Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в поиске путей решения диверсификации производства как реальной возможности выживания в рыночных условиях. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
изучить сущность диверсификации производства, ее целей и мотивов;
изучить диверсификацию и неценовую конкуренцию;
дать рекомендации по развитию диверсификации на Белорусском рынке.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 4
1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 7
1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 21
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 23
2.3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Процесс управления диверсификацией
должен носить непрерывный характер.
Помимо непрерывности управление должно
быть цикличным, так как изменения
рыночной ситуации и реакции потребителей
на диверсификационную продукцию машиностроительного
предприятия должны отражаться в
планировании его дальнейшей деятельности..
В рамках механизма диверсификации
возможно комплексно и взаимосвязано
применять различные методы и
инструменты технико-
2.2.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИИ И МЕТОДЫ
РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для определения эффективности и целесообразности диверсификации производства используются различные методы расчета, которые основываются на показателе потенциала диверсификации.
Место показателя потенциала диверсификации производства в системе управления предприятием показано на рис. 2.
Оценка данного показателя для конкретного предприятия должна удовлетворять следующим требованиям: учет производственных возможностей предприятия, учет потребностей рынка, учет влияния возможной диверсификации производства на результаты деятельности предприятия.
Таким образом, для оценки потенциала диверсификации производства необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какую продукцию предприятие в принципе может производить с учетом своих производственных мощностей и финансовых возможностей (насколько широк перечень продукции, которую предприятие может производить)?
2. Каков рыночный спрос на продукцию, которая может производиться предприятием?
3. Какую продукцию из той, что оно может производить и которая пользуется спросом на рынке, предприятию выгодно производить?
4. Как соотносятся существующие
результаты деятельности
Основные элементы процесса оценки потенциала диверсификации производства на промышленном предприятии представлены на рис. 3.
Сначала необходимо рассмотреть, какие виды продукции выпускаются предприятием в настоящее время, и какие виды продукции могут потенциально выпускаться. Предприятием выпускается I различных видов продукции, каждый отдельный вид продукции обозначается как i,i =1..I .При этом имеющиеся производственные мощности, финансовые возможности, квалификация персонала позволяют выпускать также и другие виды продукции, которые в данный момент по каким-либо причинам не выпускаются (например, их выпуск менее выгоден для предприятия либо просто предприятие традиционно выпускает определенный ассортимент продукции и руководство считает нецелесообразным менять систему, которая и так дает положительные результаты).
Тогда I *— общее количество видов продукции, которые предприятие может выпускать, а каждый из них обозначается i*,i* =1..I *.
Неотъемлемым элементом оценки потенциала диверсификации производства является оценка имеющихся производственных мощностей. При выпуске продукции предприятие использует определенный набор производственных ресурсов, причем общее количество имеющихся у предприятия ресурсов составляет J , а каждый отдельный ресурс обозначается j =1..J .
Под производственными
ресурсами в данном случае
понимаются только те ресурсы,
доступность которых
Максимальная доступность
Все остальные ресурсы, которые используются в процессе производства, но доступность которых не ограничена (или же ограничена только финансовыми возможностями предприятия), целесообразно просто включать в себестоимость изделия без дополнительной детализации. К таким ресурсам относятся электроэнергия, вода, топливо, детали сторонних производителей и т.п. Что касается таких трудно формализуемых видов ресурсов, как интеллектуальные ресурсы, обладание необходимыми технологиями, ноу-хау и т.п., которые являются неотъемлемой частью экономики знаний, то они учитываются опосредованно — через способность предприятия изготавливать те или иные виды продукции, для производства которых необходимы эти ресурсы. Соответственно, если у предприятия нет необходимых ресурсов, то те виды продукции, для которых оны нужны, не попадут в перечень потенциальных видов продукции.
Себестоимость производства одной единицы продукции (условно-переменные затраты) составляет ci и ci* для уже производимых и потенциальных видов продукции соответственно. Общий объем денежных средств, которые могут быть затрачены на производство, составляет C . Условно-постоянные затраты не учитываются, поскольку при данной постановке задачи они не зависят от объемов и ассортимента выпускаемой продукции.
Поскольку наличие у предприятия производственных ресурсов может быть не подкреплено финансовыми ресурсами, которые необходимы для подготовки к производству новых видов продукции (особенно это справедливо для высокотехнологичных видов продукции), то необходимо учитывать эти затраты. Они составляют z i* для i* -го вида продукции, а их максимальное суммарное значение составляет Z .
