Внутренняя среда организации для принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании. Задачи:
Рассмотреть общую характеристику внутренней среды организации;
Охарактеризовать переменные внутренней среды организации, такие, как цели и задачи, структура, технология, персонал.
Проследить взаимосвязь внутренних переменных организации;
Провести анализ внутренней среды организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика внутренней среды организации. ……..........5
Переменные внутренней среды организации
Цели и задачи внутренней среды организации………………………….5
Структура, технологии, персонал………………………………………...9
Взаимосвязь внутренних переменных…………………………………..13
Глава 2. Анализ внутренней среды организации……………………………..16
2.1. Анализ использования трудовых ресурсов…………………………….16
2.2. Анализ маркетинговой деятельности……………………………………18
2.3. Анализ финансовых результатов………………………………………..21
2.4. SWOT – анализ……………………………………………………………23
Глава 3. Анализ внутренней среды ЗАО
«Деревообрабатывающий комбинат»…………………………………………27
3.1. Общая характеристика ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат»……27
3.2. Применение SWOT- анализа для оценки тенденции развития
ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» …………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - последняя версия.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Единичное, мелкосерийное  или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.

Массовое или  крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.

Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций [5]. Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления продукции, на скорость ее устаревания, на эффективность обработки информации, а также на то, какого рода услуги и новые продукты потребители ожидают от организации. Известны, например, случаи, когда маленькая фирма выпускала новую интегральную схему, что приводило к необходимости снимать с производства крупной фирмы целое изделие. Отсюда следует, что организация должна быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Эту необходимость быстрого реагирования на технологические нововведения можно подтвердить кратким перечнем последних новшеств, которые глубоко затронули организации и общество — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, робототехника, генная инженерия.

Персонал, то есть люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого положения  люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе [10,c.150].

  Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации. Говоря о профессионализме менеджера, необходимо иметь в виду два аспекта. Первое - он должен знать, что и как нужно делать для того, чтобы наиболее эффективно производить товары или услуги. Соответствующее оборудование рабочего места, методика выполнения работ, техника, обеспечивающая анализ результатов, - все это необходимо для уверенности в том, что производственный процесс протекает эффективно и на должном уровне. Второе, что нужно знать менеджеру,  сколько работников, каких профессий ему необходимо привлечь. После того, как менеджер приведет в соответствие объемы работ и число работников, он получит возможность определить качество и количество продукции. При расчетах нужно учитывать соответствие продукции стандартам, норму выработки и уровень качества. Для достижения требуемого уровня качества можно применять различные схемы материального поощрения, премии, создание благоприятных условий труда и т.п. Важным звеном в обеспечении производительности труда является надежность персонала. Высокая текучесть кадров и прогулы говорят о низкой надежности персонала и, как следствие, о низкой производительности труда.

Люди являются центральным  фактором в любой модели управления. Управление людьми, которые отличаются высокими предпринимательскими способностями - это высокое искусство, и основа всех прибылей и потерь полностью зависит оттого, какова система оплаты и стимулирования.

Итак, структура организации – это взаимоотношения уровней управления, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Технология  - это  определенные стандарты и механизмы и механизацию.  Персонал  - это люди, работающие в организации.

 

1.3.Взаимосвязь  внутренних переменных

 

В управленческой практике внутренние переменные никогда  не  могут рассматриваться независимо друг от друга. Значительные изменения одной  переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные.  Влияние этих последующих изменений может значительно превосходить то, что  изначально их вызвало [6,c.168]].


Мы показали наиболее значимые из внутренних переменных в организации отдельно в целях упрощения объяснения их основных характеристик. Однако очень важно понимать, что в управленческой практике эти критические переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Мы четко подчеркнули, например, тесную взаимосвязь содержания работы и технологии.

Влияние этих последующих изменений, как нам предстоит узнать, может значительно превосходить то, что изначально их вызвало. Каждая из школ управления внесла заметный вклад в понимание различных внутренних переменных, тем не менее именно развитие теории систем помогло создать концепцию организации как целостности, состоящей из взаимозависимых частей [9].

Рис 1. представляет собой модель, показывающую взаимоотношения  внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей.

 

 

 

 

 

                                 Технология


 




 



                              Рис. 1. Взаимосвязь внутренних переменных.

Этот рисунок  представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, задач, структуры, технологии и людей. Но нужно не забывать, что организация – открытая система. И поэтому эта схема не может быть полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные [9].

Рис. 1. нельзя рассматривать как адекватную, полную модель переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Внешние переменные, тоже сильно влияют на организацию. Рис. 1. правильнее было бы рассматривать как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные) [10,c.158].

