Влияние внешней среды на экономику организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….5
1.1 Внешняя среда функционирования предприятия……………………………...5
1.2 Способы повышения эффективности производственной деятельности предприятия во внешней среде………………………………………………….12
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА»…………………………….17
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика деятельности ОАО «Гостиница Планета»………………………………………………………..17
2.2 Анализ слабых и сильных сторон ОАО «Гостиница Планета»……………..20
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА» С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………25
3.1 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………………...25
3.2 Определение экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая влияние внешней среды на экономику организации.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Рынок труда – это  люди, обладающие необходимой квалификацией, способные реализовать цели фирмы и желающие в ней работать. В современной организации это главный ресурс. В данную группу входят все, с кем фирма взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми человеческими ресурсами: кадровые агентства, служба занятости, учебные заведения, биржи труда, системы переобучения и переподготовки кадров, профсоюзы. Изучение рынка труда позволяет получить информацию о наличии рабочей силы (необходимой специальности, квалификации, возраста, опыта работы, личностных качеств), способной работать с фирмой [12, c. 197].

Внешняя среда организации  характеризуется следующими чертами: сложностью, подвижностью, неопределенностью  и взаимосвязанностью всех факторов.

Неопределенность –  основная характеристика внешней среды, которая в свою очередь зависит  от ее сложности и подвижности. Под  неопределенностью понимается неполнота  или неточность информации о факторах внешней среды, следствием чего является сложность определения ее потребностей и изменений. Чем выше уровень неопределенности, тем сложнее принимать эффективные решения, тем выше риск. Поэтому фирма пытается снизить уровень неопределенности своего окружения. Для этого могут использоваться два типа стратегий – адаптации фирмы к изменениям среды и влияния, изменения самой среды, чтобы сделать ее более совместимой с целями и потребностями организации.

Адаптация организации  реализуется через следующие инструменты:

1. Создание информационной  системы, позволяющей получать информацию об изменениях, произошедших у основных контрагентов предприятия; снижать неопределенность на входах и выходах и защищать, реализовывать интересы предприятия в среде. Деятельность по сбору информации осуществляется такими службами, как снабжение, маркетинг, стратегическое планирование, логистика. Создание этих отделов требует больших финансовых вложений со стороны предприятия, но данная деятельность может осуществляться и с привлечением консалтинговых фирм, специализирующихся на выполнении такого вида работ [6, c. 124];

2. Прогнозирование тенденций  развития внешней среды и стратегическое  планирование деятельности предприятий  подготавливают предприятие к  возможным изменениям рыночной ситуации и неблагоприятным воздействиям окружения. Стратегическое планирование формулирует цели и стратегию предприятия, которая обеспечивает соответствие между предприятием и его средой;

3. Слияния, приобретение  новых предприятий, образование  стратегических альянсов с другими предприятиями, в том числе с бывшими конкурентами. Использование этого инструмента обеспечивает предприятие полноценными партнерами для создания перспективных, стабильных, интегрированных производственных, снабженческо-сбытовых, инвестиционных и инновационных структур. Это сокращает неопределенность среды за счет создания зоны стабильности; подготавливает предприятие к труднопрогнозируемым изменениям ситуации; ограничивает возможности оппортунистического поведения партнеров; снижает трансакционные издержки; позволяет найти новое место предприятия в среде; обеспечивает его гибкость и адаптивность, создает предпосылки влияния на внешнюю среду и приводит к образованию синергетических эффектов. Синергетический эффект возникает в результате усиления субординации, координации и интеграции в сети предприятий-партнеров;

4. Гибкие организационные  структуры, значимость которых  как инструмента приспособления предприятия к среде состоит в том, что структура определяет характер и количество информационных и коммуникационных связей как внутри предприятия, так и между ним и его контрагентами. Гибкая адаптивная структура позволяет предприятию эффективно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, и осуществлять внутренние трансформации благодаря таким чертам, как способность быстро внедрять изменения и ориентация на человеческий потенциал как основной ресурс предприятия. Гибкие организационные структуры ориентируют предприятие на освоение новых продуктов, новых рынков и новых технологий. Они позволяют обеспечить партнерство и сотрудничество между всеми участниками хозяйственной деятельности предприятия, а также с потребителями его продукции и поставщиками ресурсов;

5. Партнерские отношения  между руководством предприятия  и его персоналом обеспечивают  взаимодействие экономических агентов  внутри предприятия, интеграцию внутренней среды и поддержание внутренней целостности.

