Доходы и расходы муниципального бюджета и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Качество продукции определяется множеством взаимодействующих факторов, находящихся в сложной взаимозависимости и, поэтому эффективного обеспечения и улучшения качества нельзя добиться путем проведения отдельных, пусть даже крупных, но разрозненных мероприятий. Требуемый уровень качества можно обеспечивать только путем последовательного и взаимосвязанного осуществления комплекса технических, организационных, экономических, идеологических мероприятий, воздействующих на все стадии жизненного цикла продукции, что отражает сущность системно-комплексного подхода к управлению качеством. Данный подход реализуется путем создания на предприятиях систем управления качеством (систем качества).

Вложенные файлы: 1 файл

кр экономика орг.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

- ИСО 9002: 1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

- ИСО 9003: 1994 Системы качества - Mодель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

- ИСО 9004-1:1994 Общее руководство качеством и элементы системы качества. - Часть I: Руководящие указания.

- ИСО 9004-2:1991 Общее руководство качеством и элементы системы качества.- Часть 2: Руководящие указания по услугам.

- ИСО 9004-3: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества. - Часть 3: Руководящие указания по перерабатываемым материалам.

- ИСО 9004-4: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества. - Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества.

- ИСО 10011-1:1990 Руководящие указания по проверке систем качества. -Часть I: Проверка.

- ИСО 10011-2:1991 Руководящие указания по проверке систем качества. - Часть 2: Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества.

- ИСО 10011-3:1991 Руководящие указания по проверке систем качества. -Часть 3: Руководство программой проверок [4].

- ИСО 10012-1:1992 Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. — Часть I: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.

Политика в  области качества, цели и ответственность  реализуются с помощью таких  средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.

Согласно МС ИСО 8402 планирование качества — деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством в трактовке ИСО можно охарактеризовать как регулирующую деятельность по отклонениям, то есть деятельность, связанную с быстрым реагированием и устранением несоответствий, возникающих в продукции, в элементах производственного процесса или системы качества. Согласно такой трактовке, управлением качеством (в отличие от определения и осуществления политики в области качества) должны заниматься не высшие руководители предприятия, а руководители среднего звена и специалисты.

Обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. То есть эти виды деятельности создают необходимые условия для выполнения каждого этапа жизненного цикла продукции таким образом, чтобы эта продукция удовлетворяла определенным требованиям. К таковым видам деятельности относятся те, которые выполняются предприятием либо постоянно, либо периодически (например, работы по изучению рынка, по постоянному обучению персонала и т. п.). Особое место занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений (принудительная замена оснастки и оборудования, ремонт, техническое обслуживание, обеспечение необходимой документацией всех рабочих мест и т. д.).

Говоря упрощенно, управление качеством  касается средств оперативного характера  для выполнения требований к качеству, в то время как обеспечение  качества направлено на достижение уверенности  в этом выполнении как внутри организации (у руководства), так и вне — у потребителя.

Улучшение качества — мероприятия, предпринимаемые во всех подразделениях организации с целью повышения эффективности и результативности процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей [2]. То есть улучшение качества подразумевает непрерывное принятие мер на уровне организации для повышения, в конечном итоге, экономических результатов деятельности.

В соответствии с идеологией МС ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивать уверенность в том, что:

- система правильно понимается, применяется, получает необходимое  обеспечение и обладает необходимой  эффективностью;

- выпускаемая продукция действительно  удовлетворяет запросам и ожиданиям  потребителя;

- учитываются нужды общества и требования к охране окружающей среды;

- основное внимание уделяется  предотвращению проблем, а не  их выявлению после возникновения.

Система качества ориентирована на конкретные рыночные потребности. Она, как правило, взаимоувязана со всеми  видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

