Информационные системы принятия и поддержки решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ информационных систем принятия и поддержки решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить сущность и принципы построения информационных систем в процессе принятия управленческих решений;
– проанализировать проблемную ситуацию;
– выявить основные этапы построения информационных систем;
– изучить информационные системы принятия и поддержки управленческих решений и их использование в менеджменте;

Содержание

Введение.........................................................................................................4
Раздел 1. Аналитическая часть
1.1 Характеристика и анализ компании «Иль де Ботэ»...........................6
1.1.1 Характеристика предприятия «Иль де Ботэ»...............................6
1.1.2 Управленческий анализ компании «Иль де Ботэ»......................8
1.1.3 Анализ внешней среды предприятия компании «Иль де Ботэ»..9
1.2 Выявление и оценка проблемной ситуации.......................................12
1.2.1 Выявление, формулировка проблем и формирование каталога проблем...................................................................................................................12
1.2.2 Анализ проблемной ситуации...........................................................12
1.2.3 Установление причины возникновения проблемной ситуации в компании «Иль де Ботэ»………………………………………………..……..13
1.3. Формирование целей, критериев и ограничений ...........................15
1.4. Построение дерева решений...............................................................16
Раздел 2. Теоретическая часть
2.1. Общие требования к разрабатываемой системе................................19
2.2. Разработка логической структуры СППР..........................................20
2.3. Этапы обработки данных ………………………………………….22
Раздел 3. Проектно-расчетная часть
3.1. Описание вариантов решения.............................................................25
3.2. Анализ и выбор решения.....................................................................28
3.3. Организационное и информационное обеспечение управленческого решения..................................................................................................................29
Заключение..................................................................................................33
Список литературы.....................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы принятия и поддержки решений (СППР).docx

— 215.67 Кб (Скачать файл)

 

Проведем анализ стратегических факторов внешней среды компании «Иль де Ботэ», результаты приведем в таблицу 1.3.

Таблица 1.3

Результаты анализа внешних стратегических факторов компании «Иль де Ботэ»

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности

Постепенное вытеснение конкурента и завоевание большего объема рынка

0,3

5

1,5

Повышение роста продаж

0,25

4

1

Возможность вводить и использовать более новые технологии торговли, нежели у конкурента

0,3

3

0,9

Благоприятная демографическая ситуация

0,15

2

0,3

Суммарная оценка

1,00

14

3,7

Угрозы

Конкуренция на внутреннем рынке

0,3

5

1,5

Отсутствие квалифицированных специалистов

0,25

3

0,75

Уровень инфляции в РФ

0,15

1

0,3

Снижение активности потребителей

0,3

4

1,2

Суммарная оценка

1,00

13

3,75


 

Таким образом, на основе данного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее реальными возможностями компании являются вытеснение конкурентов на рынке и повышение уровня продаж, однако существуют угрозы: на рынке низкая активность потребителей, то есть покупательная способность людей сокращена, а также лидерство других конкурентов.

 

 

1.2 Выявление и  оценка проблемной ситуации

1.2.1 Выявление, формулировка проблемы и формирование каталога проблем

 

Проведя управленческий анализ, анализ внешней и внутренней среды компании, следует отметить, что компания «Иль де Ботэ» является одной из лидирующих на рынке. Компания постоянно отслеживает рынок товаров и услуг, и делает все, что бы спрос на их товары был выше, а покупательская способность не падала вниз. Из слабых сторон компании был выявлен высокий уровень конкуренции на рынке, в связи с чем, у компании снизился уровень продаж.

Исходя из всего этого, можно сформировать следующий каталог проблем.

Таблица 1.4

Каталог проблем компании «Иль де Ботэ»

1

Высокий уровень конкурентов на рынке

2

Снижение уровня продаж

3

Высокая ценовая категория

4

Неэффективная маркетинговая политика


 

Итак, основной проблемой, требующей решения, является снижение уровня продаж в магазинах компании «Иль де Ботэ».

 

1.2.2 Анализ проблемной ситуации в компании «Иль де Ботэ»

В компании «Иль де Ботэ» существуют множество проблем, одной из которых является снижение уровня продаж.

Данные об объеме продаж магазинов «Иль де Ботэ» и основных его конкурентов приведены в таблице 1.5.

 

Таблица 1.5

Объем продаж сетей крупнейших магазинов

Крупнейшие игроки рынка косметики и парфюмерии

Юридическое название

Бренд

Основные форматы

Объем, млрд.руб.

       

2013

2014

1

Летуаль

Летуаль

Магазин

15,38

17,23

2

Рив Гош

Рив Гош

Магазин

10,2

13,26

3

Иль де Ботэ

Иль де Ботэ

Магазин

9,83

8,18


 

Таким образом, мы видим, что уровень продаж в магазинах «Иль де Ботэ» заметно снизился в течение года, а компания находится на 3 месте по выручке продаж среди своих конкурентов. Данная проблема для компании является важной, так как может понести некоторые последствия.

