Жилщное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
На современном этапе развития Республики жилищно-коммунальная отрасль страны является одной из самых проблемных. Постоянное увеличение затрат на содержание этой отрасли, нехватка экономических стимулов снижения расходов, повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги, большая степень износа основных производственных фондов рисуют характерную картину современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство в Республике Беларусь ………………..
5
1.1 История возникновения развития организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь……………………….

5
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь …………………………………………

7
1.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года …………...
10
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг. ……………………………………...

12
2 Анализ финансового состояния КЖРЭУП «Советское» ……………………
17
2.1 Общие сведения о КЖРЭУП «Советское» ………………………………
17
2.2 Анализ структуры актива баланса КЖРЭУП «Советское» …………….
18
2.3 Анализ структуры пассива баланса КЖРЭУП «Советское» ……………
22
2.4 Анализ доходов КЖРЭУП «Советское» …………………………………
25
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ….
29
3.1 Основные направления совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..

29
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь ……….
31
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………

33
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства …………………………..


36
Заключение ……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников …………………………………………...
39
Приложения ………………………………………………………………………
41
Приложения А…………………………………………………………………….
42
Приложения Б…………………………………………………………………….
43
Приложения В…………………………………………………………………….
44
Приложения Г…………………………………………………………………….
4

Вложенные файлы: 13 файлов

Введение.docx

— 17.58 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Раздел 2 - 2 цв.docx

— 82.44 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Раздел 2 - 3.docx

— 26.20 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Раздел 2 - 4 цв.docx

— 34.92 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Раздел 3.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства

 

 

3.1 Основные направления  совершенствования системы жилищно-коммунального  хозяйства 

 

 

Коммунальная сфера г. Гомеля является государственной собственностью. Коммунальные предприятие представлены государственными унитарными предприятиями, которым на правах хозяйственного ведения  переданы технологические фонды  – объекты инженерной инфраструктуры (тепло-, водо-, канализационные сети, водозаборы, очистные, теплоисточники и др.) и технологические фонды  производства (техника, мастерские производственно-эксплуатационная база и др.)

Существующая система  управления объектами инженерной инфраструктуры и тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение  частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не заинтересовывает предприятия в снижении затрат.

Привлечение частных инвестиций в городскую инженерную инфраструктуру – одна из основных целей работы по реформе системы тарифного  регулирования.

Существующая система  управления жилищно-коммунального  не только г. Гомеля, но и всей системы  в целом по государству ярко доказывает ее неэффективность. Материальная база отрасли, развивавшаяся на основе остаточного  принципа финансирования, оставшаяся с советских времен, заметно деградирует  в последние годы. Вся система  жилищно-коммунального хозяйства  требует совершенствования. Государством принимаются все меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Основные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономики определены в Национальной жилищной программе. В ней предусматриваются  организация и развитие рынка  жилья, изменение структуры жилищного  фонда в сторону увеличения частного сектора, повышение качественного  стандарта жилищ. Разработана государственная  программа модернизации и тепловой реабилитации жилых домов. А в  регионах проекты программы «Жилье», которые содержат также подпрограммы «Строительство социального жилья», «Государственная поддержка  строительства  индивидуального жилья», «Строительство жилья на селе».

Реформирование жилищно-коммунального  хозяйства должно идти в направлении  безубыточной деятельности на основе использования рыночных механизмов, которым присущи как общие, так  и специфические черты. К общим, следует отнести появление предпринимательства  и коммерциализации, конкуренции  и конкурентной среды, проведение приватизации  средств производства, наличие различных  форм собственности, сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. 

К специфическим отнесем  законодательно-правовые, организационно-управленческие, экономические и финансовые.

В силу производственно-технических  и технологических особенностей жилищно-коммунального хозяйства  и специфики формирования современных  систем жизнеобеспечения населения  большинство предприятий отрасли  занимают монопольное положение  на обслуживаемой им территории и  в какой-то мере являются незаменимыми. Пи этом негативные последствия монопольного положения на региональных рынках, в нашем случае в Советском  районе г. Гомеля, проявляются не в  столько необоснованном завышении  стоимости услуг, сколько в их неудовлетворительном качестве.

