Исследование эффективности деятельности предприятий гражданской авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы выступает исследование эффективности деятельности предприятий гражданской авиации.
Поставленная цель конкретизируется задачами:
1) в теоретической части рассмотреть теоретические аспекты исследования эффективности деятельности предприятий гражданской авиации;
2) в практической части провести расчет экономической эффективности внедрения нового типа самолета

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Гражданская авиация и ее место в транспортной системе 4
1.2. Государственное регулирование гражданской авиации 6
1.3. Современное состояние и проблемы эффективности гражданской авиации 12
1.4. Современные тенденции эффективности деятельности предприятий гражданской авиации 15
2. Практическая часть 16
Расчет экономической эффективности внедрения нового типа самолета 16
2.1. Расчет себестоимости авиаперевозок 17
2.1.1.Расходы на авиаГСМ 17
2.1.2.Амортизация воздушных судов и авиадвигателей 19
2.1.3.Расходы на периодическое обслуживание ВС 23
2.1.4.Расходы на оплату труда летного состава и бортпроводников 26
2.1.5.Расходы на оплату наземного персонала 37
2.2. Расчет экономической эффективности сравниваемых типов воздушных судов 38
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

Задачу снижения себестоимости  эксплуатации аэронавигационных средств  гражданской подсистемы  предполагается решать по следующим направлениям[2, 5 и др.]:

    1. приведение расходов по содержанию гражданской подсистемы ОрВД в соответствие с реальными объемами предоставляемых аэронавигационных услуг, в том числе за счет сокращения и укрупнения центров ОрВД и совершенствования их структуры;
    2. установление тарифов оплаты услуг предприятий, предоставляющих аэронавигационное обслуживание по государственным контрактам, исходя из экономически обоснованной рентабельности их хозяйственной деятельности;
    3. приведение численности работников региональных центров ОрВД в соответствие с объемом предоставляемых услуг и пересмотр тарифных ставок оплаты труда работников пунктов системы ОрВД в зависимости от сложности организации воздушного движения;
    4. проведение ремонтно-восстановительных работ по поддержанию в эксплуатации и продлению ресурса наземных средств радиолокации, радионавигации и связи в условиях их штатной эксплуатации в организациях воздушного транспорта;
    5. формирование исходя из заданного уровня обеспечения безопасности рационального состава технических средств пунктов системы ОрВД, разработка и реализация единой процедуры продажи и списания неиспользуемого и устаревшего оборудования.

Среди основных законодательных и  нормативных актов по регулированию гражданской авиации  можно назвать следующие:

1) Воздушном кодексе Российской  Федерации; 
2) Законе Российской Федерации от 22 марта 1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках"; 
3) Федеральном законе от 17 августа 1995г. "О естественных 
монополиях"; 
4) Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. № 1143; 
5) Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании развития авиации"; 
6) Концепции реструктуризации российского авиапромышленного комплекса, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 294; 
7) Концепции реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 642; 
8) Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"; 
9) Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024; 
 10) решении заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию авиации и самолетостроения Российской Федерации от 4 февраля 2000 г.; 
 11) Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 144; 
12) постановлении Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

1.3. Современное  состояние и проблемы  эффективности   гражданской авиации

В связи со сложившимся в экономике  страны в последние годы тяжелым положением, значительным сокращением внутреннего валового продукта, реальных доходов населения резко сократился платежеспособный спрос на авиационные перевозки, работы и услуги. В результате этого рынок авиационных перевозок существенно деформировался. По сравнению с 1999 годом в 4 раза сократился объем авиационных перевозок.

Вместе с тем значительно  возросло количество отечественных  коммерческих авиационных компаний, конкурирующих на рынке авиационных перевозок. При этом из 294 авиационных компаний 36 выполняют 94 процента объема работ и только одна треть компаний работает на регулярной основе. 
Парк самолетов гражданской авиации морально и физически устарел. Свыше 70 процентов пассажирских самолетов эксплуатируются более 10 лет, их технический и эксплуатационный уровень не соответствует современным стандартам, особенно в области авионики и авиационных двигателей. 
Вместе с тем у большинства авиационных компаний, занимающих ведущее место на рынке авиационных перевозок, отсутствуют необходимые финансовые средства для обновления парка воздушных судов. По этой же причине авиационные компании не в состоянии в полной мере организовать дежурство поисково-спасательных воздушных судов, что существенно снижает уровень поисково-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации. 
Крайне сложная ситуация сложилась в области организации управления воздушным движением.

