФН количество представительств банков второго уровня - резидентов за рубежом составляет 16.

И здесь не может быть территориальных границ. В этой связи, говоря о конкурентоспособности банковского сектора, мы должны ответить на вопрос: сможет ли наша банковская система обеспечить тот уровень обслуживания, что предполагает современное состояние развития мировой экономики. В данном случае, речь идет не только о качестве предоставляемых услуг и использования современных банковских информационных технологий и менеджмента

Если рассматривать конкурентоспособность банковского сектора в глобальном масштабе, то она определяется наличием у банка конкурентной стратегии – образа долговременных действий в борьбе с конкурентами, опирающихся на повышение качества услуг, снижения издержек, удерживания и расширения определенного сегмента на финансовом рынке, развития своей инфраструктуры, повышения капитализации и снижения стоимости на основные предоставляемые услуги. Таким образом, наличие конкурентных преимуществ (как абсолютных, так и относительных) у банков способствует повышению финансовой стабильности в стране, что в свою очередь приводит росту макроэкономических показателей. Хотелось бы особо отметить, что на конкурентоспособность банковского сектора сильно влияет стабильность банковского законодательства, не говоря уже о его качестве. Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан показывает, что существует определенная проблема, с которой сталкивается наша банковская система в силу его уже вовлеченности в мировые рынки капитала. Это, безусловно, чрезмерная зависимость от внешнего фондирования с одной стороны, а с другой - резкий рост кредитования под ипотеку. Все это сопровождается дополнительными рисками.

В соответствии с законодательством Казахстана банковские займы независимо от цели кредитования являются ипотечными займами, если они выданы под залог недвижимого имущества, остающегося во владении и пользовании залогодателя или третьего лица. По данным АФН, на 01.12.2009 года ипотечные займы под залог недвижимости составили 3 292,1 млрд. тенге или 37,4% совокупного ссудного портфеля БВУ. Тогда как ипотечные займы, предоставляемые в целях строительства жилища, либо его покупки и (или) ремонта, на 01.12.2009 г. составили 543,3 млрд. тенге или 6,2% ссудного портфеля. Займы физическим лицам на покупку и строительство жилья на 01.12.2007г. составили 821,9 млрд. тенге или 9,3% ссудного портфеля.

И здесь на первый план опять выходят вопросы диверсификации портфелей активов и пассивов, предусматривающий, в том числе, и планы дальнейшего развития банков в будущем, с точки зрения ее функционирования в условиях глобализации. Проблемы возможностей и результатов проведения коммерческими банками диверсификации своей деятельности в условиях конкурентной борьбы, как минимум за выживание, а как максимум - за процветание и благополучие в долгосрочной перспективе, затронуты в трудах многих западных экономистов, в первую очередь посвящены анализу развития и функционирования денежного рынка и кредитно-денежной политики, как способа регулирования экономики, вопросам достаточности величины банковского капитала и анализу финансового состояния банков. Вместе с тем недостаточное внимание уделено проблемам диверсификации активных и пассивных портфелей банков, приводящих к разумному сочетанию риска и прибыльности. Использование же опыта развитых стран порождает необходимость дополнительного теоретического и практического осмысления данной проблемы с учетом сложившейся ситуации в стране.

Для повышения своей конкурентоспособности в условиях глобализации банки, помимо известных методик стратегического планирования, диверсификации, экспансии, распределения риска по структурным подразделениям, все чаще должны использовать превентивные методы защиты от кризисных явлений, связанных с появляющимися периодически проблемами ликвидности и платежеспособности, происходящих не только в собственной стране, но и на развитых рынках капитала.

Как показывает мировая практика создание оптимальных денежно-кредитных отношений, возможно лишь путем восстановления утраченных принципов: взаимовыгодного кредитования, расчетов и денежного обращения, что отвечает сущности экономических категорий денег и кредита.

Экономика Казахстана сегодня наращивает свои обороты. Растут объемы инвестиций, внутренний валовой продукт, промышленное производство, строительство, сельское хозяйство и другие сектора. Безусловно, это результат принятых и принимаемых в стране программ реструктуризации экономики и финансового сектора, а так же разработки и внедрения как новых эффективных нормативно-правовых актов, так и совершенствования действующих. Казахстан сегодня – это рыночное государство со сложившей сильной финансово-банковской системой, открытой экономикой, и которая уже сама инвестирует в соседние государства.

Глобальные перемены, и не только в банковском секторе, сегодня настолько очевидны, что совокупность процессов происходящих в них может привести к возникновению новых финансовых структур, отличающихся от ныне существующих.

Основные показатели банковского сектора Республики Казахстан за последние пять лет отражены в таблице 2, 3, 4.

 

Таблица 2. Показатели выдачи банковских кредитов

Динамика абсолютных и относительных показателей, характеризующих кредитование экономики банковским сектором

01.01.07

01.01.08

01.01.09

01.01.10

Кредиты экономике (млрд. тенге), в т.ч.

