Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:41, курсовая работа
Целью написания дипломной работы является осуществление комплексного экономического анализа издержек обращения, выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе их дальнейшей оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.
Дана методика анализа и планирования издержек обращения.
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.
Осуществлён подробный экономический анализ издержек обращения предприятия, проведена оценка влияния факторов на их изменение.
Проведено экономическое обоснование издержек обращения предприятия.
Выявлены резервы снижения отдельных видов издержек обращения и предложен ряд мероприятий по их оптимизации.
Введение
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятий торговли
1.1 Экономическая сущность издержек обращения как экономической категории
1.2 Виды издержек обращения и их классификация
2. Анализ издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС"
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Ренессанс"
2.2 Характеристика основных показателей ООО "Ренессанс", определяющих величину издержек обращения предприятия
3. Экономическое обоснование издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС" на планируемый период
3.1 Резервы повышения эффективности деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения
3.2 Экономическое обоснование издержек обращения по общему объему и статьям затрат, с учетом рекомендаций по оптимизации
издержек обращения
Заключение
Список литературы
Закономерностью формирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельных предприятиях, является снижение их уровня при росте объёма товарооборота. Это не исключает того, что в отдельные периоды наблюдается рост издержек обращения, который вызван определёнными экономическими процессами (ростом цен, тарифов, заработной платы и т.д.).
Уровень издержек обращения колеблется в различных регионах страны и типах торговых предприятий, что объясняется особенностями покупательной способности населения и транспортных коммуникаций, размером, объёмом и структурой товарооборота. Различен уровень издержек обращения и по подотраслям торговли: более высок он в общественном питании и в розничной торговле (15-25%), в оптовой торговле он существенно ниже. В зависимости от групп реализуемых товаров уровень издержек обращения значительно выше в торговле продовольственными товарами (16-18%). Это объясняется большими расходами по хранению товаров, транспортировке, расходами по таре.
В зависимости от видов реализуемых товаров уровень издержек обращения более высок при реализации товаров, требующих больших затрат по хранению, фасовке и т.д. - мяса, овощей, фруктов.
Различается уровень издержек обращения и по отдельным статьям затрат. Наибольший уровень расходов в предприятиях торговли наблюдаются по таким статьям, как расходы на оплату труда, расходы по содержанию зданий и т.д. Также, относительным показателем, характеризующим издержки обращения, являются их структура. Она показывает долю отдельных статей затрат в их общей сумме и используется для выявления закономерностей развития отдельных видов затрат и их влияния на формирование общего уровня затрат [29. с.15].
На рис.1.3 приведена классификация уровня
издержек обращения.
Рис.1.3 Признаки
классификации уровня издержек обращения
На издержки обращения предприятий торговли влияет ряд факторов, изменение которых позволяет выявить тенденции их изменения, вскрыть имеющиеся внутренние резервы.
Все факторы, влияющие на издержки обращения, также подразделяются на факторы, способствующие росту издержек (замедление товарооборачиваемости, увеличение количества услуг, оказываемых предприятием торговли, снижение доли собственных оборотных средств и т.д.) и факторы, снижающие уровень и сумму издержек обращения (ускорение товарооборачиваемости, сокращение звенности товародвижения, увеличение производительности труда и т.д.) [29. с.17]. Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения, подразделяются по ряду признаков, основные из которых представлены в таблице 1.2
Таблица 1.2
Классификация факторов, определяющих сумму и уровень издержек обращения
Признак классификации | Группы факторов | Факторы | |
II. По характеру воздействия на издержки обращения | Внешние факторы (независимые от деятельности предприятия) | ||
1.