Предприятие не только подчиняется  существующим экономическим отношениям, но и само формирует их, формирует  ту среду, в которой функционирует. Влияние предприятия на среду возможно, когда оно интегрирует в себя достаточное количество ресурсов и обладает высоким социально-экономическим потенциалом. Предприятие предпочтет влияние на среду, когда очередное приспособление под изменения внешней среды будет оценено им как более дорогостоящий процесс, чем изменение самого окружения. Инструменты влияния предприятия на среду перечислены ниже [13, c. 142]:

1. Реклама, которая  формирует новые потребности,  изменяет среду функционирования предприятия посредством сигналов о качестве товара, возведения барьеров входа на рынок предприятий-конкурентов, формирования доверительных отношений с потребителями и поставщиками;

2. «Паблик рилейшнз»  устанавливают и поддерживают  систему коммуникаций с контрагентами предприятия с целью формирования репутации, благоприятного общественного мнения о предприятии, его продукте, что укрепляет доверительные партнерские отношения в сети взаимодействующих с предприятием агентов и контрагентов;

3. Постоянные и устойчивые  связи с поставщиками и потребителями  на основе долгосрочных контрактов изменяют внешнюю среду через ограничение реакций партнеров на изменение ситуации, увеличение взаимных обязательств и доверия, на основе которых усиливается координация и интеграция между ними. Все это способствует формированию устойчивой сети взаимодействующих предприятий, которая структурирует внешнюю среду и позволяет контролировать ее [7, c. 127];

4. Благодаря лоббированию  интересов предприятия в парламенте, правительстве, в том числе местном, других властных структурах предприятие становится участником, а порой и равноправным партнером правительства при формировании правовой базы и отраслевой, микроэкономической и макроэкономической политики;

5. Профессиональные ассоциации  – добровольные объединение различных предприятий, создаются с целью оказания помощи, поддержки, содействия, защиты и лоббирования их интересов. Обычно ассоциации создаются для достижения некоммерческих целей. Необходимость их формирования связана с тем, что рынок предполагает взаимодействие фирм – производителей одного товара.

В итоге необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

 Для того чтобы  определить стратегию поведения  организации и провести эту  стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА»

 

2.1 Организационно-экономическая  и правовая характеристика деятельности  ОАО «Гостиница Планета»

 

Открытое акционерное  общество «Гостиница Планета» создано  в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 29 июня 1994г. № 208 путём преобразования государственного предприятия  Гостиница «Планета».

Местонахождение ОАО «Гостиница Планета»: 220126, г.Минск, пр. Победителей, 31, тел. 226-73-23, факс 226-78-55.

Целью деятельности ОАО «Гостиница Планета», в соответствии с Уставом,  является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

ОАО «Гостиница Планета» осуществляет следующие основные виды деятельности:

код 55110, предоставление услуг гостиницами и ресторанами;

код 55300, предоставление услуг ресторанами.

Уставный фонд ОАО «Гостиница Планета» составляет 10 099 406 324  белорусских рублей. Уставный фонд разделен на 370 988 штук простых именных акций. Акции выпускаются в виде записей на счетах.

ОАО «Гостиница «Планета» является одним из самых современных предприятий гостиничного хозяйства г. Минска. Существующее здание гостиницы  построено в 1979 году, открытие гостиницы состоялось в апреле 1980 года. Выгодное территориальное расположение гостиницы в центре деловых, административных и культурных учреждений города делает его наиболее привлекательным для деловых людей и гостей столицы.

ОАО «Гостиница Планета» представлена на рынке гостиничной  индустрии с 1980 года и на протяжении 30 лет является одним из лидеров индустрии гостеприимства Республики Беларусь с приоритетной ориентацией на прием и обслуживание иностранных гостей. За эти годы комплексом принято и обслужено сотни тысяч гостей Минска — представителей более 155 стран мира, по достоинству оценивших качество услуг и уровень обслуживания нашего отеля.

