Доходы предприятий торговли: экономическая сущность, анализ, пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является пути увеличения доходности ОАО «Омскхлебопродукт».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия доходность предприятия, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей доходности в соответствии с их классификацией на показатели доходности хозяйственной деятельности;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
дать оценку уровня и динамики доходности финансовой деятельности анализируемого предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание финансового результата деятельности предприятия
1.1 Доходы предприятия, его сущность и значение 5
1.2 Классификация доходов торгового предприятия 12
1.3 Характеристика валовой прибыли как основного элемента доходов торгового предприятия, источники её формирования 16
2. Анализ финансового результата доходности предприятия «Омскхлебопродукт»
2.1 Общая характеристика предприятия «Омскхлебопродукт» 23
2.2 Анализ динамики доходов и источников их формирования на предприятии «Омскхлебопродукт» 24
2.3 Оценка динамики, состава и структуры доходов предприятия. Факторный анализ доходов предприятия 28
3. Мероприятия направленные на повышение доходов предприятия «Омскхлебопродукт»
3.1 Основные проблемы формирования доходов «Омскхлебопродукт» 35
3.2 Пути решения проблем связанных с формированием доходов и повышением эффективности их использования 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 113.18 Кб (Скачать файл)

 

Показатели

Годы

Отклонение

тыс. руб.

Темп

роста, %

2010

2011

Товарооборот, тыс. руб.

3520324

3603093

82769

102,35

Валовой доход, тыс. руб.

575324

653409

78085

113,57

Уровень, %

16,34

18,13

1,79

110,96

Издержки обращения, тыс. руб.

229046

227707

-1339

99,42

Уровень, %

6,51

6,32

-0,19

97,13

Прибыль от реализации товаров, тыс. руб.

346278

425702

79424

122,94

Уровень рентабельности, %

9,84

11,81

1,98

120,11

Доходы от прочих видов деятельности

436301

599924

163623

137,50

Внереализационные доходы, тыс. руб.

       

Внереализационные расходы, тыс. руб.

       

Прибыль всего, тыс. руб.

782579

1025626

243047

131,06


 

Анализируя  полученные результаты в 2011 году по отношению к 2010 году можно сделать следующие выводы.

Товарооборот  увеличился на 82769 тыс. руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход  увеличился на 78085 тыс. руб., тем роста  составил 113,57%. Таким образом, темп роста  валового дохода превышает темп роста  товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.

Уровень валового дохода составил в 2010 году 16,34%, в 2011 году 19,13%. Это означает, что на каждые 100 руб. товарооборота приходилось в 2010 году 16 руб. 34 коп., в 2011 году 18 руб. 13 коп. Уровень валового дохода в товарообороте увеличился на 1,79%. Это означает, что в 2011 году с каждых 100 руб. товарооборота организация получила валового дохода на 1 руб. 79 коп. больше, чем в 2010 году, что характеризуется положительно.

Издержки  обращения в торговле характеризуют  величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной  деятельности. Их анализ необходим  главным образом для выявления  резервов сокращения расходов.

Издержки  обращения имеют отрицательную  динамику, в 2011 году они уменьшились на 1339 тыс. руб., темп роста составил 99,42%. Таким образом, при росте товарооборота имеется динамика снижения издержек обращения, что является очень хорошим показателем. Уровень издержек, соответственно, также имеет отрицательную динамику. Если в 2010 году на каждые 100 руб. товарооборота приходилось 6 руб. 51 коп. текущих расходов, то в 2011 году расходы снизились на 19 коп. и составили на каждые 100 руб. товарооборота 6 руб. 32 коп., что свидетельствует об экономном расходовании ресурсов.

Прибыль от реализации товаров увеличилась  на 79424 тыс. руб., ее темп роста составил 122,94%. Таким образом, темп роста прибыли  опережает темп роста товарооборота  на 20,59% (122,94-102,35). Такое положение  можно назвать положительным, но следует принять во внимание следующие  обстоятельства: темп роста товарооборота  составил 102,35%, темп роста валового дохода 113,57%, темп роста издержек обращения 99,43%. То есть, снижение издержек составило  всего 0,58% (99,42-100) и оно не могло  оказать такого большого влияния  на рост прибыли от продаж. Поэтому  можно предположить, что ОАО «Омскхлебопродукт» существенно увеличило стоимость своих товаров, что может негативно отразиться на клиентах и привести к их оттоку, т.к. в условиях рынка можно приобрести аналогичный товар по более низкой стоимости.

