Диверсификация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в поиске путей решения диверсификации производства как реальной возможности выживания в рыночных условиях. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
изучить сущность диверсификации производства, ее целей и мотивов;
изучить диверсификацию и неценовую конкуренцию;
дать рекомендации по развитию диверсификации на Белорусском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 4
1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 7
1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 21
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 23
2.3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 208.47 Кб (Скачать файл)

3. Теоретически считается,  что неродственная диверсификация  обеспечивает более стабильный  поток прибыли, поскольку работает  во многих отраслях, находящихся  на разных стадиях жизненного  цикла. Однако на практике добиться  роботы разных отраслей в противофазе  практически невозможно.[4]

Несмотря на все перечисленные  недостатки, в определенных обстоятельствах  стратегия неродственной диверсификации весьма привлекательна, например, если компания хочет покинуть ставшую  непривлекательной отрасль, однако не имеет такого опыта или возможностей, которые можно было бы перенести  в смежную отрасль; или если хозяева  по каким-либо причинам предпочитают инвестировать  в несколько не связанных между  собой отраслей. Обычно отбор неродственной  диверсификации диктуется исключительно  соображениями прибыли.

При неродственной диверсификации очень важно определить ее масштабы. В связи с этим, менеджмент должен иметь четкое представление о  том, сколькими подразделениями  он может управлять. Необходимо установить минимальный и максимальный уровень  диверсификации: первый определяется необходимыми показателями прибыльности и роста, второй - возможностями эффективного менеджмента. Оптимальный уровень  диверсификации пребывает где-то между  двумя этими точками.

 

 

1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ  АНАЛИЗ

 

Диверсификация зародилась в эпоху массового производства в конце XIX—начале XX веков. Однако носила, как правило, случайный характер, и «соблазну перейти границы  отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы» .

Прежде чем диверсификация приобрела современные черты, она  в рамках главной стратегии достижения долгосрочных целей прошла сложный  путь развития, изменяясь как в  зависимости от внешних обстоятельств, так и внутрипроизводственных факторов. История диверсификации — это  история эволюции от манипулирования  набором товаров к манипулированию  набором стран, которую условно  можно разделить на четыре этапа, на каждом из которых происходило  становление таких основных элементов, как: 1) товарный набор; 2) отраслевой набор; 3) набор отраслей и сфер деятельности; 4) набор стран. Каждый последующий  этап был шагом в достижении целей  производства и отличался многообразием  структуры, границ и динамики экономической  деятельности (табл.1).

Таблица 1. Эволюция Диверсификации

Эпохи исторического развития

Экономические предпосылки 

Средства достижения целей производства

Преобладающая форма организации  производства

Последствия

Эпоха массового производства (до конца 20-х г.г.)

Концентрация производства и централизация  капитала в пределах отрасли 

Создание товара для рынка. Снижение издержек производства

Специализация производства («чистые  отрасли»)

Создание товарных рынков

Эпоха массового сбыта (до середины 50-х  г.г.)

Концентрация производства и децентрализация  капитала в пределах отраслей.

Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области 

Горизонтальная диверсификация. Продуктовая (товарная) диверсификация. 

Преодоление границ товарных рынков

Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции)

Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей)

Отраслевые рынки. Межотраслевые  рынки

Постиндустриальное общество

Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция

Перелив капиталов в другие отрасли  и сферы деятельности.

Манипулирование набором  отраслей и сфер деятельности

Многоотраслевая диверсификация (набор  отраслей и сфер деятельности)

Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки 

Перенакопление капитала в отдельных  странах

Экспорт капитала в другие страны. Регулирование  мирохозяйственных связей

Географическая диверсификация (набор  стран). 
Международная интеграция

Преодоление границ национальных рынков. Региональные рынки.

Критическая масса объемов производства в мировом масштабе

Оптимизация прибыльности в пределах деятельности

Интернационализация производства

Эффект мультипликации на мировом  уровне

Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом  масштабе

Стратегия глобальной оптимизации деятельности

Глобальная диверсификация

Преодоление границ региональных рынков

Эпоха информационных технологий (с  конца 90-х г.)

Мировая конкуренция 

Глобальная оптимизация мирохозяйственных  связей

Мировая экономика 

Мировой рынок 


Первый этап можно назвать продуктовой или  товарной диверсификацией. Для него характерно производство разнообразной  продукции из одного и того же сырья  на основе использования единой технологии. Расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции достигалось  путем развития традиционной технологии, улучшения качества и потребительских  свойств товаров. Манипулируя набором  продуктов, фирмы опирались на объективную  основу диверсификации - внутрипроизводственные факторы развития — использование  отходов, результатов научных исследований, производственных мощностей. Особенностью этого периода было то, что главная  забота предпринимателей состояла в  производстве товаров для рынка  и создании самих товарных рынков.

