Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа
В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
На современном этапе развития Республики жилищно-коммунальная отрасль страны является одной из самых проблемных. Постоянное увеличение затрат на содержание этой отрасли, нехватка экономических стимулов снижения расходов, повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги, большая степень износа основных производственных фондов рисуют характерную картину современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..
3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство в Республике Беларусь ………………..
5
1.1 История возникновения развития организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь……………………….
5
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь …………………………………………
7
1.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года …………...
10
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг. ……………………………………...
12
2 Анализ финансового состояния КЖРЭУП «Советское» ……………………
17
2.1 Общие сведения о КЖРЭУП «Советское» ………………………………
17
2.2 Анализ структуры актива баланса КЖРЭУП «Советское» …………….
18
2.3 Анализ структуры пассива баланса КЖРЭУП «Советское» ……………
22
2.4 Анализ доходов КЖРЭУП «Советское» …………………………………
25
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ….
29
3.1 Основные направления совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..
29
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь ……….
31
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………
33
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства …………………………..
36
Заключение ……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников …………………………………………...
39
Приложения ………………………………………………………………………
41
Приложения А…………………………………………………………………….
42
Приложения Б…………………………………………………………………….
43
Приложения В…………………………………………………………………….
44
Приложения Г…………………………………………………………………….
4
Утилизация и вывоз мусора – две взаимоувязанных статьи расходов. На стоимость вывоза и утилизации мусора установлен тариф. Однако при расчете оплаты за эти услуги организация по вывозу мусора учитывает не норму вывоза на человека, согласно установленных квот, а количество и периодичность вывоза мусорных контейнеров от объекта. Эти же данные идут и в расчет стоимости утилизации мусора. Поэтому реально собираемые средства по государственному тарифу не перекрывают фактические расходы. Государство дотирует эту разницу. В зависимости от конкретных условий для каждого объекта, государство дотирует от 10% до 40% реальной стоимости этих услуг.
Содержание лифта предполагает его техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Если техническое обслуживание – это величина постоянная или, по крайней мере, имеет прогнозируемый характер, то текущий и капитальный ремонт лифта, – величины переменные и во многом зависят от интенсивности эксплуатации лифта, аккуратности пользователей и других факторов. Рассчитать эти расходы наперед и тем более уложиться при оплате услуг в действующий тариф весьма проблематично. Государство дотирует эти расходы, часто в 4 раза превышающие действующий тариф.
Техническое обслуживание – комплексное понятие, в расходы на него включаются расходы на оплату труда обслуживающего технического персонала, уборку территории, текущий ремонт, освещение и отопление мест общего пользования, санитарное содержание мест общего пользование, расходы на управление совместным имуществом. Государством определен тариф на техническое обслуживание, однако фактические расходы по предоставлению услуги отличаются для каждого объекта. Они зависят от сложности объекта, количества квартир, типа прилегающей территории, доступности обслуживающего персонала и т.д. Усреднение этого тарифа допустимо для государственных структур, но для объектов совместного домовладения, управляемых уполномоченными лицами, управляющими компаниями или товариществами собственников, с нашей точки зрения, невозможно к применению. Государством в настоящий момент дотируется разница между реальными расходами и установленным тарифом.
По последним данным, население оплачивает порядка 28-30% реальных расходов на техническое обслуживание.
Несмотря на то, что законом
социальные гарантии закреплены, практическая
их реализация вызывает немалые трудности,
как для совместных домовладений, так
и для органов местной власти. На деле
получается, что при создании товарищества,
или при переходе дома в управление уполномоченным
лицом, дотации на совместное домовладение
не выделяются автоматически. Для их получения
товарищество собственников или уполномоченное
лицо должно обратиться в местный исполнительный
орган. Далее уполномоченное лицо или
товарищество собственников должно сформировать
штат, отвечающий определенным критериям,
определяемым жилищно-ремонтно-
Процесс получения дотаций занимает длительное время (до нескольких месяцев). Нередко прошение на дотацию подают уже после того, как сформирован бюджет расходов на период для данного района, и включение в программу дотирования требует коррекции бюджета расходов, что также требует времени. Вместе с тем, несмотря на все задержки во времени и объемах получения дотаций, объект совместного домовладения с первого дня эксплуатации требует технического обслуживания и поставки коммунальных услуг, расчет за которые, по фактическим расходам, требуется в тот же месяц. Эти факты вызывают частые споры, судебные разбирательства, действия или бездействия, приводящие к порче совместного имущества.
В среднесрочном периоде, при условиях сохранения централизованно устанавливаемых тарифом, предлагаются следующие изменения к подходу государственного дотирования. По всем позициям, исключая техническое обслуживание – дотировать не конкретное домовладение, а организации, предоставляющие коммунальные услуги таким объектам.
Контроль за расходованием средств проще производить в рамках одной крупной коммунальной организации, чем в отношении каждого отдельно взятого объекта совместного домовладения. Этот подход исключает временные проволочки от момента обращения совместного домовладения за дотациями до момента их фактического получения. На практике этот подход предполагает следующее: при выставлении счетов для оплаты коммунальных услуг для совместного домовладения организации (зачастую с преобладающей государственной формой собственности) будут руководствоваться действующими тарифами, а разницу между собранными по тарифу средствами и фактически понесенными расходами предъявлять к возмещению из бюджета.
Подход к дотированию технического обслуживания должен быть комплексным и потребует изменения законодательных актов. Необходима отвязка от жёсткого использования единого, централизовано установленного тарифа; необходимо ранжирование объектов, с определением особенностей конкретного объекта совместного домовладения. Ранжирование объектов по типу позволит определить норму дотации, а возможность применения тарифа со свободной верхней планкой позволит собственникам получить услуги более высокого качества услуги при их согласии на оплату.
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства
Среди проблем, стоящих на пути реформы жилищно-коммунального хозяйства, можно отметить следующие:
– низкая информированность и осведомленность населения о понятиях, процессах и структуре жилищно-коммунального хозяйства.
– воспитанные иждивенческие настроения населения, поддерживаемые направленностью государственных приоритетов.
– устаревшие подходы к определению технического обслуживания в отношении современного жилья.
– слабая подготовленность действующего персонала, занятого в сфере обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, к современным тенденциям в строительстве и прокладке инженерных сетей.
– малое присутствие коммерческих структур в сфере и жёсткое регулирование тарифов делает трудным привлечение молодых и высококвалифицированных кадров в отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
– отсутствие партнерства и взаимных обязательств между исполнительными органами и коммерческими структурами отталкивает бизнес от прихода в отрасль.
– сильная растянутость и явная социальная направленность судебных процессов усложняет работу по взысканию долгов за услуги жилищно-коммунального хозяйства.
– политика двойных стандартов
в отношении жилищно-ремонтно-
Рассматривая международный опыт в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства, наиболее интересным будет анализ российского опыта. Специфика застройки и подход к обеспечению коммунальными ресурсами в России схожи с Беларусью. В частности, интересен российский подход к вопросу трансформации совместного домовладения в товарищество собственников. Так, совместным домовладениям было предложено провести капитальный ремонт дома, при котором 95% расходов покрывалось из бюджета, а 5% собиралось из средств собственников.
После выполнения капитального
ремонта в доме автоматически
создавалось товарищество собственников,
и дом выходил из-под