2592,1

4692,7

8868,3

8936,4

Краткосрочные, млрд. тенге

869,2

1257,8

1782,7

1787,2

Долгосрочные, млрд. тенге

1722,9

3434,9

7085,6

7149,2

Удельный вес кредитов юридическим лицам в общем объеме кредитов, %, в том числе:

74,2

65,8

64,5

75,2

кредиты в иностранной валюте, %

51,5

48,4

42,7

42,6

кредиты в тенге, %

48,5

51,6

57,3

57,4

средневзвешенные ставки вознаграждения, %

13,0

12,2

14,8

16,3

Удельный вес кредитов физическим лицам в общем объеме кредитов, %, в том числе:

25,8

34,2

35,5

24,8

средневзвешенные ставки вознаграждения, %

19,7

18

19,3

19,8


 

 

Таблица 3. Показатели привлечения банковских депозитов

Динамика абсолютных и относительных

показателей, характеризующих привлечение депозитов банковским сектором

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

Всего привлеченных депозитов, млрд. тенге

2523,0

4714,9

6424,0

6893,7

- депозиты юридических лиц

1926,2

3680,7

4976,1

5416,8

- депозиты физических лиц

596,8

1034,2

1447,9

1476,9

Доля депозитов в иностранной валюте

62,8%

58,1%

60,6%

58,2%

Доля депозитов физических лиц в совокупных депозитах

23,7%

22,0%

22,6%

21,5%


 

 

Таблица 4. Показатели доходности банковского сектора

Динамика относительных показателей, характеризующих доходность банковского сектора

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

Чистый доход до уплаты подоходного налога, млрд. тенге

82,6

127,5

266,0

89,9

Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) , %

1,82

1,44

2,28

1,83

Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу по балансу (ROE), %

14,06

14,65

18,68

15,77


 

 

В условиях формирования конкурентной среды возникает необходимость оценки деятельности и выявления причин ухудшения финансового состояния финансово-банковской системы с целью совершенствования механизма их предупреждения для сохранения стабильности и повышения их эффективности. Остаются востребованными вопросы теоретического осмысления фундаментальной научной категории как конкурентоспособность банковского сектора, определение факторов конкурентоспособности, методы и показатели их оценки и формирование конкурентоспособного банковского сектора в Казахстане.

 

1.2 Понятие банковского  менеджмента

 

Понятие «менеджмент» можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления), как форму предпринимательской деятельности. Менеджмент (англ., management - управление) в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Управление – это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера.

Исходя из этого банковский менеджмент направлен, прежде всего, на управление финансовыми потоками банковской организации. Поэтому сводить банковский менеджмент только к управлению кадрами и рассматривать его только с позиции науки о принятии управленческих решений неправомерно.

Банковский менеджмент – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений в банковской организации.

Совершенствование системы управления интегрированной банковской структуры должно осуществляться по различным направлениям, в частности, с позиции более полной реализации функций управления, применительно к каждому виду объектов управления, путем разработки и реализации методов современного менеджмента: контроллинга, маркетинговой логистики и др.

В первую очередь, указанную проблему необходимо решать, посредством более полной реализации всех основных функций управления: планирования, организации, координации, регулирования, стимулирования, учета и контроля.

  1. Теория и практика менеджмента и применяемая классификация общих управленческих функций и механизмов была сформулирована его основателями Ф. Тейлором [3,4,5], А. Файолем [6] при активном участии таких выдающихся фигур, как Г. Форд [7], Г. Эмерсон [8] и получила развитие в работах [9 - 14].

  1. Работы казахстанских ученых [15-17] посвящены теории и методологии банковского менеджмента.

Как показывает практика, большинство финансово-кредитных учреждений не уделяет должного внимания вопросам стратегического планирования, среднесрочного планирования. Следствием этого являются: отсутствие у многих банков четких программ развития, финансового планирования, неэффективная организационная структура, несовершенство внутренних процедур выполнения банковских операций и бизнес-процессов, низкий уровень внутреннего контроля. Основные направления совершенствования систем управления банками представлены автором на рисунке 1:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Направления совершенствования систем управления Банком

 

Совершенствование менеджмента Банка должно осуществляться также через развитие интегрированных информационных систем управления.

На рисунке представлена информационная система управления Банком, которая также учитывает взаимосвязь уровней иерархии (центр, филиал, отделение) и групп банковских систем (Back office, Middle office, Front office).

Направления деятельности коммерческих банков с учетом передового американского, европейского и японского опыта дает основание утверждать, что все они могут быть условно дифференцированы на две больших группы:

- виды деятельности, которые  связаны с денежными потоками, обслуживающими движение товарных  потоков;

- виды деятельности, основу  которых составляют самостоятельные  денежные потоки, напрямую не  связанные с процессом движения  товаров, работ, услуг.

Такая классификация целесообразна, прежде всего, потому, что денежные потоки первой группы уже сегодня могут регулироваться с использованием имеющегося инструментария логистики. Речь идет об операциях банка, которые, во-первых, осуществляются при обслуживании специфического по-своему содержанию и характеру движения товарного потока (торговля золотом, сейфинг, инкассация); во-вторых, виды деятельности, имеющие цель обслуживание потока товаров, работ, услуг и создание условий для ускорения движения и повышения надежности денежного потока (такие как факторинг, лизинг, форфейтинг).

 

Рисунок 2. Информационная система управления Банком по уровням иерархии.

 

Кроме того, к банковским операциям, характеризующим специфическую форму обслуживания товарного потока, можно отнести классические операции банков - кредитование коммерческих предприятий и ту часть расчетно-кассового обслуживания, которая связана с движением товаров, работ, услуг. Привлеченные же депозиты играют для банка почти ту же роль, что для промышленного предприятия материальные ресурсы. Без этого невозможно выполнение главной функции банка - аккумулирование и дальнейшее распределение денежных средств.

Отметим, что использование современных информационных технологий и функционального моделирования бизнес-процессов обслуживания корпоративных клиентов в банках позволяет избавиться от лишних звеньев в механизмах планирования и реализации их обслуживания.

Для активизации привлечения крупных корпоративных клиентов в первую очередь необходимо создание подразделения, выполняющего исследовательскую, маркетинговую и посредническую функции по связи между производителями и потребителями, являющихся клиентами банковской группы (с последующей информационной поддержкой и организацией сделок через все предприятия банковской группы).

Информация о работе Банковский менеджмент и проблемы эффективного управления коммерческим банком в период мирового финансового кризиса