Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в поиске путей решения диверсификации производства как реальной возможности выживания в рыночных условиях. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
изучить сущность диверсификации производства, ее целей и мотивов;
изучить диверсификацию и неценовую конкуренцию;
дать рекомендации по развитию диверсификации на Белорусском рынке.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 4
1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 7
1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 21
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 23
2.3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
3. Теоретически считается,
что неродственная
Несмотря на все перечисленные
недостатки, в определенных обстоятельствах
стратегия неродственной
При неродственной диверсификации очень важно определить ее масштабы. В связи с этим, менеджмент должен иметь четкое представление о том, сколькими подразделениями он может управлять. Необходимо установить минимальный и максимальный уровень диверсификации: первый определяется необходимыми показателями прибыльности и роста, второй - возможностями эффективного менеджмента. Оптимальный уровень диверсификации пребывает где-то между двумя этими точками.
1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Диверсификация зародилась в эпоху массового производства в конце XIX—начале XX веков. Однако носила, как правило, случайный характер, и «соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы» .
Прежде чем диверсификация
приобрела современные черты, она
в рамках главной стратегии достижения
долгосрочных целей прошла сложный
путь развития, изменяясь как в
зависимости от внешних обстоятельств,
так и внутрипроизводственных факторов.
История диверсификации — это
история эволюции от манипулирования
набором товаров к
Таблица 1. Эволюция Диверсификации
Эпохи исторического развития |
Экономические предпосылки |
Средства достижения целей производства |
Преобладающая форма организации производства |
Последствия |
Эпоха массового производства (до конца 20-х г.г.) |
Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли |
Создание товара для рынка. Снижение издержек производства |
Специализация производства («чистые отрасли») |
Создание товарных рынков |
Эпоха массового сбыта (до середины 50-х г.г.) |
Концентрация производства и децентрализация капитала в пределах отраслей. |
Манипулирование набором товаров, используемых
в определенной области |
Горизонтальная диверсификация. Продуктовая
(товарная) диверсификация. |
Преодоление границ товарных рынков |
Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции) |
Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей) |
Отраслевые рынки. Межотраслевые рынки | ||
Постиндустриальное общество |
Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция |
Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности. Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности |
Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности) |
Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки |
Перенакопление капитала в отдельных странах |
Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей |
Географическая диверсификация (набор
стран). |
Преодоление границ национальных рынков. Региональные рынки. | |
Критическая масса объемов производства в мировом масштабе |
Оптимизация прибыльности в пределах деятельности |
Интернационализация производства |
Эффект мультипликации на мировом уровне | |
Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе |
Стратегия глобальной оптимизации деятельности |
Глобальная диверсификация |
Преодоление границ региональных рынков | |
Эпоха информационных технологий (с конца 90-х г.) |
Мировая конкуренция |
Глобальная оптимизация |
Мировая экономика |
Мировой рынок |
Первый этап
можно назвать продуктовой или
товарной диверсификацией. Для него
характерно производство разнообразной
продукции из одного и того же сырья
на основе использования единой технологии.
Расширение номенклатуры и ассортимента
выпускаемой продукции
Процесс концентрации ресурсов
на основных направлениях производственной
деятельности способствовал завоеванию
позиций на товарных рынках, активизировал
мобилизацию дополнительных резервов
для накопления капитала. Отрасли
были четко разграничены и имели
хорошие перспективы роста. Исчерпание
положительного эффекта масштаба обусловило
новую тенденцию развития диверсификации,
а качественно новые условия
накопления капитала привели к активному
проникновению фирм в другие отрасли
и сферы экономической
Важнейшим качественным
отличием является
В рамках одной фирмы усиливалось
динамичное формирование целостности
воспроизводственного цикла, обусловленного
технологической
Следующий этап развития
диверсификации отражал
Компаниям становилось выгодным
идти по пути присоединения к
Расширение возможностей миграции капиталов осуществлялось объединением и манипулированием набором отраслей и сфер деятельности и по сути соответствовало широкому пониманию диверсификации. Появление нового этапа диверсификации проявилось в поиске новых сфер деятельности за рубежом путем сочетания доминантного товарного принципа организации производства и сбыта с территориальным продвижением товара по различным географическим направлениям.
За национальные границы выносились стадии воспроизводства капитала, само производство прибавочной стоимости. В процесс расширенного воспроизводства капитала во все больших масштабах вовлекались природные и людские ресурсы других стран, происходило присвоение растущей части произведенного в них прибавочного продукта.
