Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью данной семестровой работы является рассмотрение понятия «процессное управление», реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами предприятий. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга;
выявления основных особенностей процессного управления затратами;
рассмотрения этапы практического внедрения процессного управления затратами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧИМОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Контроль затрат на зарубежных предприятиях 4
1.2 Контроль затрат на российских предприятиях 9
2 ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 12
2.1 Структура процессного управления 12
2.2 Процессное управление затратами 15
3 ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
3.1 Особенности внедрения системы процессного управления затратами 18
3.2 Этапы внедрения системы процессного управления затратами 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Содержание
В последнее время современная экономика неразрывно связана с таким понятием как «управленческий учет». Один из подходов к определению этого понятия является термин «контроллинг». На современных российских предприятиях управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, что приближает его к термину «контроллинг», при этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения «внешней отчетности» предприятия.
Термин контроллинг не случайно является однокоренным со словом «контроль», это подчеркивает связь учета с управлением. Упрощенно можно считать, что это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.
Актуальность
данной работы заключается в значимости
правильного и отлаженного
Целью данной семестровой работы является рассмотрение понятия «процессное управление», реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами предприятий. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
При написании данной работы были использованы труды многочисленных авторов, таких как: В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, М.А. Вахрушина, С.В. Шебек и многих других.
Затраты как экономическая категория представляют собой выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей и других хозяйствующих субъектов на производство, обращение и сбыт продукции. В зарубежной литературе затраты чаще именуются издержками производства и обращения.[3]
Управление затратами представляет собой не только процесс воздействия на расходы предприятия, но и совокупность субъектов, осуществляющих эту деятельность. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов.
Одной из первых методик контроля над затратами в зарубежных странах стала система «Стандарт-костинг».
«Стандарт-костинг» (standart costing) – система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. «Стандарт» – количество необходимых для производства единицы продукции затрат; «костинг» – денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.[7]
В основу системы «Стандарт-костинг» положены следующие принципы[4]:
Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.
В
течение отчетного периода
Данная методика контроллинга широко применяется в Западных странах с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Швеция).
Таким образом, субъективный фактор занимает немаловажное место в управлении затратами. Осознание этого факта привело к тому, что в 60е годы XX века в зарубежных странах появился принципиально новый подход к анализу, контролю и регулированию издержек.[17]
Приверженцы этого подхода обращали большее внимание на исследование социальных и поведенческих аспектов в проблеме управления затратами. Данный метод получил название «Метод управления затратами по центрам ответственности». В то время как другие методики рассматривают проблематику планирования количественным способом, управление по центрам ответственности связано с вопросами вовлеченности менеджмента в данный процесс. Такая система измеряет (оценивает) соответствие достигнутого уровня издержек запланированному по каждому центру ответственности.
На сегодняшний день в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой предприятия имеют большой опыт рациональной экономической работы в условиях рынка. Несомненный интерес представляет система контроллинга, широко используемая на многих ведущих фирмах ФРГ (Германии).
В теории и практике управления немецкими предприятиями важнейшей составной частью контроллинга является управленческий учет, хотя это понятие используется редко. Бухгалтерия подразделяется на финансовую и производственную. Из английского языка немцы заимствовали слово «controlling» (от «to control» в значении «управлять, руководить») и обозначили им качественно новое явление в теории и практике управления предприятием (das Controlling).[16]
Схему контроллинга, функционирующую в Германии, нельзя «переложить» один к одному на наши условия. Учетно-аналитические школы двух стран различны и, несмотря на общие черты, опираются на собственные традиции и опыт. Отличается и менталитет счетных работников, управленцев, предпринимателей. Но нашему предпринимателю не обойтись без контроллинга уже сейчас, на нынешнем этапе развития рынка.