Гостиница «Планета»  расположена в зеленой зоне в  престижном районе г. Минска. Она на 150 метров удалена от одной из самой оживленной улицы столицы - проспекта Победителей, 31 – в непосредственной близости от культурно-исторического и делового центра города.

В настоящее время  в эксплуатации находятся 306 номеров на 456 мест. Наибольшее количество номеров приходится на одно- и двухместные однокомнатные: 156 и 107 соответственно. Количество номеров класса «люкс» и «полулюкс» составляет 40 (по 4 номера на каждом этаже). В гостинице также имеется 6 трехкомнатных двухместных апартаментов и один VIP номер. Общая площадь номерного фонда составляет 4531 м2. В перечне оказываемых гостям услуг можно выделить:

- услуги по размещению гостей;

- организация приема и обслуживания туристических групп: размещение, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание;

- питание;

- заказ питания в номер (room service);

- телекоммуникационные услуги (услуги связи, беспроводной доступ к сети Интернет посредством связи WI-FI полностью во всей гостинице);

- салон-парикмахерская;

- прачечная;

- камера хранения;

- возможность приобретения в киоске газет, журналов и других печатных изданий, сигарет, сувениров, косметической и парфюмерной продукции, напитков и др.;

- казино.

Около 370 кв. метров в гостинице  и 727 кв. метров в здании ресторана сегодня сдается в аренду коммерческим организациям, оказывающим, в том числе юридические, рекламные, бытовые, торговые и иные посреднические услуги для клиентов гостиницы.

В перечне оказываемых  услуг особое место занимает организация  общественного питания. Ресторан из четырех уютных обособленных залов предложит гостям блюда европейской и национальной кухни; широкий спектр эксклюзивных фирменных блюд; кондитерских изделий собственного производства, мороженого; питание по типу «Шведский стол»; «живую» музыку, дискотеку, захватывающую ночную шоу-программу.

ОАО «Гостиница Планета»  первая в Республике Беларусь гостиница категории 3 звезды, система менеджмента которой соответствует международным стандартам качества гостиничных и ресторанных услуг ИСО 9001-2009.  Получение сертификата означает, что теперь любой иностранец может быть уверен, что благодаря европейскому менеджменту в белорусской гостинице ему обеспечат привычный уровень комфорта и услуг. И не только сейчас, но и в будущем, ведь подтверждать нынешний уровень нужно регулярными аудитами, а в свою очередь подобное требование предполагает и совершенно другое отношение к работе, и постоянное повышение квалификации персонала, и техническое перевооружение комплекса. Для того чтобы удерживать такую высокую планку, была разработана Политика в области качества, в соответствии с которой разработаны цели и пути их достижения.

Цели заключаются в  том, чтобы соответствовать международному уровню оказываемых услуг и удерживать лидирующее место на рынке гостиничного бизнеса. А пути достижения состоят из:

- постоянного анализа и удовлетворения требований и ожиданий наших гостей;

- совершенствования системы управления на основе внедрения требований СТБ ISO 9001-2009

- развития материально-технической  базы комплекса;

- освоения новых конкурентоспособных услуг;

- повышение профессионального  мастерства персонала;

- рационального использования  ресурсов.

Общество самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает  штатное расписание, разрабатывает  и реализует экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

Таблица 2.1 -  Структура  номерного фонда 

 

Этаж

Кол-во номеров

Кол-во мест

1-но комнатные         1- но местные

1-но комнатные       2-х местные

2-х комнатные          2-х местные (люкс)

3-х комнатные               2-х местные (апартаменты)

Сюит

VIP-номер

3

29

58

 

29

       

4

33

37

29

 

4

     

5

33

37

29

 

4

     

6

32

36

28

 

4

     

7

33

66

 

29

4

     

8

33

37

29

 

4

     

9

29

58

 

23

4

2

   

10

29

58

 

23

4

2

   

11

29

39

19

4

4

1

1

 

12

26

31

21

 

4

   

1

Итого кол-во

номеров

306

 

155

108

36

5

1

1

Итого кол-во мест

 

457

155

216

72

10

2

2

Информация о работе Влияние внешней среды на экономику организации