Уровень инфляции, состояние экономики;
2. Ставки и уровень налогов, процентные ставки; 3. Размер минимальной заработной платы, устанавливаемой законодательством Российской Федерации; 4. Платежная дисциплина, состояние кредитно-денежной системы; 5. Объем спроса и предложения, их соотношение; 6. Уровень тарифов, ставок; 7. Уровень конкуренции и т.д. | |||
Внутренние факторы (зависимые от деятельности предприятия) | |||
Факторы
прямого воздействия |
1. Объем
и структура товарооборота;
2. Численность работников предприятия и их производительность труда; 3. Издержкоемкость товаров; 4. Транспортировка товаров; 5. Состав товарооборота; 6. Размеры торгового предприятия, его площади и мощность; 7. Размер оборотных средств, в т ч собственных. | ||
Факторы
косвенного воздействия |
1. Состояние
и эффективность использования основных
фондов;
2. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия; 3. Состояние и эффективность использования оборотных средств; 4. Свойства реализуемых товаров и их жизненный цикл и т.д. | ||
I. По степени зависимости от деятельности предприятия и природе воздействия | Факторы, вызывающие
Рост издержек обращения |
1. Снижение
объема оборота розничной торговли;
2. Замедление товарооборачиваемости; 3. Повышение цен, ставок, окладов, тарифов; 4. Повышение качества торгового обслуживания, увеличение количества дополнительных услуг; 5. Снижение эффективности использования оборотных и основных фондов; 6. Рост технической оснащенности предприятий; 7. Уменьшение собственных оборотных средств и увеличение доли кредитов. | |
Факторы,
вызывающие
Снижение издержек обращения |
1. Рост объема
товарооборота;
2. Изменение структуры товарооборота в сторону снижения удельного веса более издержкоемких товаров; 3. Повышение эффективности труда работников предприятия торговли; 4. Укрупнение предприятий торговли; 5. Ликвидация непроизводительных расходов и потерь; 6. Сокращение звенности товародвижения; 7. Совершенствование организации продажи, внедрение прогрессивных методов. |
В настоящее время учет издержек обращения занимает одно из главных мест в общей системе бухгалтерского учета. Показатель издержек обращения является одним из главных при формировании прибыли от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек обращения можно узнать насколько рентабельна и эффективна деятельность предприятия т. е его финансовую устойчивость. .
Учет издержек обращения - это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги). В месте с тем надо отметить такой фактор, что оптимизация издержек обращения может повлиять на прирост прибыли и снижения общего количества затрат, но надо не забывать и то, что издержки неразрывно связаны с производством и уменьшение (экономия) издержек может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект "собаки, которая бегает за своим хвостом". Для многих предприятия издержки обращения являются не только показателем при котором уменьшается денежные средства, но и стимулом к дальнейшей работе.
Значение издержек обращения заключается в следующем:
издержки обращения являются одним из важнейших показателей результатов деятельности предприятия;
размер издержек обращения прямо влияет на величину прибыли от продаж, поэтому соблюдение режима экономии и оптимизации издержек обращения - важнейшие факторы повышения прибыли и рентабельности деятельности торгового предприятия;
уровень издержек обращения служит ориентиром для установления минимального размера уровня торговой надбавки;
уровень и сумма издержек обращения служит важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
Классификация предполагает упорядоченное изучение сложных экономических явлений по определенным важнейшим признакам. Общеизвестно, что расходы на продажу (издержки обращения) как раз являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий. Деление издержек обращения по основным признакам (их классификация) позволяет улучшить учет, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать более действенным контроль за их состоянием.
Классификация видов затрат имеет важное значение для анализа и учёта издержек обращения.
Все многообразие видов издержек обращения можно классифицировать по ряду основных признаков: по отношению к объёму товарооборота, по способу отнесения затрат на себестоимость, по составу, по периодичности возникновения, по месту формирования, по степени управляемости, по экономической природе и т.д. (рис.1.4) [29. с. 20].
Рис.1.4 Классификация видов издержек обращения торгового предприятия
Признак классификации | По зависимости от объема товарооборота | Условно-переменные | ||||
Условно-постоянные | ||||||
Смешанные | ||||||
По месту формирования | Внешние | |||||
Внутренние | ||||||
По способу отнесения затрат на расходы | Прямые | |||||
Косвенные | ||||||
По составу | Одноэлементные | |||||
Комплексные | ||||||
По степени управляемости | Управляемые | |||||
Неуправляемые | ||||||
По периодичности возникновения | Текущие | |||||
Единовременные | ||||||
Прочие | ||||||
По экономической природе | Чистые | |||||
Дополнительные | ||||||
По статьям затрат | 12 статей издержек | |||||
По учету затрат на предприятии | Явные | |||||
неявные |
Более
детальное изучение, анализ затрат предприятия
торговли и возможности управления ими
издержки обращения группируются по признакам,
которые приведены в таблице 1.3 [29. с.21-23].