Монопольное положение предприятия  приводит также к недостаточно эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, отсутствию действенного хозяйственного механизма. Важным направлением демонополизации  жилищно-коммунального хозяйства  является создание условия для формирования конкурентной среды, разработка и внедрение  альтернативных форм обеспечения коммунальными  услугами, использование приборов индивидуального  учета и регулирования потребления  продукции и услуг жилищно-коммунального  хозяйства.

Основным регулятором  развития коммунальной отрасли региона  должна стать цена.  В настоящее  время в жилищно-коммунальном хозяйстве  района действует система перекрестного  субсидирования, когда низкие коммунальные услуги для населения покрываются  за счет повышенных тарифов  для  промышленных предприятий, что необоснованно [10, с. 348].

В настоящее время, в условиях сокращения государственных расходов на содержание жилья и коммунального  обслуживания, проблему эксплуатации, содержания жилья может помочь решить внедрение системы совместного  домовладения, которая в большинстве  развитых стран является привычной  и обыденной. В Беларуси в настоящее  время создаются такие ассоциации собственников в Бресте, Лиде, Барановичах, Гомеле и других городах.

Таким образом, для совершенствования  жилищно-коммунальной системы необходимо соблюдение следующих условий:

– финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

– повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения;

– переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

– увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном при конкурсном отборе организаций, предоставляющих эти услуги;

– ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;

– увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства;

– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

– переход на договорные отношения и развитием конкурентной среды;

– внедрением ресурсосберегающих технологий;

– совершенствованием системы социальной защиты населения: упорядочением существующей системы льгот, усилением адресной направленности выделяемых на эти цели средств;

– повсеместным полномасштабным переходом к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

 

 

 

 

3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь

 

 

Ставя задачу реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, необходимо доработать и конкретизировать ряд основных документов регулирующих взаимоотношения в области жилищно-коммунального хозяйства.

В Законе Республике Беларусь от 08 января 1998 г. № 135-З «О совместном домовладении» [3], необходимо:

– Прописать обязанности и полномочия организаций-застройщиков по созданию товариществ собственников на вновь строящихся домах или домах, проходящих капитальный ремонт. Закрепить в нормативных актах наличие созданного товарищества собственников как необходимое условие перед приемом дома в эксплуатацию.

– В отношении объектов совместного домовладения, доля государственной собственности на которых не превышает 50%, на которых не созданы товарищества собственников, и которые находятся в оперативном управлении застройщика или уполномоченного лица - изменить порядок создания и регистрации товарищества собственников. А именно: передать полномочия по созданию товарищества собственников уполномоченному лицу, разрешить волевое создание и регистрацию товариществ собственников без созыва общего собрания, в случае, если на первом общем собрании собственники самостоятельно не пришли к решению вопроса о выборе способа управления.

– Возложить административную ответственность на собственников в случае неисполнения закона о совместном домовладении в части выбора способа управления, либо предусмотреть иные меры, например, рассчитывать отпуск коммунальных ресурсов (таких как вода, свет, отопление, газ) по их фактической себестоимости.

В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. № 342 «Об утверждении положений об уполномоченном лице по управлению общим имуществом и о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт жилищного фонда» необходимо определить перечень критериев, по которым будут выбираться уполномоченные лица, а также:

– Исключить возможность назначения уполномоченными лицами частные коммерческие структуры, кроме случаев, когда такие организации сами предлагают свои услуги по управлению совместным домовладением.

– Прописать простой и четкий механизм выхода из статуса уполномоченного лица и перевода его на иную организацию или физическое лицо.

– Установить, что в случае отсутствия на территории организации, подходящей по критериям, предъявляемым к уполномоченному лицу, таковым назначается жилищно-ремонтно-эксплуатационной организацией района.

– Определить четкие сроки исполнения обязанностей уполномоченного лица, за которые необходимо обеспечить поставку основных коммунальных услуг для совместного домовладения и создать орган управления в товариществе собственников, либо передать его в управление организациям, оказывающим услуги по управлению совместным имуществом.

– Прописать, что уполномоченное лицо в своих действиях при решении вопросов о взыскании задолженности пользуется всеми теми нормативными документами, которые используют жилищные ремонтно-эксплуатационные организации.

– Установить право уполномоченного лица на привлечение собственников к административной ответственности в случае нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства.

