Внутренний контроль в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы внутреннего контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие и цели внутреннего контроля…………………………………5
1.1 Понятие и элементы системы внутреннего контроля………………5
1.2 Цели и задачи внутреннего контроля………………………………..9
Глава 2 Этапы и принципы внутреннего контроля……………………………12
2.1 Этапы внутреннего контроля………………………………………..12
2.2 Принципы системы внутреннего контроля…………………………14
Глава 3 Организация системы внутреннего контроля в различных сферах
Республики Казахстан…………………………………………………….20
3.1 Система внутреннего контроля предприятия за движением
денежных средств…………………………………………………………20
3.2 Организация внутреннего контроля в коммерческих банках РК….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной научной литературы…………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

При публикации бухгалтерской  отчетности указываются и результаты аудиторской проверки. Все документы  внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер. Внутренний контроль призван организовывать его структуру, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внешнего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

- контроль над состоянием активов и недопущение убытков;

- подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

- оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль над политикой и качеством менеджмента.

Внутренний аудитор  выполняет следующие функции:

- проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

- оценка экономичности и эффективности операций компании;

- проверка уровня достижений программных целей;

- подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений. Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед руководством предприятия.

 

 

Глава 2 Этапы и принципы внутреннего контроля

2.1 Этапы внутреннего контроля

 

Организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

Критический анализ и  сопоставление определенных для  прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей  изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

Анализ эффективности  существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать  положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения  работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

Организация отдела внутреннего  аудита (или другого специализированного  контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.

Может быть и большее  количество этапов оценки системы контроля в зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля включает получение  информации о специфике и масштабах  деятельности субъекта, представление  о системе его бухгалтерского учета. Итоги первоначального знакомства позволяют принять решение о  возможности использования в проверке системы внутреннего контроля. Если контролер-ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.

 

 

2.2 Принципы системы  внутреннего контроля

 

Принципы системы внутреннего  контроля. Критерием эффективности СВК служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

1. Принцип ответственности:  каждый субъект, работающий в  организации, должен нести экономическую,  административную и дисциплинарную  ответственность за ненадлежащее  выполнение контрольных функций.  Ответственность должна быть  формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

2. Принцип сбалансированности: этот принцип неразрывно связан  с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.

3. Принцип подконтрольности  каждого субъекта внутреннего  контроля, работающего в организации:  в должностных инструкциях необходимо  предусматривать следующее условие:  выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля без какого бы то ни было дублирования. Очевидно, что в надлежащем исполнении контрольных функций такими субъектами внутреннего контроля, как председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контроллер, председатель ревизионной комиссии, заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность перечисленных субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в том числе внешних аудиторов.

4. Принцип своевременного  сообщения об отклонениях: информация  об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.

5. Принцип ущемления  интересов: необходимо создавать  специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем. Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых заинтересованы определенные работники или коллектив.

6. Принцип интеграции: любой элемент управления не  может существовать обособленно.  Контроль необходимо рассматривать  в корреляции с другими элементами  в едином контуре процесса  управления. Иными словами, при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.

7. Принцип заинтересованности  администрации: функционирование  СВК не может быть эффективным  без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

8. Принцип компетентности, добросовестности  и честности субъектов внутреннего  контроля: если персонал организации,  в служебные функции которого  входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет быть эффективной.

9. Принцип соответствия: степень  сложности СВК должна соответствовать  степени сложности подконтрольной  системы. Необходимо, чтобы звенья  СВК могли быстро реагировать на изменения соответствующих звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.

10. Принцип постоянства: постоянное  адекватное функционирование СВК  позволит вовремя предупреждать  о возможности возникновения  отклонений, а также своевременно  их выявлять.

11. Принцип приемлемости (пригодности) методологии внутреннего  контроля: означает рациональность  ставящихся перед центром ответственности (ЦО) контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов.

12. Принцип непрерывности  развития и совершенствования:  со временем даже самые прогрессивные  методы управления устаревают. СВК  должна быть построена таким  образом, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

13. Принцип приоритетности: абсолютный контроль над обычными  незначительными операциями (например, мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты-эффект».

14. Принцип комплексности:  объекты различного типа должны  быть охвачены адекватным контролем,  нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

15. Принцип согласованности  пропускных способностей различных  звеньев СВК: в различных сопряженных  звеньях СВК должно обеспечиваться  согласование передачи данных. Так,  теряется смысл быстродействия компьютерной программы, например, контролирующей отпуск товаров на предмет соблюдения лимита, если «узким местом» оказывается скорость обмена информацией между отделом сбыта (коммерческим) и бухгалтерией или ввод данных, осуществляемый вручную сотрудником, не имеющим должной подготовки.

16. Принцип оптимальной  централизации (или адекватности  оргструктуры): динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования  СВК обусловливаются единством  и оптимальным уровнем централизации  оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Вместе с тем каждый тип оргструктур имеет свои недостатки (например, медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры), поэтому необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

17. Принцип единичной  ответственности: во избежание  безответственности недопустимо  закрепление отдельной функции за двумя или несколькими ЦО. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним ЦО. Однако за одним ЦО может быть закреплено также несколько контрольных функций. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он также должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольной функцией внутреннего аудитора в этом случае должно являться осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор также оценивает законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных бухгалтером.

18. Принцип потенциальных  функциональных имитаций: временное  выбытие отдельных субъектов  внутреннего контроля не должно  прерывать контрольных процессов.  Для этого каждый работник (субъект  внутреннего контроля) должен уметь  имитировать контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля на время их выбытия. Стоит отметить, что данный принцип распространяется и на ЦО.

19. Принцип регламента: эффективность функционирования СВК прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Следует отметить, что это относится не только к контрольной сфере, но и ко всему управлению организацией, так как в случае отсутствия готового решения приходится импровизировать, что требует дополнительных затрат. Кроме того, интуитивно-импровизированный способ решения срабатывает только при определенном масштабе бизнеса.

20. Принцип разделения  обязанностей: функции между сотрудниками  распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

Информация о работе Внутренний контроль в организациях