Как было аргументировано
выше, при оценке потенциала
Основными показателями для сравнения будут такие:
1. Объем реализации продукции в денежном выражении:
, (1)
где Vi — объем реализации i -го вида продукции в натуральном выражении;
Si — объем реализации i -го вида продукции в денежном выражении;
pi — цена реализации единицы i -го вида продукции.
Во избежание усложнения
модели предполагается, что объем
реализации равен объему производства
— возможности накопления готовой
продукции и последующей
2. Прибыль от реализации продукции:
(2)
Выбор в пользу именно этих
двух показателей объясняется
— объем реализации
продукции показывает
— прибыль от реализации
продукции отражает
Оба эти показателя необходимо учитывать одновременно, поскольку положительная динамика только одного из них при отрицательной динамике другого свидетельствует о наличии существенных угроз конкурентным позициям предприятия.
Например, большой объем реализации при отсутствии прибыли может привести к истощению ресурсов предприятия, а высокая прибыль при низком объеме реализации говорит об уязвимости текущего положения предприятия, поскольку велика вероятность активных действий конкурентов.
Теперь необходимо отобрать
из перечня потенциальных видов
продукции те, производство которых
для предприятия будет иметь
экономическую
Ввиду составного характера
задачи оценки диверсификационного
потенциала ее невозможно решить, просто
подставив в какую-либо формулу
значения доступности производственных
ресурсов и спроса на продукцию. Необходимо
одновременно учесть производственные
возможности предприятия, его стремление
к максимизации объемов производства
при обеспечении его
Поэтому для решения поставленной задачи целесообразно использовать аппарат математического программирования, позволяющий находить экстремумы функций при заданных ограничениях. Постановка оптимизационной задачи будет направлена на определение максимально возможного (с учетом производственных ограничений, уровня спроса и экономической целесообразности) объема производства потенциальных видов продукции, а также результатов (объем реализации в денежном выражении и прибыль от реализации продукции), которые может обеспечить производство потенциальных видов продукции. Затем полученные данные можно будет сравнить с имеющимися показателями деятельности предприятия (объемом реализации и прибылью от реализации), что и позволит оценить потенциал диверсификации производства.
Следует отметить, что
любая экономико-
— цены и спрос на уже
производимые и потенциальные виды
продукции задаются на вход модели
из внешних источников. Модель не предназначена
для прогнозирования спроса или
объема реализации, а для определения
этих параметров могут использоваться
стандартные маркетинговые
— вопросы расширения производственных возможностей не рассматриваются, т.е. учитываются те производственные ресурсы, которые уже есть в распоряжении предприятия.
Тем не менее, можно утверждать, что показатель потенциала диверсификации производства может быть одним из критериев при принятии решений по расширению производственных возможностей.
Решению указанной задачи соответствует целевая функция, значение которой и будет являться значением показателя потенциала диверсификации производства:
DP®max,
Где
- формула расчета потенциала диверсификации производства;
S* — показатель объема продаж: ;
P*—
показатель прибыли от
Значение для каждого i* -го вида продукции будет показывать, в каком максимальном объеме (в денежном выражении) предприятие может произвести продукции данного вида с учетом спроса и производственных возможностей.
Ограничения модели:
Производство ограничено спросом:
, где — прогноз спроса на i* -й вид продукции;
;
min(,1)*≤ Z, i*= 1..I*
;
Безубыточность производства каждого вида продукции:
.
Следует обратить внимание на
то, что рассчитывается не сумма
использования ресурсов по всем видам
продукции (как это делается при
решении задач оптимизации
Очевидно, что предприятие
не может воспользоваться
Фактически потенциал диверсификации производства отражает широту выбора, который есть у предприятия при формировании ассортимента продукции, с учетом производственных возможностей и спроса на продукцию, которую предприятие принципиально способно выпускать.
Показатель потенциала диверсификации производства должен одновременно отражать стремление предприятия к максимизации прибыли и объемов выпуска продукции. Как было аргументировано выше, принятие за основу лишь одного из указанных показателей может привести к искажению результатов (когда объемы производства будут достигаться за счет малоприбыльных видов продукции либо прибыль будет получаться при существенном снижении рыночной доли).