Доходы предприятий торговли: экономическая сущность, анализ, пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является пути увеличения доходности ОАО «Омскхлебопродукт».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия доходность предприятия, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей доходности в соответствии с их классификацией на показатели доходности хозяйственной деятельности;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
дать оценку уровня и динамики доходности финансовой деятельности анализируемого предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание финансового результата деятельности предприятия
1.1 Доходы предприятия, его сущность и значение 5
1.2 Классификация доходов торгового предприятия 12
1.3 Характеристика валовой прибыли как основного элемента доходов торгового предприятия, источники её формирования 16
2. Анализ финансового результата доходности предприятия «Омскхлебопродукт»
2.1 Общая характеристика предприятия «Омскхлебопродукт» 23
2.2 Анализ динамики доходов и источников их формирования на предприятии «Омскхлебопродукт» 24
2.3 Оценка динамики, состава и структуры доходов предприятия. Факторный анализ доходов предприятия 28
3. Мероприятия направленные на повышение доходов предприятия «Омскхлебопродукт»
3.1 Основные проблемы формирования доходов «Омскхлебопродукт» 35
3.2 Пути решения проблем связанных с формированием доходов и повышением эффективности их использования 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 113.18 Кб (Скачать файл)

3.2 Пути  решения проблем связанных с  формированием доходов и повышением  эффективности их использования

 

Рост  и развитие предприятия торговли связаны с разработкой и реализацией  стратегии и тактики повышения  доходности предприятия, путем эффективного управления формирования и распределения  его доходов. Что представляет собой  сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность  предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких результатов  деятельности.

Доходность  предприятия рассматривается не только как основная цель, но и как  главное условие деловой активности предприятия, как результат его  деятельности, эффективного осуществления  своих функций по обеспечению  потребителей необходимыми товарами в  соответствии с имеющимся спросом  на них.

В самом  общем виде рентабельность характеризует  отношение полученного результата, к затратам которые вызвали этот результат.

В экономической  теории применяется несколько определений  категории рентабельности:

1) прибыльность;

2) отношение  полезного результата торговой  деятельности в виде прибыли  к стоимости совокупных затрат  на ее получение;

3) сопоставление  результатов хозяйственной деятельности  с затратами или ресурсами,  исчисленными в стоимостной форме;

4) интегральный  показатель, обобщающий другие показатели  эффективности.

В любом  случае определение рентабельности характеризует процентное соотношение  суммы полученной прибыли к одному из показателей деятельности торговли.

В настоящее  время в российской практике наиболее распространенным показателем оценки эффективности деятельности торгового  предприятия служит уровень рентабельности продаж (товарооборота).

Наряду  с показателями товарооборота, основных и оборотных средств, издержек обращения, для расчета уровня рентабельности используют и другие показатели, например, торговую площадь и др.

Каждый  из вышеприведенных показателей  характеризует эффективность использования  отдельных видов ресурсов или  текущих затрат, но только в совокупности они дают представление об эффективности  торгово-хозяйственной деятельности предприятия торговли в целом.

В современных  условиях функционирования предприятий  торговли появились новые возможности  повышения их доходности, открытые в ходе рыночных преобразований, помимо традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т.п.). Среди  них основными являются:

- формирование торгового ассортимента с учетом доходности товаров;

- новая  философия взаимоотношений с  контрагентами;

- использование  возможностей рисковой деятельности;

- инновационная  политика;

- акционирование;

- выгодное  размещение денежных ресурсов  и другие.

Торговому предприятию, при формировании ассортимента реализуемых товаров следует  обеспечить его достаточную широту и глубину, так как чем более  разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос  населения, то есть покупатель заинтересован  в возможности широкого выбора товаров. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованной торговой надбавки, расходовании средств на осуществлении коммерческой деятельности.

Диверсификация  ассортимента путем включения в  ассортиментный перечень взаимозаменяемых товаров позволит повысить комплектность  покупок, а значит, увеличит товарооборот предприятия.

В частности, новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, продуманной  рекламой и пропагандой, высокой  репутацией и специализацией торгового  предприятия, дополнительными торговыми  услугами, более низкими ценами (при  том же качестве продукции), легкостью  приобретения (отсутствие очередей, широкий  выбор товаров), предложением покупателям  товаров с учетом их покупательских привычек.

Увеличение  объемов реализуемой продукции  в результате снижения цен и стоимости  торговых услуг, возможно при реальном снижении стоимости предназначенной  к реализации продукции, ускорении  оборачиваемости торговых запасов, повышении управляемости запасами и закупками, ликвидации неходовых  товаров, широком внедрении самообслуживания, повышении эффективности использования  торговых площадей.

