Инвестиционный и инновационный процесс и его значение в деятельности предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности ООО Торговый дом «Шифалы су».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты инвестиционного и инновационного процесса и его значения в деятельности предприятий торговли;
2. проанализировать инвестиционный и инновационный процесс в ООО ТД «Шифалы Су»

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты инвестиционного и инновационного процесса и его значения в деятельности предприятий торговли 5
1.1 Основные понятия инвестиционного процесса 5
1.2. Инновационный процесс и его значение для деятельности торговли 8
1.3. Методика оценки экономической эффективности инвестиционного и инновационного процесса на предприятиях торговли 11
2. Анализ инвестиционной и инновационной политики предприятия торговли ООО ТД «Шифалы Су» 17
2.1. Краткая характеристика ООО ТД «Шифалы Су» 17
2.2.Анализ и оценка состояния управления инвестиционной и инновационной политики 23
2.3.Недостатки, препятствующих развитию инвестиционной и инновационной политики в ООО ТД «Шифалы Су» 25
3.Предложения по повышению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности ООО Торговый дом «Шифалы су» 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая руслана.docx

— 92.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

                                      (ГАОУ ВПО НГТТИ)

 

Факультет среднего профессионального образования

ЦМК «Коммерция (по отраслям)

 

Курсовая работа

по дисциплине ОП.01 «Экономика организации»

На тему «Инвестиционный и инновационный процесс и его значение в деятельности предприятий торговли»

 

Работу выполнила:

студентка 2 курса

группы КТ-293 ФСПО

Мингазов Руслан Эдуардович

 

Руководитель

курсовой работы

преподаватель:

Сабиржанова Р.Ю.

 

День защиты ________ Оценка______ Подпись________

 

 

г. Набережные Челны

2014 год

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребность российских предприятий, более десяти лет практически не обновлявших свой производственно-технологический потенциал, огромна. Свободный капитал есть и на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако, почему-то инвесторы не торопятся вложить его в российские предприятия. Помимо общих замечаний о не благоприятности инвестиционного климата в России, следует назвать очень важную причину: абсолютное большинство предприятий не готовы принимать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны, во-первых, представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные проекты, во-вторых, эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал, в-третьих, обеспечить «прозрачность» инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов.

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости каждого торгового предприятия в современных условиях развиваться и использовать новые технологии, а это связано, прежде всего, с вложением в эти проекты собственных либо заемных средств - инвестиций.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности ООО Торговый дом «Шифалы су».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты инвестиционного и инновационного процесса и его значения в деятельности предприятий торговли;

2. проанализировать инвестиционный  и инновационный процесс в ООО ТД «Шифалы Су»;

3. разработать рекомендации по повышению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности ООО Торговый дом «Шифалы су».

Предметом данного исследования являются инвестиционный и инновационный процесс и его значения в деятельности предприятий торговли.

Объектом данного исследования является ООО ТД «Шифалы Су».

Методами  исследования является изучение и обобщение научной литературы, статистические методы, анализ документов.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты инвестиционного и инновационного процесса и его значения в деятельности предприятий торговли. Во втором разделе проведен анализ инвестиционной и инновационной политики предприятия торговли ООО ТД «Шифалы Су». В третьем разделе разработаны предложения по повышению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности ООО Торговый дом «Шифалы су».

Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы статистических изданий Федеральной службы государственной статистики РФ, отечественные и зарубежные публикации, включая специальные периодические издания.

 

 

  1. Теоретические аспекты инвестиционного и инновационного процесса и его значения в деятельности предприятий торговли

1.1 Основные  понятия инвестиционного процесса

В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Чтобы дать общее представление о роли инвестиций, вначале обратимся к основным понятиям, его участников и источники инвестиций.

