Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы внутреннего контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие и цели внутреннего контроля…………………………………5
1.1 Понятие и элементы системы внутреннего контроля………………5
1.2 Цели и задачи внутреннего контроля………………………………..9
Глава 2 Этапы и принципы внутреннего контроля……………………………12
2.1 Этапы внутреннего контроля………………………………………..12
2.2 Принципы системы внутреннего контроля…………………………14
Глава 3 Организация системы внутреннего контроля в различных сферах
Республики Казахстан…………………………………………………….20
3.1 Система внутреннего контроля предприятия за движением
денежных средств…………………………………………………………20
3.2 Организация внутреннего контроля в коммерческих банках РК….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной научной литературы…………………………………29
21. Принцип разрешения
и одобрения: в пределах
22. Принцип взаимодействия и координации: контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.
Совокупность указанных принципов является основанием эффективности СВК, т.е. функционирование СВК при соблюдении данных принципов эффективно независимо от организационно-правовой формы, размера, видов и масштаба деятельности организации.
Глава 3 Организация системы внутреннего контроля в различных
сферах Республики Казахстан
3.1 Система внутреннего контроля предприятия за движением
денежных средств
Установление внутреннего
контроля в организациях находится
в сфере интересов самих
Движение денег, связанных с их получением и выдачей, требует правильного оформления документов, по которым осуществлялись такие операции. Все кассовые приходные и расходные ордера и другие денежные документы должны заполняться четко, без исправлений. Приложения, по которым осуществлялись кассовые операции, должны погашаться штампами «получено» или «оплачено» с указанием даты и подписью. Связано это с предупреждением использования документов повторно, с целью списания денег вторично по одному и тому же документу, с выпиской нового расходного ордера.
Например, выдача заработной платы осуществляется по платежной ведомости, которая должна заверяться бухгалтером и утверждаться руководителем. Как правило, такое происходит редко. На выданную заработную плату оформляется общий расходный ордер, который подписывают руководитель и бухгалтер, в то время как платежная ведомость с подписями получателей денег остается у кассира, не подписанная руководством. Случается, что на платежной ведомости не указывается и дата выдачи. Во избежание повторного использования ведомости необходимо полное оформление расчетных документов. Зачастую бухгалтерами или кассирами погашаются кассовые ордера, тогда как следует погашать именно приложения (платежные ведомости, расчеты, заявления и т.п.). Ведение кассовых операций предусматривает наличие и заполнение журнала регистрации приходных и расходных ордеров и кассовой книги, которая должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена печатью предприятия и подписями ответственных лиц. В последнее время, в связи с компьютеризацией учета, отдельные требования по оформлению кассовых операций не выполняются, хотя ведение кассовой книги и отчета кассира допускается и в виде машинограммы.
Системы контроля при совершении, например, кассовых операций, разработаны давно, но уже забыты. Например, современному бухгалтеру невдомек, почему кассовая книга должна заполняться обязательно ручкой, а отчет кассира — через копировальную бумагу. Кассовая книга представляет собой журнал, записи в котором осуществляются через копировальную бумагу, с отрывной частью, которая и является отчетом кассира. При этом в кассовой книге записи осуществляются ручкой, соответственно отчет кассира, исполненный под копирку, должен по записям совпадать с кассовой книгой. В случае заполнения отчета кассира, наоборот, ручкой, а кассовой книги через копирку, возможна замена отчета кассира на другой. Запись, совершенная под копирку, легко удаляется резинкой. При этом в кассовую книгу могут быть внесены новые суммовые показатели.
В операциях по получению или сдаче наличных денег следует обращать внимание на порядок оформления расчетных и иных документов. Получение денег с расчетного счета сверяется по приходному ордеру, выписке банка, корешку чековой книжки, кассовой книге и корешку приходного ордера, прилагаемого к выписке банка. Показатели этих документов должны совпадать по сумме.
Процедуры внутреннего контроля предприятия основываются на защитных принципах бухгалтерского учета. В системе внутреннего контроля применения требует инвентаризация, представляющая собой осмотр и подсчет денежных средств.
Национальным стандартом финансовой отчетности №2 в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предусматривается проведение ревизии в целях организации внутреннего контроля.
В сроки, установленные руководителем организации, производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всех наличных денег и проверкой чеков и ценных бумаг, находящихся в кассе. Для производства ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая по результатам ревизии составляет акт в двух экземплярах.
Ревизия кассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг).
Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме. Заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту, не принимаются.
В акте ревизии остатки находящихся в кассе денежных средств сверяются с данными учета на день ревизии, и определяется результат. При обнаружении ревизией в кассе недостачи или излишка в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения. При обнаружении выдачи денег из кассы, не подтвержденных распиской получателя в расходном кассовом ордере, эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. При этом выписывается расходный кассовый ордер на имя кассира. Если сумма наличных денег не оправдана приходным кассовым ордером, то они считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации путем выписки приходного кассового ордера.
Таким образом, ревизия денежных средств на анализируемом предприятии проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учетной политикой, разработанной на предприятии.
3.2 Организация внутреннего
контроля в коммерческих
Механизм системы внутреннего контроля в банке — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.
Элементами механизма системы являются:
Контрольная среда в первую очередь определяется политикой банка по отношению к системе внутреннего контроля. Система внутреннего контроля в коммерческих банках Казахстана создается для осуществления следующих целей:
1) операционная и финансовая эффективность деятельности банка, что предполагает проверку эффективности и рентабельности управления активами банка и определения вероятности убытков;
2) надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации. Данная цель предполагает проверку составления достоверной и качественной финансовой отчетности, и других финансовых документов, используемых банком при принятии решений;
3) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан, что предполагает проверку соблюдения банком законодательства, а также требований документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка.
Политика банка по внутреннему контролю определяет:
- все риски, которым подвержен банковский холдинг и его дочерние организации;
- масштаб и частоту проведения внутреннего контроля;
- требования к составлению плана проведения внутреннего контроля банка.
Совет директоров и руководство банка обеспечивают наличие адекватной системы внутреннего контроля и создают условия для исполнения сотрудниками банка своих обязанностей в области внутреннего контроля.
Регламентация определяется законодательными актами АФН и внутренними документами банка, которыми предусматривается создание надлежащей структуры контроля, включающей:
- проверки, осуществляемые руководством;
- систему согласований и делегирования прав;
- надлежащий контроль за различными подразделениями;
- проверки соблюдения лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений;
- систему сверки счетов и перекрестной проверки;
- инвентаризацию имущества.
Контрольная деятельность – это методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля.
Периодичность осуществления наблюдения за различными видами деятельности банка определяется исходя из связанных с ними рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности банка.
Специальный контроль в банках Казахстана осуществляет служба внутреннего аудита, которая создается для проверки соответствия системы внутреннего контроля рекомендациям АФН или наделяется полномочиями ответственное лицо, осуществляющее функции внутреннего аудитора.
Целью внутреннего аудита является оценка адекватности и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками по всем аспектам деятельности банка, информацией о состоянии выполнения подразделениями банка, возложенных функций и задач, а также предоставление действенных и эффективных рекомендаций по улучшению работы.
Служба внутреннего аудита создается с целью решения задач, возникающих при осуществлении советом директоров функций по обеспечению наличия и функционирования адекватной системы внутреннего контроля путем предоставления объективной оценки состояния системы внутреннего контроля и рекомендаций по их совершенствованию.
Основными функциями службы внутреннего аудита являются:
1) подготовка отчетности для совета директоров (наблюдательного совета) о деятельности службы внутреннего аудита;
2) установление областей рисков в операциях банка, которые в текущем году необходимо подвергнуть внутреннему и внешнему аудитам;
3) определение достоверности и точности финансовой информации, предоставляемой руководству банка и внешним пользователям;
4) установление любых существенных недостатков в бухгалтерском учете или внутреннем аудите, выявленные внешними или внутренними аудиторами;
5) определение соблюдения банком нормативных правовых актов, внутренних положений, устава банка, а также внутренних правил, утвержденных советом директоров (общим собранием участников) банка;
6) проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками;
7) проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков банка и процедур управления рисками методик, программ, правил, порядков и процедур совершения операций и сделок, управления рисками;
8) проверка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
9) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;
10) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества банка;
11) оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых операций;
12) проверка соответствия внутренних документов нормативным правовым актам Республики Казахстан;
13) проверка процессов и процедур внутреннего контроля;
14) оценка функционирования отдела кадров;
15) оценка наличия норм законодательства Республики Казахстан и внутренних положений банка, касающихся операций банка, включая методики, принципы, правила относительно организационной структуры и управления банком;
16) другие вопросы, предусмотренные внутренними документами банка.
Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах банка определяется порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга). Банк принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность банка.