Для увеличения доходности предприятия необходимо постоянно заботится о сохранении имеющихся денежных ресурсов и их приумножении. Поскольку рыночные отношения  предполагают, что деньги должны делать деньги, у владельцев временно свободных  денежных средств возникает проблема, как рационально распорядиться  ими с целью обеспечения соответствующего их прироста. Особенно это актуально  для ситуации с высоким уровнем  инфляции. Временно свободные средства можно разместить на депозитах, найти  возможность взаимодействия с финансовыми  компаниями, конвертировать в твердую валюту, покупать банковские векселя, ценные бумаги.

Для повышения  доходности предприятия следует  осуществлять следующие меры (при  выполнении общего правила – прибыль  должна быть обеспечена при любых  затратах):

- разрабатывать  и проводить в жизнь новые  идеи по привлечению покупателей  в магазин: проводить выставки-продажи;  организовывать консультации специалистов  в магазине; продлевать часы торговли  магазина в предвыходные и  предпраздничные дни;

- повышать  квалификацию работников, что будет  сопровождаться ростом производительности  их труда; построить эффективную  систему материального стимулирования  персонала; постоянно повышать  культуру обслуживания, обеспечивать  полноту товарного ассортимента;

- широко  использовать средства массовой  информации, для повышения информированности  покупателей о предлагаемых товарах  для способствования формированию  новых направлений спроса и  экономии времени на приобретение  товаров, проводить выставки-демонстрации, выставки-продажи;

- постоянно  анализировать состояние дел  у конкурентов, выявлять его  сильные и слабые стороны, использовать  опыт;

- снизить уровнь издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара) может быть обеспечена за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспеченье хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

Доход является основным источником собственных средств  фирмы. С одной стороны, доход  рассматривается как результат  деятельности фирмы, с другой, как  основа дальнейшего развития. Для  страны доход фирм означает наполняемость  доходной части бюджета, возможность  решения социальных проблем страны или региона.

Основной  целью предпринимательской деятельности предприятий стало получение  доходов, которая служит важнейшим  источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия  и его собственников. Этой цели можно  достигнуть лишь при оптимальной  организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность.

Для повышения  эффективности работы предприятия  первостепенное значение имеет выявление  резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения  основных направлений поиска резервов увеличения доходов относятся природные  условия, государственное регулирование  цен, тарифов и др. (внешние факторы); изменение объема средств и предметов  труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы).

Итогом  хозяйственной деятельности предприятия  выступает его доход. Доход –  определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности предприятия, его хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности предприятия, общественном признании производимой им продукции, наконец, о месте и роли предприятия на соответствующем рынке.

Как правило, валовой доход предприятия состоит  из выручки от реализации продукции  и внереализационных доходов. Выручка  от реализации продукции – это  денежные средства, которые поступили  на счет предприятия от реализации продукции. Внереализационные доходы – это денежные средства, получение  которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с  ценными бумагами и т.д. От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предприятия.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Баканов М.И., Шеремет Д.А. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 416 с.

2. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Методика анализа рентабельности и финансового состояния предприятия, организации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 70 с.

3. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. - 2.е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 795 с.

4. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 624 с.

5. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА, 2009. - 496 с.

6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/ под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 471 с.

7. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е издание, переработано. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.- 1012 с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 336 с.

9. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 407 с.

10. Финансы предприятия/ Учебное пособие. Под ред. М.В. Романовского. - СПб.: Изд. Дом. «Бизнесс-Пресса», 2008. - 258с.

11. Фатхутдинов,  Р. А. Организация производства: учеб. для студ. высш. учеб. заведений  / Р. А. Фатхутдинов. - Изд. 3-е, перераб.  и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 544 с.

12. Фридман,  А. М. Экономика предприятий  торговли и питания потребительского  общества: учебник / А. М. Фридман. - М. : Издат.-торг. корпорация "Дашков  и К", 2008. - 625 с. :

13. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 237 с.

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 302 с.

15. Экономика  отрасли: торговля и общественное  питание: учеб. пособие для студентов  образоват. учреждений сред. проф. образования. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 221 с.

16. Экономика отрасли: торговля  и общественное питание: учеб. пособие для студентов образоват.  учреждений сред. проф. образования. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 221 с. 

17. Экономика предприятий торговли  и общественного питания [Текст] : учеб. пособие для студентов  высш. учеб. заведений / под ред.  Т. И. 

18. Николаевой, Н. Р. Егоровой. - 2-е  изд., стереотип. - М. : КноРус, 2008. - 400 с.

19. Экономика  торгового предприятия. Торговое  дело: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Л. А.  Брагина. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 313 с.

20. http://www.i-u.ru/biblio/

21. http://www.finance-journal.ru/index

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Производственная  структура ОАО «Омскхлебопродукт»


 




 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

огггг

 

Приложение 2

Организационная структура предприятия ОАО «Омскхлебопродукт».


 

 



Информация о работе Доходы предприятий торговли: экономическая сущность, анализ, пути их увеличения