Уровень рентабельности продаж увеличился на 1,98%, его темп роста составил 120,11%, что является хорошим показателем.

Существенно увеличились доходы от прочих видов  деятельности на 163623 тыс. руб., темп роста  составил 137,50%. С одной стороны  данный факт следует назвать положительным, но с другой стороны, на мой взгляд, руководству следует задуматься об увеличении доходов от основного  вида деятельности – торговли. Соответственно, прибыль до налогообложения также  существенно увеличилась на 243057 тыс. руб., ее темп роста составил 131,06%, то есть превышает темп роста прибыли  от реализации товаров на 8,12% (131,06-122,94).

Таблица 2.2

Сводная таблица влияния приведенных  экономических факторов на изменение  прибыли в динамике

 

 

 

Факторы

Влияние фактора

сумма, тыс.руб.

уровень, %

1

Прирост товарооборота

8 142

 

2

Увеличение среднего уровня валового дохода

6 455 812

1,79

3

Снижение издержкоемкости торговой деятельности

6 846

0,19

4

Итого влияние важнейших факторов на прибыль от реализации товаров 

 

6 470 678

2

5

Увеличение доходов от прочих видов  деятельности

163 623

 

6

Прирост внереализационных доходов

0

 

7

Снижение внереализационных расходов

0

 

8

Влияние всех приведенных 

6 634 301

 

 

Из таблицы 2.2 видно, что позитивное влияние  на прибыль в 2011 году оказали следующие факторы:

- увеличение  объема товарооборота на 82769 тыс.  руб.;

- прирост  уровня валового дохода на 1,79% к обороту;

- увеличение  доходов от прочих видов деятельности на 163623 т. руб.;

- снижение  издержкоемкости торговой деятельности  на 1339 тыс. руб.

Их совокупное влияние создало реальную предпосылку  увеличения общей прибыли на 243047 тыс. руб. Негативные факторы отсутствуют.

Расчет  показателей экономической эффективности  использования ресурсов и затрат по ОАО «Омскхлебопродукт» в динамике таблица 2.3 (приложение 2).

Вывод: общая  эффективность использования ресурсов и затрат в динамике увеличилась  на 126,30%. Срок окупаемости имеет отрицательную  динамику, что характеризуется положительно, т.к. окупаемость текущих затрат и хозяйственных средств до 13 и 9 месяцев соответственно.

 

2.3 Оценка динамики, состава и структуры доходов предприятия. Факторный анализ доходов предприятия

Таблица 2.4

Характеристика активов  ОАО «Омскхлебопродукт» по уровню ликвидности

Группа активов

На начало 2010 года, тыс. руб.

На конец 2011 года, тыс. руб.

Наиболее ликвидные активы(А1)

А1 = 6737

А1=7135

Быстрореализуемые активы (А2)

А2 = 31003+10 =31013

А2=23288+2425=25713

Медленно реализуемые  активы (А3)

А3 =51758+2924= 154682

А3=162601+2924=165525

Трудно реализуемые 

А4 = 142058

А4=147704

Итого активы (А)

А = 334490

А =346077


 

Таблица 2.5

Характеристика пассивов баланса ОАО «Омскхлебопродукт» по степени срочности их оплаты

Группа пассивов

На начало 2010 года, тыс. руб.

На конец 2011 года, тыс. руб.

Наиболее срочные обязательства (П1)

П1 = 10467

П1=14600

Краткосрочные обязательства (П2)

П2 = 9000

П2=О

Долгосрочные обязательства (П3)

П3 = 0

П3=0

Собственный капитал и  другие постоянные пассивы (П4)

П4 = 315023

П4=331477

Итого пассивы (П)

П = 334490

П =346077


 

Определим ликвидность баланса  по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия:

Таблица 2.6

Расчет ликвидности ОАО «Омскхлебопродукт»

Показатель

На начало 2010 г.