В Законе Республике Беларусь от 16 июля 2008 года № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунального услуг» необходимо добавить раздел об ответственности собственника за неисполнение обязанностей, предусмотренных законом. Дополнительно стоит переработать приложение к закону, а именно формы типовых договоров, в которых должен быть учтен вариант оплаты услуг, предполагающий оплату по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией жилья.

Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь №13 от 24 мая 2004 года. Оно требует комплексной переработки  в части, касающейся тарифицирования  услуг технического обслуживания. Предлагается применить диверсифицированный подход к определению тарифа в зависимости от технической оснащенности и специфики объекта. Так, можно жилые дома разбить на группы, например: дома этажностью от 1 до 5, панельного типа, года постройки до 1990 года без лифта – одна группа; дома этажностью от 6 до 15 этажей до 1998 года постройки – вторая группа, и так далее. Более проработанный подход требует проработки инженерных и конструктивных данных объектов.

Выделив группы, станет возможным  просчитать тариф технического обслуживания каждой группы, который будет повышаться от группы к группе в связи с  ростом нагрузки на технический персонал, обслуживающий такие объекты  и текущих расходов, связанных  с обеспечением работоспособности  инженерных сетей.

Такое деление позволит четче  формировать затраты для объекта, снизит социальную несправедливость при  формировании стоимости технического обслуживания для различных групп  населения.

Важным решением должна стать  отмена верхнего предела тарифа на техническое обслуживание. Стоимость  должна формировать возможность  привлечения бизнеса и частных  структур в сферу коммунальных услуг  на конкурентной основе. Государство как гарант социальной защиты, имея в своем распоряжении такие структуры, как жилищные ремонтно-эксплуатационные организации, должно предлагать техническое обслуживание по установленным для таких структур тарифам, для определенных групп объектов, с определенной долей государственной собственности. Товарищества собственников, имеющие в обслуживании объекты частной собственности, должны иметь право самостоятельно определять тариф на техническое обслуживание, вырабатывать и принимать его в соответствии с фактическими расходами и пожеланиями собственников конкретного объекта.

 

 

 

 

3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства

 

 

Законом «О совместном домовладении»  №193-5 от 1998г., статьей №13 предусмотрены: социальные гарантии для собственников, нанимателей и арендаторов жилых  помещений, которые сохраняются  при появлении совместного домовладения и переходят в товарищество собственников в случае его создания.

В действующей системе  ЖКХ данные социальные гарантии предполагают компенсацию части расходов на содержание совместного домовладения из бюджета  страны, с целью приведения оплаты услуг населением к установленным в централизованном порядке тарифам.

В целях реализации социальных гарантий, государство дотирует пять позиций, определяющих расходы собственников на услуги ЖКХ, это:

– Техническое обслуживание

– Содержание и ремонт лифтов

– Вывоз мусора

– Утилизация мусора

– Природный газ и техническое обслуживание для объектов с системой отопления и горячего водоснабжения через крышную газовую котельную.

Государством установлены  четкие тарифы на данные виды коммунальных услуг. Тем не менее, фактические  расходы не покрываются средствами, собранными с населения по установленным  тарифам.

При современном строительстве, иногда единственным способам обеспечения  объекта теплоносителем является постройка  индивидуальной крышной газовой котельной. Эксплуатация такой установки требует специализированного, лицензированного персонала, с обязательным круглосуточным мониторингом состояния оборудования. Эти расходы влияют на конечную стоимость единицы отопления для такого объекта. Также, по действующим нормативным документам, такие котельные приравнены к промышленным объектам, и отпуск газа идет по промышленному тарифу, в 3 раза отличающемуся от тарифа для населения. Эти факторы влияют на конечную стоимость единицы отопления, величина которой регулируется тарифом, установленным в централизованном порядке. Государство компенсирует разницу между фактическими расходами и установленным тарифом.

Заключение.docx

— 17.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Список использованных источников.docx

— 19.09 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение А.docx

— 235.68 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение Б.docx

— 12.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложения.docx

— 12.57 Кб (Скачать файл)

Приложение В.docx

— 12.25 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение Г.docx

— 12.27 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Содержание.docx

— 17.06 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Жилщное хозяйство