Если говорить о практическом опыте реализации системно-комплексного подхода к управлению качеством и его эволюционном развитии в нашей стране, то первым шагом в данном направлении явилось создание и внедрение в 1955 г. саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее отделу технического контроля и заказчику с первого предъявления (система БИП). Все последующие годы системные методы управления качеством развивались и проходили практическую проверку на предприятиях Горького, Ярославля, Москвы, Ленинграда, Свердловска, Кременчуга и других городов страны. В результате анализа и обобщения передового опыта управления качеством в начале 70-х гг. предприятиями Львова совместно с научными учреждениями были сформулированы и реализованы на практике основные принципы и положения комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) и найдена форма претворения их в жизнь — стандарты предприятия. КС УКП выгодно отличалась от прежних отечественных систем, охватывая основные звенья жизненного цикла продукции и всех участников производственного процесса. Определенные принципы, заложенные в основу КС УКП, соответствовали принципам и требованиям системы качества на базе стандартов ИСО. К ним относят и системно-комплексный подход к воздействию на качество, и рассмотрение КС УКП в качестве подсистемы общей системы управления предприятием, и необходимость документирования системы, и ряд других. Однако в условиях планово-распределительной экономики потенциал КС УКП, имевшей определенные достоинства, не мог быть реализован. КС УКП, являясь лишь одной из подсистем системы управления предприятием, была не в состоянии сама по себе решить проблему качества в неэффективной в целом экономике, не ориентированной на рынок и потребности человека. Внедрение же такого опыта под нажимом «сверху» приводило к формальному подходу. Однако КС УКП имела и ряд серьезных изъянов, делающих неэффективным ее использование в прежнем виде и с переходом к рыночным отношениям. Прежде всего, КС УКП были ориентированы не на требования потребителя, а на план (элемент маркетинга вообще не был предусмотрен). Кроме того, КС УКП вообще охватывали лишь четыре укрупненных этапа жизненного цикла продукции, оставляя без внимания ряд важных видов деятельности, определяющих ее качество.

В рамках КС УКП заботы о качестве возлагались в основном на специализированные подразделения — службы управления качеством и ОТК, не имевшие к тому же должной поддержки руководителей предприятий. В КС УКП акцент был сделан на контроль качества, а не на его профилактику. КС УКП не предусматривали таких рыночных компонентов управления, как учет и оценка затрат на качество, увязка качества с результатами экономической деятельности предприятия и т. п. Наконец, в КС УКП отсутствовали такие важные элементы, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, ответственность руководства и др.

С развитием рыночных отношений, расширением  внешнеэкономических связей наличие  на отечественном предприятии системы  качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, становится определяющим фактором не только стабильно высокого качества, но и конкурентоспособности создаваемой им продукции. На мировом рынке даже самые высокие характеристики качества товара (при прочих равных условиях) еще не гарантируют его производителю коммерческого успеха. В большинстве случаев потребители или заказчики, желая быть уверенными в способности поставщика стабильно производить продукцию надлежащего уровня качества, требуют подтверждения того, что данное предприятие имеет соответствующую систему качества. В современной мировой практике, как уже было сказано, наличие системы качества на базе стандартов ИСО почти всегда является обязательным условием при заключении контрактов, в случае же ее отсутствия предприятие-поставщик либо может потерять контракт, либо будет вынуждено продавать свою продукцию по ценам сырья. Таким образом, без внедрения стандартов ИСО становится невозможной эффективная экспортная деятельность предприятия, а по мере насыщения внутреннего рынка товарами высокоразвитых стран и развития конкуренции трудности со сбытом будут возрастать.

Тем не менее, следует особо подчеркнуть, что использование при формировании систем качества трех нормативных стандартов ИСО 9001-03 отнюдь не является сегодня панацеей от всех бед, по причине неконкурентоспособности многих отечественных товаров и услуг на рынках развитых стран.

В настоящее время в мире внедрение  системного подхода к управлению качеством осуществляется предприятиями  в трех формах. Охарактеризуем три  уровня систем, все более широко и успешно используемых за рубежом:

- первый уровень - системы качества по моделям, регламентированным стандартами ИСО 9000;

- второй уровень - системы всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM );

- третий уровень - системы общего руководства предприятием или общефирменного управления.

Системы всех трех уровней находятся  в постоянном развитии и взаимосвязи  и во все большей мере интегрируются. Тем не менее, по сути, они являются тремя последовательными ступенями  в совершенствовании управления, и системы каждого уровня имеют свои принципиально важные отличительные особенности, которые наверняка сохранятся.