Проблема снижения уровня продаж тесно взаимосвязана с другими проблемами компании. Высокая ценовая категория приводит к низкому числу покупателей, в результате чего клиенты предпочитают другие магазины. Отсутствие хорошей рекламы на рынке, а также отсутствие в магазинах квалифицированных специалистов также влияют на уровень продаж компании.

Таким образом, от решения одной из главных проблем, можно решить остальные. Увеличить уровень продаж в компании «Иль де Ботэ» можно. Для этого потребуется провести некоторые мероприятия и понести минимальные затраты.

 

1.2.3 Установление причины возникновения проблемной ситуации в компании «Иль де Ботэ»

Установление причин возникновения данной проблемной ситуации позволяет глубже понять закономерность функционирования объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на достижение целей. Большое значение имеет прогнозирование появления проблем в будущем.

Таким образом, необходимо описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития данной проблемной ситуации.

Для этого изобразим схему Ишикавы [1,c.46]:




 







 

Рисунок 1.1- Схема Ишикавы

Итак, проанализировав схему Ишикавы, следует отметить, что для повышения уровня продаж в компании «Иль де Ботэ», необходимо повысить конкурентоспособность, пересмотрев ценовую политику компании, а также эффективно развивать систему маркетинга.

 

 

1.3 Формирование целей, критериев и ограничений

1.3.1 Формирование целей

 

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели компании должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности компании, ее конкурентных преимуществ. Цели могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия.

Таким образом, на основании проделанного анализа деятельности компании «Иль де Ботэ», исходя из сильных, слабых сторон, внешней и внутренней среды, а также анализа возникновения проблемной ситуации, можно сформулировать основную цель деятельности компании.

Основная цель – увеличить объем продаж в 2015 году в 3 раза.

Исходя из этой цели, выделим следующие подцели:

– улучшить маркетинговую стратегию компании;

– повысить конкурентоспособность;

– повысить производительность труда на 25%.

 

1.3.2 Формирование критериев и ограничений

Для конкретизации целей необходимо определить критерии достижения целей. Достижение одной цели может характеризоваться несколькими критериями. Таким образом, критерий – это мерило целей, мера степени близости к цели.

Критерии обладают следующими характеристиками:

  1. должны иметь физический смысл, выражаться количественно;
  2. должны наиболее полно отражать результаты решения;
  3. должны быть простыми, понятными и конкретными.



 



 

 





 


 

 

Рисунок 1.2 - Формирование критериев

 

Наряду с формированием целей, важное значение имеет определение существенных ограничений, влияющих на выбор оптимального решения. Ограничения – это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений.

Для компании «Иль де Ботэ» ограничениями к данным критериям будут:

– материальные ограничения (постоянно необходима материальная база для предлагаемых проектов)

– трудовые ограничения (квалифицированный персонал)

 

1.4 Построение дерева решений

Для того чтобы быть эффективным решение должно удовлетворять ряду требований:

  1. быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени (поэтому решение должно содержать цели, декомпозицию цели на задачи, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы);
  2. содержать механизм реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;
  3. быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;
  4. готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных;
  5. быть реализуемыми, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
  6. быть гибким, то есть изменять цель и(или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
  7. предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать все возможные варианты разрешения проблемы. Для этого построим дерево решений:




 

 






 


 

 

Рисунок 1.3.- Дерево решений

 

Таким образом, нам следует выбрать наиболее выгодный вариант решения данной проблемы.

 

 

Раздел 2. Теоретическая часть

2.1.Общие требования к разрабатываемой системе

 

В данном случае принятия решений в торговой деятельности предприятия объектом исследования является товарооборот, его признаками – показатели его финансово-хозяйственной деятельности (максимальная прибыль и минимальные убытки), а исследуемым свойством – ликвидность товарных остатков на складе. Прогнозирование в задаче рассматривается в целях планирования управления запасами (Рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 Кривая прогноза и динамики продаж

Таким образом, интерес решения задачи лежит в определении будущих продаж товара. Полагая именно такую направленность и учитывая особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии, сформулируем основные принципы решения проблемы проектирования СППР:

  • проектируемая система должна осуществлять выявление и интерполяцию скрытых закономерностей потребительского спроса из исторических данных динамики продаж, а также обладать функцией прогноза количества продаж в единичном базисе на период до половины срока годности препарата;
  • на основании прогноза продаж, закупочной цены и с учетом остатка товарного запаса на момент принятия решения система должна предлагать ЛПР наиболее подходящий вариант закупок по количеству и ассортименту, исходя из максимума прибыли предприятия;
  • прогнозирующая система должна идентифицировать постоянные изменения и подстраивать модель прогнозирования под изменения в процессе;
  • прогнозирующая система также не должна реагировать на необычные, экстраординарные наблюдения;
  • система должна обладать простым и интуитивно-понятным интерфейсом, быть легкой в эксплуатации и ориентированной на непрограммирующего пользователя;
  • система должна иметь не большой объем и низкую стоимость, а также должна быть совместима с уже используемой учетно-аналитической системой.

2.2. Разработка логической структуры СППР

Информация о работе Информационные системы принятия и поддержки решений