Критическое положение, связанное  с кризисом рынка авиационных  перевозок, сложилось и на рынке отечественной гражданской авиационной техники.

Авиационная промышленность России, несмотря на глубокие экономические трудности, пока еще сохраняет свой базовый научно-технический и производственный потенциал, позволивший создать и сертифицировать в последние годы ряд образцов гражданской авиационной техники, не уступающих мировым аналогам.

Однако объем продажи отечественной гражданской авиационной техники сократился по сравнению с началом 90-х годов более чем в пять раз, что объясняется падением пассажирооборота, отсутствием финансовых возможностей у отечественных авиационных компаний для переоснащения парка воздушных судов, отсутствием в стране системы авиационного лизинга. 
В то же время в ущерб национальным интересам страны на внутренний рынок России активно вторгаются иностранные производители авиационной техники и авиационные компании, несмотря на наличие конкурентоспособных воздушных судов отечественного производства нового поколения. 
Недостаточно осуществляется экспорт гражданских самолетов. Основной причиной сложившегося положения является крайне ограниченное финансирование авиационной деятельности в сочетании с неэффективным государственным регулированием.

В настоящее время основными  проблемами авиапромышленного комплекса являются[6, с. 101]:

   1) кризис внутреннего рынка гражданской авиационной техники, связанный с отсутствием у авиационных компаний необходимых средств для обновления парка эксплуатируемых воздушных судов; 
   2) отсутствие в авиапромышленном комплексе собственных финансовых ресурсов, необходимых для его развития; 
  3) резкое сокращение экспорта гражданских воздушных судов; 
   4) неразвитость кредитных механизмов финансирования производства и поставки (продажи), а также реализации финансового лизинга отечественной авиационной техники;   

5) отсутствие стимулов для отечественных  и иностранных финансовых структур к вложению инвестиций в авиационно-строительную промышленность на условиях, близких к условиям получения финансовых ресурсов иностранными производителями авиационной техники; 
   6) организационная раздробленность комплекса после первого этапа акционирования и приватизации; 
   7) недостаточное и неполное финансирование работ, предусмотренных Президентской федеральной целевой программой развития гражданской авиационной техники России до 2000 года, что привело к несоблюдению сроков выполнения ряда работ по созданию нового поколения отечественных гражданских воздушных судов; 
   8) падение интеллектуального потенциала научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и предприятий, производящих серийную продукцию, прерывание процесса смены поколений авиационных ученых, инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих; 
   9) усиление конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынке со стороны зарубежных авиапромышленных компаний; 
   10) обострившаяся в последнее время борьба за права собственности и отсутствие контроля за предприятиями и организациями авиационной промышленности.

В настоящее время основными  проблемами гражданской авиации  являются[8, с.33]:

    1) снижение объемов авиационных перевозок; 
   2) физический и моральный износ парка гражданских воздушных судов, несоответствие технико-экономических характеристик эксплуатируемых воздушных судов предыдущего поколения современным мировым требованиям; 
   3) структурная раздробленность отечественных авиационных предприятий (авиакомпаний, организаций обеспечения и т.д.), неспособных в ряде случаев обеспечить требуемый уровень услуг при осуществлении авиационных перевозок; 
   4) отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований; 
   5) отсутствие у авиационных компаний финансовых ресурсов для модернизации основных фондов; 
   6) незавершенность формирования нормативно-правовой базы в области системы обязательной сертификации (аттестации).