Философия МС ИСО 9000 направлена на обеспечение выполнения требований потребителей. Это обусловливает жизнеспособность данных стандартов. Наличие системы качества на базе МС ИСО 9000 будет еще долго выступать как весьма важный фактор конкурентоспособности, и во многих случаях как необходимое условие заключение контракта на поставку продукции, Вот почему можно говорить об уровне управления, регламентируемом стандартами ИСО 9000, как о необходимом. Однако для завоевания твердых позиций на современных насыщенных рынках уровень систем качества, соответствующий требованиям стандартов ИСО 9000, сегодня является необходимым, но уже недостаточным. Уверенность и успех в конкурентной борьбе в настоящее время могут быть обеспечены применением зарубежными производителями более совершенных систем всеобщего управления качеством (TQM).

Внедрение концепции всеобщего  управления качеством на западных фирмах с начала 90-х годов стало условием эффективного построения системы качества и реализации ее элементов. Нельзя говорить о TQM как об одной системе. Можно говорить об основных совпадающих принципах многих систем, условно объединенных названием TQM. Сегодня в это понятие укладывается все многообразие форм управления качеством в Японии, США, Европе. Его составные части иногда называют «total quality» (всеобщее качество), «CWQC», «TQC», benchmarking (ориентация на лучшие достижения) и т. д.

В МС ИСО 8402-94 TQM определяется как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (т.е. персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. При этом отмечается, что сильное и настойчивое руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенными моментами для успешной реализации данного подхода.

К основным постулатам TQM можно отнести следующие:

- цель работы в системе — ноль дефектов (или «делай правильно с первого раза»). Основной смысл постулата — создать постоянное стремление к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов — конечная, но фактически недостижимая цель. Реализация этого постулата обеспечивается большой системой организационных мер (например, каждый дефект должен анализироваться с целью выявления и устранения причин его появления);

- правило работы в системе — предупреждение дефектов, а не их устранение (за этим и применение статистических методов контроля и др.);

- все производственные отношения  между подразделениями, а также  между персоналом предприятия  рассматриваются и строятся как  отношения потребителя и поставщика. В рамках данного принципа предусматривается развитие системы самоконтроля, а, кроме того, — на каждой последующей операции — контроль результата предыдущей. Тем самым минимизируется жизненный путь дефекта, перестраивается система контроля, — практически исключается надобность в операционном техническом контроле силами ОТК, поскольку в деятельность по управлению качеством реально вовлекается весь без исключения персонал. Для достижения этого необходимо провести обучение всего персонала целям и методам управления качеством. Это и обусловливает следующий, четвертый постулат;

- постоянное обучение персонала управлению качеством и др. .

Если внедрение МС ИСО 9000 ориентировано на снижение вероятности сделать что-либо неверно, а их целевая установка — обеспечение стабильного качества продукции, отвечающей требованиям потребителей, то системы качества второго уровня, расширяя данную установку, прежде всего, предусматривают постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, когда уже имеется некий достигнутый уровень. В результате на зарубежных фирмах с системами TQM такой, например, показатель качества изготовления, как уровень дефектности продукции, оценивается уже не процентами, а числом дефектных изделий на миллион выпущенных. Причем стало вполне реальным достижение таких результатов, как несколько штук дефектных изделий (до десяти) на миллион произведенных.

Необходимо также отметить, что  в концепции TQM понятие качества трактуется более широко. Так, целью TQM является обеспечение постоянной динамики улучшения характеристик производимой продукции и снижения ее себестоимости за счет минимизации затрат на качество, что в решающей степени предопределяет сегодня конкурентоспособность товара и его производителя. Поэтому именно такая система дает возможность успешно конкурировать в условиях насыщенного рынка.

Кроме того, ориентация предприятий  с системами качества второго  уровня на критерии различных премий по качеству способствует и решению  специальных задач, прежде всего  связанных с обеспечением удовлетворения работников своей работой и ее условиями. В разных регионах и на разных фирмах TQM применяется со своими особенностями, своим набором методов и приемов управления качеством.

Например, в Японии эта система  в значительной мере ориентирована  на человека и его индивидуальность. В США для нее характерно преобладание административного начала. В Европе основной упор в TQМ делается на культуру производства. Однако всегда и везде концепция TQM исходит из того, что в улучшении нет предела и каждый шаг привносит свою долю либо в совершенствование качества продукции, либо в снижение ее себестоимости. И это — философия всего персонала.

Информация о работе Доходы и расходы муниципального бюджета и их структура