Нужно отметить, что и на Западе, в частности в Федеративной Республике Германии, нет четкого и общепризнанного представления о том, что такое система контроллинга, каково ее содержание. Дискуссия о том, нужен контроллинг или нет, окончена уже давно в пользу контроллинга. Еще в 1974 г. более 90 % крупных немецких предприятий (свыше 5000 занятых) располагали институционально обособленным подразделением контроллинга.[1]
На сегодняшний день все большее и большее число средних и мелких предприятий ФРГ также вводит у себя соответствующие службы. Различается используемый практически инструментарий контроллинга, на разных предприятиях по-разному построена эта служба организационно. Однако это не единственная система контроля над затратами в зарубежных странах.
В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение – «Директ-костинг», согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем «Директ-костинг» стал преобладающим методом учета затрат.[19]
В
настоящее время «Директ-
Однако в зарубежных станах Востока перечисленные методики были не настолько действенны, как на предприятиях-аналогах западных стран.
В результате решения вопросов контроллинга, связанных с географическими и социальными особенностями японские специалисты по производственному менеджменту и управленческому учету пришли к новой методике контроля над затратами.
В 1960х годах они предложили простое и эффективное решение, разработав концепцию управления по целевой себестоимости – систему «Таргет-костинг» (target costing) и успешно используя ее на практике уже почти сорок лет.[13]
Рассматривая причины возникновения системы «Таргет-костинг», следует обратить внимание на заметно изменившийся в последние десятилетия облик бизнеса. Сегодня одним из главных факторов успеха и конкурентоспособности компаний являются инновационные продукты. Производители во многих отраслях уже не могут продавать огромные партии стандартных изделий, полагаясь на относительно стабильные рынки и технологии. Современные рынки являются изменчивыми, а технологии прогрессируют очень быстро, что заставляет менеджеров использовать новые подходы к управлению, ориентируясь на поведение потребителей, и разрабатывать соответствующие инструменты планирования, измерения, учета и контроля затрат, которые объединяются в систему управления затратами (cost management).
Если ранее традиционные методы управления и учета затрат (например, «Стандард-костинг») полностью оправдывали себя, то теперь многие специалисты считают, что настало время пересмотреть привычные подходы, которые не соответствуют требованиям современной конкурентной среды.
Одной из наиважнейших задач является модификация методологии учета затрат и калькулирования себестоимости новых (инновационных) продуктов. Применение системы «Таргет-костинг» является сегодня одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи.
Сама идея, положенная в основу концепции «Таргет-костинг», несложна и революционна одновременно. Японские менеджеры просто вывернули «наизнанку» традиционную формулу ценообразования: Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции «Таргет-костинг» трансформировалась в равенство: Цена - Прибыль = Себестоимость. Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент превентивного контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования.[2]
Система «Таргет-костинг», в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.
Таковы основные направления контроля над затратами в зарубежных старанах. Далее рассмотрим применяемые методики контроллинга затрат на предприятиях России.
В наши дни нам часто приходится слышать о компаниях в России, предпринимающих шаги к сокращению расходов, которых вынуждают к этому падающие объемы продаж, просроченные платежи или иссякшие кредиты.
Тем не менее, контроль над расходами всегда был особенно важен в России, где, например, арендная плата и расходы, связанные с выполнением юридических норм, непропорционально высоки, а продуктивность труда довольно низка. Возможно, поскольку некоторое время доходы были на удивление высокими, эти организационные сложности – и преимущества правильного похода к ним, – зачастую оказывались недооцененными.
Основным
направлением развития контроля над
затратами в России – стало
развитие и совершенствование
В настоящее время проблема применения управленческого учета в целях повышения эффективности управления организацией приобретает все большую актуальность. При этом необходимо отметить особую важность решения данного вопроса для государственных, муниципальных и частных предприятий и организаций российской экономики.
Это обусловлено как отсутствием единой методологической базы и рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, так и в целом особенностями становления и развития управленческого учета в России. Соответственно, в результате недостаточного развития теоретических и практических основ внедрения и использования управленческого учета многие российские руководители не всегда либо не в полной мере осознают роль управленческого учета в организации, цели и задачи его внедрения и использования в управляемой ими организации.
Информация о работе Внедрение процессного управления затратами на предприятии