Таблица 1.3
Классификация издержек обращения
Признак классификации | Виды затрат | Определение | Примеры | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. По отношению к объёму товаро-оборота | 1.1 Условно-
переменные |
Издержки, величина которых находится в непосредственной зависимости от объёма и структуры реализации товаров | Транспортные расходы:
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров | |
1.2 Условно-
постоянные |
Издержки, величина которых изменяется или остаётся постоянной независимо от объёма и структуры товарооборота. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не осуществляет реализацию | -амортизация основных
средств;
аренда зданий, помещений, оборудования и т.д. | ||
1.3 Смешанные | Издержки, состоящие из условно-переменных и условно-постоянных частей | Расходы на оплату
труда;
Прочие затраты и т.д. | ||
2. По экономическим элементам | 2.1 Материальные затраты | Издержки, связанные с использовани-ем материальных ресурсов (кроме амортизации основных фондов) | Расходы на содержание
зданий, сооружений, оборудования | |
2.2 Расходы на оплату труда | Затраты, связанные с оплатой и использованием трудовых ресурсов | Заработная плата по ставкам, окладам, расценкам; Оплата за неотработанное время | ||
2.3 Амортизация основных фондов | Затраты на основные фонды | Амортизация основных фондов | ||
2.4 Прочие расходы | Расходы, не учтенные в 2.1 - 2.3., относимые на издержки обращения | Налоги, относимые
на издержки;
Командировочные расходы | ||
3. По способу отнесения затрат на себестои-мость | 3.1 Прямые | Затраты, непосредственно связанные с реализацией товаров конкретного отдела, магазина… | Транспортные расходы;
Расходы на хранение. Упаковку товаров и т.д. | |
3.2 Косвенные | Затраты, производимые предприятием для нужд всех его структурных подразделений | Расходы на рекламу;
Расходы на содержание аппарата управления и т.д. | ||
4. По составу | 4.1 Одноэлементные | - | Расходы на рекламу | |
4.2 Комплексные | - | Расходы на хранение, упаковку, фасовку; Прочие расходы | ||
5. По периодичности возникновения | 5.1. Текущие | Издержки, возникающие постоянно, в течении всего периода | Расходы на оплату
труда;
Расходы на содержание зданий, сооружений, инвентаря и др. | |
5.2. Единовременные | Издержки, носящие разовый характер | |||
5.3. Прочие | Издержки, носящие периодический характер | Транспортные расходы;
Расходы по рекламе | ||
6. По статьям калькуляции | 6.1.12 статей
издержек обращения |
- | Транспортные расходы;
Расходы на оплату труда и. д. | |
7. По месту формирования | 7.1. Внешние | Денежные расходы в пользу предприятий, оказывающих услуги и д. | Транспортные расходы; | |
7.2. Внутренние | Издержки, внутри предприятия на собственный, самостоятельно используемый ресурс | Расходы на оплату
труда;
Расходы на подготовку и переподготовку кадров | ||
Продолжение таблицы 1.3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
8. По степени управляемости | 8.1. Дискреционные
(управляемые) |
Расходы, размер которых может уста-навливаться достаточно произвольно в зависимости от политики предприятия | Расходы на рекламу; Расходы на оплату труда и т.д. | |
8.2. Недискреционные
(неуправляемые) |
Расходы, размер которых не может меняться предприятием произвольно (неуправляемые расходы) | Налоги,
относимые на здержки
обращения; Расходы по аренде и содержанию зданий, сору-жений, помещений | ||
9. По роли в торговом процессе | 9.1. Чистые | Затраты, связанные с осуществлением процесса купли-продажи товаров, со сменой форм стоимости | Расходы
на рекламу; Затраты, связанные с денежным
обращением | |
9.2. Дополнительные | Обусловленные продолжением процесса производства в сфере обращения, связаны с сохранением и доведением товаров до потребителей | Транспортные
расходы;
Расходы на хранение, упаковку, фасовку товаров | ||
10. По учёту затрат на предприятии | 10.1. Явные | Затраты, связанные с использованием всех видов привлечённых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учёте | Амортизация основных фондов. Расходы на оплату труда и т.д. | |
10.2. Неявные | Издержки упущенных возможностей (недополученная прибыль) | - |