Таким образом, все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переме6нной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например людях. Попытки рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической всегда имеет положительный эффект: все это благотворно сказывается на производительности и условиях труда. Если  руководство занимается только технологией, оно не может добиться поставленных целей. Если же  оно начинает учитывать индивидуальное и групповое поведение, негативные влияния нового метода уменьшаются и организация в итоге достигает своей цели.

Итак для успешного  развития и реализации своей деятельности организации недостаточно взаимодействия ее внутренних переменных. Они должны постоянно изменяться в соответствие с изменениями происходящими во вешней среде и на рынке. Для наиболее эффективного использования внутренних переменных с учетом изменений на рынке, необходимо постоянно проводить анализ. Некоторые виды анализа будут описаны во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ внутренней среды

2.1 Анализ использования  трудовых ресурсов

 

Чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития.

Внутренняя среда  организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [4,c.87].

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая  обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа являются следующие: изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений

Если фактический  средний тарифный разряд рабочих  ниже планового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее квалифицированных работах [4,c.87].

Персонал предприятия  представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, направленной на получение прибыли или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей. В условиях рынка необходимый профессионально-квалификационный состав работников каждого предприятия формируется с учетом действующих на рынке труда и производства законов спроса и предложения [4,c.90].

Основные задачи анализа использования трудовых ресурсов состоят в том, чтобы  наиболее точно оценить выполнение установленных заданий и выявить  резервы дальнейшего роста производительности труда и экономного расходования фонда заработной платы, увеличения производства продукции.

В связи с  этим при анализе использования  трудовых ресурсов следует обратить внимание на правильную оценку соблюдения установленного лимита численности работающих, итогов выполнения установленных заданий и темпов роста выработки одного работника и одного работающего, использования рабочего времени, влияния целодневных и внутрисменных простоев на производительность труда и объем продукции.

 С этой  целью проводится оценка обеспеченности  предприятия трудовыми ресурсами,  эффективность их использования, движение рабочей силы, а также изучить степень производительности труда и факторы, влияющие на нее.

Таким образом, в задачи анализа использования  трудовых ресурсов входят:

  • в области использования рабочей силы -  оценка обеспеченности предприятия необходимыми кадрами по численности, составу, структуре, уровню квалификации; установление соответствия профессионального состава и уровня квалификации работающих требованиям производства; изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы, анализ влияния численности работающих на динамику продукции; проверка данных об использования рабочего времени и разработка мероприятий лучшего использования рабочего времени и по устранению непроизводительных затрат рабочего времени;
  • в области производительности труда – установление уровня производительности труда по структурным подразделениям; сопоставление полученных показателей с показателями предыдущих периодов; определение экстенсивных и интенсивных факторов роста производительности труда; оценка факторов, влияющих на рост производительности труда; выявление резервов дальнейшего роста производительности труда и их влияние на динамику выпуска продукции.

Из всего этого следует, что анализ трудовых ресурсов играет важную роль в анализе внутренней среды организации, т.к непосредственно определяет укомплектованность предприятия, способствуя тем саамы снижению затрат на содержание лишних кадров. Повышает эффективность предприятия.

 

2.2.  Анализ целей  и задач

 

 

Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств “конструктора”. В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

Всякая цель обладает двойственностью  содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей  объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления [6] .

От цели управления как некоего  заранее заданного идеального конечного  результата всегда необходимо отличать реально достигнутый результат (эффект). Здесь могут быть следующие варианты.

Во-первых, конечный результат может  быть не только предельно близким к поставленной цели, но и даже в чем-то превосходить ее отдельные составляющие.

Второй вариант - достигнутый результат  все же уступает поставленной цели. Поэтому для любого специалиста, для любого руководителя, для групп  экспертов важно быть предельно самокритичным. Предварительные оценки цели - пессимистические и оптимистические - должны быть тщательно сбалансированы.

И, наконец, в управлении весьма часто  наблюдается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в явное противоречие с поставленными ранее целями. Обычно изначально такие цели имеют больше видимость позитивных, социально значимых, но достигнутые результаты часто оказываются прямо противоположными намеченным целям. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира борьба с алкоголизмом, коррупцией, бандитизмом, наркоманией и т. п. - имеющиеся проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются.

Практика показывает, что понятию цели и условиям ее достижения необходимо уделять особое внимание. Цель любой деятельности человека всегда возникает и развивается как осознанная, сознательная цель. Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека. Поставив себе определенную цель, человек обязан подчинить ей свои желания, волю, характер, интеллект.

Информация о работе Внутренняя среда организации для принятия управленческих решений