Диверсификация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в поиске путей решения диверсификации производства как реальной возможности выживания в рыночных условиях. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
изучить сущность диверсификации производства, ее целей и мотивов;
изучить диверсификацию и неценовую конкуренцию;
дать рекомендации по развитию диверсификации на Белорусском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 4
1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 7
1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 21
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 23
2.3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 208.47 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4

1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 4

1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 7

1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 15

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 21

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 21

2.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 23

2.3.ОСНОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данном работе рассмотрена  одна из стратегических альтернатив  перспективного планирования - диверсификация. Эта проблема долгое время не находила отражения ни в отечественной  экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились ещё в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор  не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности  большинства предприятий, желающих или вынужденных пройти процедуру  диверсификации.

Существующие теоретические  наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались, прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт тот самый  был настолько неоднозначен и  противоречив, что мешал выработке  единой концепции диверсификации. Поэтому  до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна  и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.

Актуальность данной темы обусловлена несколькими обстоятельствами:

Во-первых, современные рыночные отношения находятся в постоянной динамике, поэтому предприятиям крайне сложно поддерживать привлекательность  занятой отрасли.

Во-вторых, грамотно спланированный и организованный процесс диверсификации способствует повышению продуктивности работы фирмы и каждого его  подразделения.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий белорусской экономики является актуальным. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала, кроме того, в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране диверсификация способствует переливу капитала и преодолению монопольной структуры производства, формированию необходимой для рынка конкурентной среды.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и  перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской  деятельности преследует различные  цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Цель курсовой работы заключается  в поиске путей решения диверсификации производства как реальной возможности  выживания в рыночных условиях.

Исходя из цели, формируются  задачи курсовой работы:

    • изучить сущность диверсификации производства, ее целей и мотивов;
    • изучить диверсификацию и неценовую конкуренцию;
    • дать рекомендации по развитию диверсификации на Белорусском рынке.

Объект исследования –  диверсификация производства – реальная возможность выживания в рыночных условиях.

Источниками информации для  вышеперечисленных задач являются сборники научных трудов, периодическая  литература.

В первой части курсовой работы рассматриваются теоретические  основы диверсификации производства. Здесь приводятся цели и мотивы диверсификации производства; рассматривается инвестиционная привлекательность отраслей и сфер деятельности и диверсификация и  неценовая конкуренция.

Вторая часть курсовой работы посвящена анализу диверсификации производства на Белорусском рынке, основным методам определения эффективности.

 

 

ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

 

1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Диверсификация производства - это расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Историю диверсификации можно представить как эволюцию манипулирования набором товаров и переливом капитала [1].

Или же проще говоря:

Диверсификация производства — это процесс вынужденного проникновения специализированных компаний в новые для себя сферы и виды экономической деятельности с целью обеспечения стабильных и устойчивых условий функционирования в нестабильной среде.

С одной стороны, эта форма  отражает децентрализацию средств  производства, а с другой – концентрацию различных   видов деятельности,   базируется   на специализации  и кооперации труда. Количественные изменения в специализации и  концентрации производства, накапливаясь, приводят к качественному скачку, что находит свое проявление в  новой по содержанию форме организации производства — диверсификации [2].

Главная функция диверсификации производства — адекватное приспособление к изменениям внешней среды, и  трансформируется она в конкретные цели структурной политики, определяемые потребностью рынка в  том или  ином виде продукции, работ и услуг. Диверсификация как объективное  явление закономерно возникает  на определенной стадии развития воспроизводственного процесса при наличии соответствующих  предпосылок. Предпосылки диверсификации и новые возможности функционирования фирм сосредоточены в самом товаре и монопродуктовом виде деятельности.

Выбор диверсификационной стратегии  зависит главным образом от финансового  состояния предприятия. Пока компания получает прибыль в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Однако по мере замедления роста диверсификации становится привлекательным средством улучшения перспектив фирмы. Диверсификации быть может и в том случае, если у фирмы есть технологический разработки, ключевые компетенции или ресурсная база для успешной конкуренции в других отраслях.

Рисунок 1. Цели, Мотивы и Предпосылки диверсификации

Помимо основных целей, существуют 3 основные цели диверсификации производства:

• цели роста которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций;

• цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и непредсказуемых явлений;

• цели гибкости, предусматриваемые для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий.[15]

 

Не существует готовой  формулы для определения готовности фирмы к диверсификации. Вообще считается, что диверсификация назрела если:

  1. сужаются возможности развития текущего бизнеса;
  2. диверсификация открывает новые возможности повышения потребительской ценности товаров или упрочнения конкурентного положения;
  3. можно перенести имеющиеся компетенции и возможности в другие отрасли;
  4. диверсификации в смежные отрасли позволяет сократить издержки производства;
  5. у фирмы есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.
  6. Компании одной отрасли обслуживают разные рыночные ниши, и каждая имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому они избирают разные способы диверсификации и приступают к этому процессу в различное пора.[12]

Диверсификация оправдана  лишь в том случае, если повышает благосостояние акционеров. "Для  роста курса акций фирмы недостаточно просто распределить риски по нескольким отраслям. Владельцы акций и сами могут снизить степень опасности, вложив средства в фирмы разных отраслей или во взаимные фонды" [4, с.115]. Строго говоря, диверсификация выгодна акционерам только в том случае, если диверсифицированные производства работают под корпоративным зонтиком лучше, чем каждое в отдельности, т.е. если объединенные в одну корпорацию фирмы показывают показатели выше, чем каждая из них при самостоятельном функционировании.[15]

Решение вопроса «когда диверсифицироваться» зависит, с одной стороны, от конкурентной позиции фирмы на рынке, а с  другой — от остающихся возможностей в ее базовой отрасли. Следует  подчеркнуть, что не существует четко  определенного момента, в который  компании должны проводить диверсификацию. В самом деле, они могут рационально  выбирать различные подходы к  вопросу о диверсификации и использовать их в разные моменты времени [6].