Процесс концентрации ресурсов на основных направлениях производственной деятельности способствовал завоеванию позиций на товарных рынках, активизировал  мобилизацию дополнительных резервов для накопления капитала. Отрасли  были четко разграничены и имели  хорошие перспективы роста. Исчерпание положительного эффекта масштаба обусловило новую тенденцию развития диверсификации, а качественно новые условия  накопления капитала привели к активному  проникновению фирм в другие отрасли  и сферы экономической деятельности. Сохраняя и развивая традиционные функции  основного производства, диверсификация приобретает новые черты, все  более характерной становится многоотраслевая  ориентация, т.е. соединение ряда отраслей материального производства.

 Важнейшим качественным  отличием является проникновение  в смежные, сопряженные отрасли,  что и ознаменовало наступление  второго этапа диверсификации  производства. Вследствие этого  возникла необходимость перехода  от предметно-замкнутых и обособленных  производств к интегрированным  системам, от узкоспециализированных  — к новым формам организации  комплексной переработки сырья. 

В рамках одной фирмы усиливалось  динамичное формирование целостности  воспроизводственного цикла, обусловленного технологической взаимозависимостью различных отраслей. Совмещение последовательных стадий переработки одного продукта, соединение основного производства с переработкой отходов требовало  не столь крупных инвестиций, порождало  разнообразие продуктов и, естественно, раздвигало прежние рамки товарных рынков. В силу этого обстоятельства изменились и исходные принципы планирования — фирма рассматривается как  открытая система. Теперь, манипулируя  набором отраслей, планируя от будущего к настоящему, фирма обеспечивает большую стабильность и устойчивость в условиях замедления экономического роста и снижения конкурентоспособности. 

 Следующий этап развития  диверсификации отражал расширение  масштабов экономической деятельности  фирм — поиск новых сфер  приложения капитала. Процесс диверсификации  выходит за рамки отрасли, охватывая также сферу услуг, оптовую и розничную торговлю.

Компаниям становилось выгодным идти по пути присоединения к многоотраслевому производству других субъектов. Падение  прибыли в старых отраслях, возникновение  новых высокорентабельных производств, возможность получить гигантские прибыли  от некоторых видов непроизводственной деятельности — научных исследований, проектирования и консультаций, ряда бытовых услуг — толкали монополии  к рассредоточению новых капиталовложений по разным отраслям и сферам экономики.

Расширение возможностей миграции капиталов осуществлялось объединением и манипулированием набором  отраслей и сфер деятельности и по сути соответствовало широкому пониманию  диверсификации. Появление нового этапа  диверсификации проявилось в поиске новых сфер деятельности за рубежом  путем сочетания доминантного товарного  принципа организации производства и сбыта с территориальным  продвижением  товара по различным  географическим направлениям.

За национальные границы  выносились стадии воспроизводства  капитала, само производство прибавочной  стоимости. В процесс расширенного воспроизводства капитала во все  больших масштабах вовлекались  природные и людские ресурсы  других стран, происходило присвоение растущей части произведенного в  них прибавочного продукта.

Главной целью географической диверсификации является максимизация прибыли за счет инвестирования в  страны и отрасли, обеспечивающие более  высокую норму и массу прибыли  по сравнению со страной происхождения  капитала. Манипулирование заграничными инвестициями становилось средством  извлечения выгоды из страновых различий в условиях и издержках производства. Географическая диверсификация явилась  следствием международного разделения труда между странами в определенных количественных и качественных соотношениях, опосредованного обменом товарами, услугами и другими результатами экономической деятельности. Предпосылками, обусловившими появление географической диверсификации, были качественно новый  уровень концентрации производства и децентрализации капитала, усиление неравномерности экономического и  научно-технического развития государств, объективная тенденция к усилению международной специализации, кооперации труда и глобализация в интернациональном  масштабе.

Интернационализация хозяйственной  деятельности расширила базу международной  конкуренции товаров. Широкое распространение  конкуренции ускорило протекание диверсификации: идет быстрое обновление товарной номенклатуры продукции, усиливается поиск новых  конкурентоспособных товаров, повышаются требования к качественным характеристикам  изделий в планетарном масштабе. При этом распространение географической диверсификации усиливало неравномерность  экономического развития стран, становилось  новой формой внешнеэкономической  экспансии и порождало отрицательные, часто скрытые экономические, социальные и даже политические последствия. Таким  образом, следует признать, что диверсификация не представляет собой застывшую  форму обобществления труда. Она  претерпевает систематические изменения  в силу внутренней логики и воздействия  внешних условий, определяющих развитие на микро- и макроэкономическом уровнях. Процесс эволюции показан в таблице 2.