На конец 2011 г.

Разность наиболее ликвидных  активов и наиболее краткосрочных  обязательств А1–П1

6737- 10467 = -3730

7135-14600 = -7465

Разность быстрореализуемых  активов и краткосрочных обязательств

А2-П2

31013-9000 = 22013

25713 – 0 = 25713

Разность медленно реализуемых  активов и долгосрочных обязательств

А3 – П3

154682-0 = 154682

165525 – 0 = 165525

Разность собственного капитала и других видов постоянных активов

П4 – А4

315023-142058 = 172965

331477-147704 = 183773


 

В результате сопоставления активов и обязательств по балансу выявляется несоответствие значений первого абсолютного финансового  показателя ликвидности рекомендуемым  значениям, причем динамика отрицательная  – на конец года отрицательное значение увеличилось в два раза. Это свидетельствует о недостаточности наиболее ликвидных активов - денежных средств, для оплаты наиболее срочных обязательств, причем в конце отчетного периода ситуация ухудшилась. Из таблицы 2.6:

На начало 2010 года: А1-П1= - 3730 < 0

На конец 2011 года: А1-П1= - 7465 < 0

Разность быстрореализуемых активов  и краткосрочных обязательств соответствует  рекомендуемому значению:

На начало 2010 года: А2-П2 = 22013 > 0

На конец 2011 года: А2-П2 = 25713 > 0

Это свидетельствует  о достаточности быстрореализуемых  активов для покрытия краткосрочных  обязательств. При этом данный показатель имеет положительную динамику: на начало 2011 года его рост в абсолютном значении составил 3700 тыс. руб. (25713-22013), в относительном - 116,8% (25713/22013*100%)

Последние два показателя определяют возможность  поступления платежей в отдаленном будущем:

На начало 2010 года: А3-П3 =154682 > 0

На конец 2011года: А3-П3= 165525 > 0

Динамика, как видно, положительная, тем не менее, медленно реализуемые  активы не могут заменить наиболее ликвидные активы, поэтому можно  сказать, что предприятие не очень  финансово устойчиво.

Наличие у предприятия  собственного капитала и других постоянных пассивов в достаточном количестве для обеспечения потребности  в оборотных активах определяется следующим неравенством:

На начало 2010 года: П4-А4 = 172965 > 0

На конец 2011 года: П4–А4 = 173773 > 0

Динамика, как мы видим, положительная, но опять же медленно реализуемые  активы не могут заменить наиболее ликвидные активы.

Из всего изложенного  можно сделать вывод, что предприятие  финансово устойчивое на перспективу, но в настоящее время сумма  текущих платежей превышает сумму  поступлений, то есть предприятие испытывает недостаток денежных средств, а, следовательно, становится неплатежеспособным по наиболее срочным обязательствам.

Проведем расчет значений коэффициентов платежеспособности и ликвидности для ОАО «Омскхлебопродукт». Результаты расчетов представим в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Расчет коэффициентов  платежеспособности и ликвидности

ОАО «Омскхлебопродукт»

Показатель

Расчет на начало 2010 года

Расчет на конец 2012 года

Рекомендованное

значение

Отклонения расчетного значения от рекомендованного

На начало года

На конец года

 

192432

9,9

198373

13,6  

 

Значительно превышает рекомендованное значение

То  же

Кл1

9000+10467

14600

от 1 до 2

       
 

6737

0,3

7135

0,5 

1 и выше

Меньше рекомендованного значения

То же

Кл2

10467+9000

14600

 
       
 

6737

0,3 

7135

0,5 

от 0,2

В пределах рекомендованного значения

То же

Кл3

9000+10467

14600

до 0,5

       

Кл4

151758

9000+10467

7,8

162601

14600

11,2

от 0,5 до 0,7

Значительно превышает рекомендованное  значение

То же

Информация о работе Доходы предприятий торговли: экономическая сущность, анализ, пути их увеличения