Чтобы определить реально  ли диверсификация назрела и оправдана, надобно оценить эффективность  подразделений фирмы как самостоятельных  предприятий. Сравнение фактической  и предполагаемой эффективности  не дает точного результата. Решение  о диверсификации вынужденно принимается  на основе ожиданий, или прогнозов. Однако не стоит отказываться от попыток  определить влияние диверсификации на положение акционеров. При разработке стратегии диверсифицированного роста  целесообразно использовать три  критерия:

1. Критерий привлекательности  отрасли. Отрасль, избранная для  диверсификации, должна быть довольно  привлекательной, т.е. обеспечивать  приемлемую прибыль на вложенный  капитал. Привлекательность отрасли  определяется наличием в ней  благоприятных конкурентной и  рыночной среды, создающих основу  долгосрочной прибыльности. Привлекательность  отрасли не оценивают по таким  изменчивым показателям, как быстрые  темпы роста или наличие пользующихся  повышенным спросом товаров.

2. Критерий затрат на  вхождение в отрасль. Затраты  на вхождение в новую отрасль  не должны превышать потенциальной  прибыли от работы в ней.  Чем привлекательнее отрасль,  тем выше входные барьеры. Для  компаний-новичков входные барьеры  практически вечно высоки; невысокие  барьеры стимулируют большой  приток новых компаний, что ведет  к снижению потенциальной прибыльности. Приобретение ведущей фирмы в  отрасли вечно сопряжено с  большими затратами. Слишком высокие  входные издержки автоматически  снижают будущую прибыль и  предполагаемую цена(у) акций  фирмы.

3. Критерий дополнительных  преимуществ. Диверсификация в  новые направления должна повышать  эффективность существующих и  новых подразделений фирмы. Вероятность  получения результата 1+1=3 возрастает, если диверсификация происходит  в отрасли с конкурентно значимым  совпадением цепочек ценности; это  позволяет снизить издержки, обмениваться  технологиями и опытом, создавать  ценные компетенции и возможности  и действенно использовать имеющиеся  ресурсы (например, репутацию брэнда). Если дополнительных преимуществ  не образуется, диверсификация вряд  ли обеспечит желаемый результат.

На оптимальный результат  можно рассчитывать при соответствии всем трем критериям. Решение о диверсификации, основанное на двух или одном критерии, следует тщательно обдумать.[12]

 

 

1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, вариантов  довольно ограниченного вторжения  в новую область производства только внутри данной страны («узкая»  диверсификация) до вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).

При рассмотрении проблемы диверсификации следует выделить два вида диверсификации:

•   косвенная, при которой общие факторы ограничены финансами и управлением коммерческими предприятиями. Ситуация характерна для инвестиционных компаний и промышленных холдинговых групп;

•   прямая, когда существуют дополнительные общие факторы, такие как технологическое ноу-хау, маркетинговые или экспертные услуги.

Согласно этому, мы имеем  дело с «вертикальной интеграцией», когда компания использует часть  ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые  будут поставлять ей необходимые  материалы и сырье и/или будут  обеспечивать рынки сбыта для  ее продукции. На основе такого деления  можно выделить три процесса диверсификации:

•   Замена — этот процесс  используется для имеющейся комбинации продукт—рынок, которая утратила свою жизнеспособность в силу либо «морального» износа, либо жесткой конкуренции.

• Дополнение — данный процесс целесообразно применять для существующей комбинации продукт—рынок, которая достигла стадии зрелости и насыщения, когда рост потенциала не оправдывает применения допустимых средств и ресурсов.

•   Страхование —  этот процесс может использоваться для преодоления условий спада  либо возможного перенасыщения рынка. Он осуществляется преимущественно  путем распределения инвестиций и величины риска на все сферы  производства.

Все эти процессы, рассматриваемые  в качестве побудительных мотивов, могут существовать отдельно, но могут  и сочетаться друг с другом, это  зависит от конкретных обстоятельств  в каждой компании, поэтому и выбор  формы диверсификации требует хорошего обоснования и тщательного планирования в соответствии с этими обстоятельствами.

Для более полного изучения особенностей диверсификации деятельности предприятий ученые выделяют такие  ее виды:

1. По направлению

• Вертикальная (создание замкнутой  технологической цепочки производства и продвижения товара к потребителю);

• Горизонтальная (создание нового продукта в пределах основного  профиля фирмы, расширение каналов  сбыта продукции);

• Конгломератная или боковая  (производство новой продукции, не связанной с традиционной деятельностью фирмы);

• Перекрестная (комбинирование горизонтальной и вертикальной диверсификации);

• Смешанная (комбинирование горизонтальной, вертикальной и конгломератной диверсификации).

Информация о работе Диверсификация производства