Мыльник В. В. отмечает, что данный термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать, и имеет несколько значений. В самом широком смысле инвестиции должны обеспечивать механизм, который необходим для финансирования роста и развития предприятия и любого государства в целом. С учетом структуры инвестиционного процесса, его участников и типов инвесторов под инвестициями (investments) или инвестиционными ресурсами понимается недвижимость, имущество, машины, оборудование, технологии, денежные средства, вклады в банках, ценные бумаги, имущественные права, лицензии, интеллектуальные ценности, вкладываемые как способ помещения капитала в предпринимательскую деятельность с целью их сохранения или возрастания [26, с. 6]. Другими словами, инвестиции представляют собой инструмент, с помощью которого можно поместить инвестиционные ресурсы в объект инвестирования и обеспечить положительную величину дохода [14].

Понятие «инвестиции» в интерпретации различных ученых порой имеет настолько серьезное отличие, что требует уточнения позиции его использования в каждом конкретном случае.

В отечественной экономической литературе понятие «инвестиции» употреблялось как синоним капитальных вложений, под которыми, например, Чесноков А. С. понимал все затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на воспроизводство основных фондов, как простое, так и расширенное [34, с. 354].

Наиболее общим и распространенным в рыночной экономике считается понимание под инвестициями процесса вложения средств в любой форме для получения дохода или какого-либо другого эффекта [12, c. 104].

Понятие «инвестиции» не всегда имеет то же значение, какое ему придается экономистами, которые «чистым инвестированием» или капиталообразованием, называют то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование, материально-производственные запасы) [22, c. 25].

Приведенные определения показывают различие в определении сущности инвестиций в плановой и рыночной системах. В условиях административной системы распределения ресурсов факт существования финансовых и других видов инвестиций отечественной экономической наукой не рассматривался. В настоящее время в экономике нашей страны применяются оба термина.

Говоря о сущности инвестиций, следует выделить основные функции, которые выполняют инвестиции в экономической системе:

  • обеспечение роста и качественного совершенствования основного капитала (фондов), как на уровне  отдельной фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом;
  • осуществление прогрессивных структурных экономических сдвигов,  касающихся важнейших народнохозяйственных пропорций: воспроизводственных, отраслевых, стоимостных;
  • реализацию новейших достижений научно-технического прогресса и повышение на этой основе эффективности производства на микро- и макроуровнях.

Инвестиции в реальный капитал (капиталообразующие или инвестиции в нефинансовый сектор) ведут к воспроизводству и обновлению основных фондов. В России в объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальные работы и затраты.   Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются. Когда речь ведется об инвестициях вообще, обычно подразумеваются именно капиталообразующие инвестиции. Подобное определение можно назвать экономическим, так как подобные инвестиции связаны с воспроизводством реального капитала.

Что касается инвестиций в денежный капитал (финансовые инвестиции – вложения финансовых средств в виде кредитов и в ценные бумаги), то одна часть из них превратится в реальный капитал сразу, другая – позже, третья – вообще в него не превратится (например, выпущенные и купленные ценные бумаги компании, которая затем «лопается»). [11]  Говоря по-другому, инвестиции в денежный капитал – это средства для будущего инвестирования в реальный капитал, часть из которых в таковой может и не превратиться. К финансовым инвестициям принято относить документальные контракты такие, как:

  • долговые обязательства (облигации, банковские депозиты и т.д.);

  • право участия в компаниях на правах собственника (акции обыкновенные);

  • законные права на покупку или продажу любого актива, в том числе доли участия в компании (опционы).

В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в развитых экономических системах большая часть инвестиций представлена вложениями в денежный капитал. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими.

Инвестирование (инвестиционная деятельность) – это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода; другими словами это любой объект, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость. Свободные денежные средства не являются инвестициями, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестициями, так как счет гарантирует определенный доход.

 

    1. Инновационный процесс и его значение для деятельности торговли

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [6].

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер конкурентной  борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

- состояние внутренней  среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся  организационная структура, внутренняя  культура организации, связи с  внешней средой и т.д.);

- специфика самого инновационного  процесса как объекта управления [13, c.123].

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб. Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению. Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах. Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность [35].

Информация о работе Инвестиционный и инновационный процесс и его значение в деятельности предприятий торговли