Главной целью географической
диверсификации является максимизация
прибыли за счет инвестирования в
страны и отрасли, обеспечивающие более
высокую норму и массу прибыли
по сравнению со страной происхождения
капитала. Манипулирование заграничными
инвестициями становилось средством
извлечения выгоды из страновых различий
в условиях и издержках производства.
Географическая диверсификация явилась
следствием международного разделения
труда между странами в определенных
количественных и качественных соотношениях,
опосредованного обменом
Интернационализация хозяйственной
деятельности расширила базу международной
конкуренции товаров. Широкое распространение
конкуренции ускорило протекание диверсификации:
идет быстрое обновление товарной номенклатуры
продукции, усиливается поиск новых
конкурентоспособных товаров, повышаются
требования к качественным характеристикам
изделий в планетарном
Прежде чем «примерить»
этапы эволюции диверсификации
на отечественную экономику,
Основными выводами по данной
главе являются, то что диверсификация
производства представляет собой развитие
нескольких видов производства одним
предприятием, увеличение ассортимента
выпускаемой продукции. Это залог
успешной и продуктивной деятельности
любой организации, а также курс
на создание многопрофильного производства.
Она помогает снизить риски, увеличить
круг потребителей продукции предприятия,
повысить отдачу от имеющихся фондов
компании, и в целом, увеличить
эффективность финансово-
Также ретроспективный анализ диверсификации производства позволяет основываться на прошлый опыт и синтезировать новые методы диверсификации.[17]
.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Диверсификация производства позволяет повысить эффективность хозяйствования предприятия, причем не только в данный момент времени или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. Отсутствие комплексного и целостного подхода к проведению диверсификации производства ограничивает получение достаточно точной информации для принятия решений по осуществлению диверсификации. Таким образом, для эффективного осуществления данной стратегии необходима системность её разработки и реализации как совокупности взаимосвязанных этапов, процессов, осуществляемых с учетом всех систем и элементов производства, а также характеристик внешней среды, что и требует разработки механизма диверсификации производства. Действие данного механизма должно быть направлено на осуществление диверсификации производства на основе оптимизации потенциала диверсификации и с учетом угроз резкого снижения спроса на продукцию предприятия.
Под механизмом диверсификации производства предприятий будем понимать определенную систему, определяющую порядок, содержание и взаимосвязь процессов, процедур, элементов и методов, организационного обеспечения и информационных потоков, направленных на осуществление производства новой продукции.
Механизм включает в себя такую последовательность этапов: мониторинг причин резкого снижения спроса на продукцию, выявление рыночных возможностей предприятия, прогноз спроса на продукцию, анализ готовности предприятия к осуществлению диверсификации производства, оценка потенциала диверсификации производства, повышение потенциала диверсификации производства, планирование и подготовка к диверсификации, проведение диверсификации, оценка эффективности диверсификации производства.
Мониторинг причин снижения спроса позволяет получить информацию об угрозах резкого снижения спроса на продукцию, что является основой для осуществления прогноза спроса на продукцию. Кроме того, для прогнозирования спроса на продукцию необходимым является исследование и выявление рыночных возможностей предприятия, что предусматривает отслеживание основных тенденций на рынке с целью выявления возможных изменений в структуре спроса и предложения на отдельные виды продукции, а также изменений в технологической сфере. На этапе анализа готовности предприятия к осуществлению диверсификации производства оцениваются основные составляющие потенциала предприятия: организационный, производственный, финансовый, трудовой, инвестиционный, инновационный и рыночно-сбытовой. Оценка потенциала диверсификации производства проводится с целью выявления имеющихся у предприятия возможностей выпускать отличные от существующих виды продукции, обеспечив при этом положительные, при прочих равных условиях, значения основных финансово-хозяйственных показателей. Следующим важным этапом механизма является блок повышения потенциала диверсификации производства. Для увеличения потенциала диверсификации производства целесообразно применять экономико-математическую модель, позволяющую определять приоритетные направления расширения производственных возможностей предприятия.
Одним из преимуществ данного
механизма является то, что посредством
выявления причин резкого снижения
спроса и выявления рыночных возможностей
предприятия предусматривается
осуществление прогноза спроса на продукцию,
предприятию предоставляется
При планировании и подготовки
к диверсификации производства используется
информация об угрозах резкого снижения
спроса на продукцию и информация
об изменении рыночной конъюнктуры.
Важность данной информации обусловлена
возможными резкими изменениями
во внешней среде. На основании осуществления
процесса планирования и подготовки
к диверсификации производства руководителям
предприятия предоставляется