1.4. Современные  тенденции эффективности деятельности предприятий гражданской авиации

Объемы перевозок современных авиационных предприятий продолжают сокращаться, финансовое состояние авиакомпаний находится в тяжелом положении. Тому, правда, есть и объективные причины, связанные с общим состоянием экономики страны, а также недостатки, которые имеются в деятельности авиакомпаний, в управлении самим авиаперевозочным процессом. Данный анализ, конечно же, не предусматривает каких-либо рекомендаций по выработке мер повышения эффективности работы гражданской авиации. Это лишь материал, позволяющий определить как положительные, так и отрицательные стороны ее деятельности. Сведения представлены, начиная с 1993 года - года перехода в гражданской авиации от государственного регулирования тарифов к свободным, то есть к тарифам, устанавливаемым самими авиапредприятиями. Иначе говоря, с периода перехода гражданской авиации на работу в рыночных условиях. Источником данных являются материалы Госкомстата России, опубликованные в 2003 году в Российском статистическом ежегоднике и данные по статистике гражданской авиации.     

 Итак, подвижность населения,  его потребность в перевозках  находится практически в прямой  зависимости от состояния экономики  страны и платежеспособности населения. Спад пассажирских перевозок произошел на всех видах транспорта. Объем пассажирооборота в междугородном и международном сообщениях транспорта общего пользования в 2003 году по отношению к 1999 году сократился на 49 процентов - почти вдвое. Это явилось следствием снижения валового внутреннего продукта по России, который в сопоставимых ценах за этот период сократился на 23 процента, а также за счет снижения платежеспособности населения.

2. Практическая  часть

Расчет экономической  эффективности внедрения нового типа самолета

При внедрении  в эксплуатацию новых  воздушных судов на конкретных авиалиниях, может быть достигнуто снижение себестоимости авиаперевозок по сравнению с эксплуатируемым воздушным судном. Чтобы  прийти к верному решению, нужно произвести сравнительную оценку двух типов самолетов по следующим статьям затрат:

- расходы на авиаГСМ;

- амортизация воздушных судов  и авиадвигателей;

- расходы на периодическое техническое  обслуживание воздушного судна;

- расходы на оплату труда  летного составов и бортпроводников;

- расходы на оплату труда  наземного состава.

Внедрение в эксплуатацию новой авиационной техники, обладающей  высокой топливной эффективностью, большей дальностью  беспосадочного полета, высокой крейсерной скоростью и соответственно большей часовой производительностью полета  по сравнению с эксплуатируемыми типами воздушных судов дает возможность авиакомпаниям и авиапредприятиям значительно снизить себестоимость авиаперевозок. Это, в свою очередь, повысит привлекательность воздушного типа транспорта среди пассажиров, и повлияет  на увеличение доходов авиакомпании.

Исходные данные для расчета представлены в таблице 2.

Таблица 2

Исходные данные для расчета  экономической эффективности

№ п/п

Технико-экономические показатели

Boeing-757

Ту - 154М

1

Год внедрения

01.01.1982

01.01.1984

2

Количество пассажиров, чел.

212

164

3

Предельная коммерческая загрузка, тонн

26,7

18

4

Крейсерская скорость, км/ час

935

850

5

Дальность беспосадочного полета при  максимальной коммерческой загрузке, км

4700

5100

6

Часовой расход топлива, т/ час

3,5

5

7

Экипаж. Чел.

2

5

8

Количество бортпроводников, чел.

6

6

9

Ориентировочная стоимость самолета, млн. дол.

92

8

10

Количество двигателей, шт.

2

3

11

Ориентировочная стоимость двигателя, млн. долл.

14

1,7

12

Объем работы по периодическому ТО (на квартал), в нормо- часах

3600

4000

13

Себестоимость нормо- часа, руб./ нормо- час

350

300


2.1. Расчет себестоимости авиаперевозок

2.1.1.Расходы на авиаГСМ

Расходы на авиаГСМ  рассчитываются по формуле (1):

Э = С топ *qm * tn+ Cтоп * qm*Δ t,   (1)

Где Э – расходы на авиаГСМ, руб.

Информация о работе Исследование эффективности деятельности предприятий гражданской авиации