 Прежде чем «примерить»  этапы эволюции диверсификации  на отечественную экономику, оговорим: следует учесть неравномерность  развития видов и сфер деятельности, разные стартовые условия, в  которых находятся субъекты бизнеса,  а также непродолжительность  самого периода рыночных трансформаций  в РБ. С учетом сказанного вывод может быть такой: у нас наблюдается непоследовательное, параллельное и одновременное сосуществование всех разновидностей этапов.

Основными выводами по данной главе являются, то что диверсификация производства представляет собой развитие нескольких видов производства одним  предприятием, увеличение ассортимента выпускаемой продукции. Это залог  успешной и продуктивной деятельности любой организации, а также курс на создание многопрофильного производства. Она помогает снизить риски, увеличить  круг потребителей продукции предприятия, повысить отдачу от имеющихся фондов компании, и в целом, увеличить  эффективность финансово-хозяйственной  деятельности. Комплексный анализ финансовых и внешних возможностей позволяет выбрать оптимальный вид и стратегию диверсификации производства, учитывая плюсы и минусы.

Также ретроспективный анализ диверсификации производства позволяет  основываться на прошлый опыт и синтезировать  новые методы диверсификации.[17]


ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Диверсификация производства позволяет повысить эффективность  хозяйствования предприятия, причем не только в данный момент времени или  в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. Отсутствие комплексного и целостного подхода к проведению диверсификации производства ограничивает получение достаточно точной информации для принятия решений по осуществлению  диверсификации. Таким образом, для  эффективного осуществления данной стратегии необходима системность  её разработки и реализации как совокупности взаимосвязанных этапов, процессов, осуществляемых с учетом всех систем и элементов производства, а также  характеристик внешней среды, что  и требует разработки механизма  диверсификации производства. Действие данного механизма должно быть направлено на осуществление диверсификации производства на основе оптимизации потенциала диверсификации и с учетом угроз резкого снижения спроса на продукцию предприятия.

Под механизмом диверсификации производства  предприятий будем  понимать определенную систему, определяющую порядок, содержание и взаимосвязь  процессов, процедур, элементов и  методов, организационного обеспечения  и информационных потоков, направленных на осуществление производства новой  продукции.

Механизм включает в себя такую последовательность этапов: мониторинг причин резкого снижения спроса на продукцию, выявление рыночных возможностей предприятия, прогноз спроса на продукцию, анализ готовности предприятия к  осуществлению диверсификации производства, оценка потенциала диверсификации производства, повышение потенциала диверсификации производства, планирование и подготовка к диверсификации, проведение диверсификации, оценка эффективности диверсификации производства.  

Мониторинг причин снижения спроса позволяет получить информацию об угрозах резкого снижения спроса на продукцию, что является основой  для осуществления прогноза спроса на продукцию. Кроме того, для прогнозирования  спроса на продукцию необходимым  является исследование и выявление  рыночных возможностей предприятия, что  предусматривает отслеживание основных тенденций на рынке с целью  выявления возможных изменений  в структуре спроса и предложения  на отдельные виды продукции, а также  изменений в технологической  сфере. На этапе анализа готовности предприятия к осуществлению  диверсификации производства оцениваются  основные составляющие потенциала предприятия: организационный, производственный, финансовый, трудовой, инвестиционный, инновационный  и рыночно-сбытовой. Оценка потенциала диверсификации производства проводится с целью выявления имеющихся  у предприятия возможностей выпускать  отличные от существующих виды продукции, обеспечив при этом положительные, при прочих равных условиях, значения основных финансово-хозяйственных  показателей. Следующим важным этапом механизма является блок повышения  потенциала диверсификации производства. Для увеличения потенциала диверсификации производства целесообразно применять  экономико-математическую модель, позволяющую  определять приоритетные направления  расширения производственных возможностей предприятия.

Одним из преимуществ данного  механизма является то, что посредством  выявления причин резкого снижения спроса и выявления рыночных возможностей предприятия предусматривается  осуществление прогноза спроса на продукцию, предприятию предоставляется временной  лаг для осуществления диверсификации производства. Наличие временного интервала  позволит предприятию максимально  эффективно использовать все возможные  резервы повышения потенциала для  проведения диверсификации производства.

При планировании и подготовки к диверсификации производства используется информация об угрозах резкого снижения спроса на продукцию и информация об изменении рыночной конъюнктуры. Важность данной информации обусловлена  возможными резкими изменениями  во внешней среде. На основании осуществления  процесса планирования и подготовки к диверсификации производства руководителям  предприятия предоставляется просчитанный и готовый к реализации план диверсификации, который является руководством к  действию. Оценка экономической эффективности  диверсификации производства должна обязательно  учитывать: достигнута ли желаемая эффективность, отклонение фактических показателей  от плановых. В случае выявления  отклонений разрабатываются корректирующие воздействия  и определяются направления  совершенствования процессов диверсификации.

Информация о работе Диверсификация производства