Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер.

От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

УСР №2 экономика организации.docx

— 45.73 Кб (Скачать файл)

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы  качества должны соответствовать задачам  обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит  от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции  или услуги и свойственного ей практического опыта.

Требования к качеству устанавливаются  и фиксируются в нормативных  и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных  стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических  картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Система качества, отношения производителя  и потребителя к качеству и  другие механизмы управления качеством  прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого  экономического кризиса.

Для предприятий существенно усложнилась  реализация продукции: на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции  и резкого снижения платежеспособного  спроса, на внешнем рынке - вследствие не способности конкурировать продукции  украинских предприятий, отсутствия опыта  и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми  там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия  сертификатов на продукцию и системы  качества.

Серьезным препятствием на пути экспорта украинской продукции на западные и  другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий  от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения  их соответствия общепринятым международным  требованиям.

Утвержденные в 1987 г. международные  стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически  всех стран мира. Наличие сертификата  на систему качества поставщика, подтверждающего  ее соответствие MC ISO 9000, становится в  ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.

Общей целью развития и внедрения  стандартизации можно считать:

─  определение приоритетных направлений  исследований и создание научно-технических  программ в рамках межгосударственного  и международного сотрудничества;

─  разработку проектов законодательных  актов и стандартов;

─  создание оптимальной структуры  фонда стандартов;

─  создание оптимального состава  мероприятий и методов обеспечения  единства измерений;

─  обеспечение единства перспективного и текущего планирования;

─  формирование системы управляющих  и исполнительных органов, служб  стандартизации и сертификации;

─  установление рациональной формы  и содержания стандартов как носителей  нормативно-технической информации;

-   широкое внедрение методов  обработки информации с помощью  современного информационно вычислительного  оборудования.

Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:

-   соблюдение уровня развития  науки и техники, экономической  целостности и эффективности  производства для производителя,  пользы и безопасности для  потребителя и общества в целом;

-   создание комплекса нормативно-технических  документов, которые имеют общехозяйственный  характер и касаются жизненного  окружения, продукции и услуг;

-   доступность и открытость  информации о действующих стандартах  и программах работ по стандартизации;

-   взаимосвязь и соответствие  документов всех уровней.

В динамичных условиях переходного  периода в развивающейся экономике  и отношений в обществе система  стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и  конкурентоспособность продукции.

В настоящее время проявляется  стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и  внедрение информационных технологий .

Цель государственной системы  сертификации продукции – введение необходимых организационных, технических  и экономических мероприятий  для обеспечения гарантий, связанных  с приобретением и использованием потребителем продукции для собственных  потребностей.

Основными принципами построения системы  сертификации должны быть:

-     создание национальной  нормативно-методической базы на  основе международных норм и  правил сертификации;

-     использование действующих  в Украине государственных стандартов  и другой нормативно-технической  документации, принятой в системах  сертификации конкретных видов  продукции;

-     проведение независимой  оценки характеристик и свойств  продукции (работ, услуг) и систем  качества третьей стороной, которая  не входит в организационную  структуру производителя и потребителя;

-     установление правил  сертификации конкретных видов  продукции с учетом их характеристик,  особенностей производства и  поставок, требований международных  систем и соглашений по сертификации;

-     внедрение систем  сертификации, установленных Комитетом  Совета Международной организации  по стандартизации (ISO);

-     открытость государственной  системы сертификации продукции  для присоединения систем сертификации  других государств и международных  систем сертификации продукции.

Государственная система сертификации Украины предусматривает обязательную и добровольную сертификацию. Сертификация продукции совершается уполномоченными  на это органами сертификации –  предприятиями, учреждениями и организациями  с целью:

-     предотвращение реализации  продукции, опасной для жизни,  здоровья и имущества граждан  и окружающей природной среды;

-     помощи потребителю  в компетентном выборе продукции;

-     создания условий  для участия субъектов предпринимательской  деятельности в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле.

Государственное регулирование и  управление в области стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством  архитектуры и строительства  Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование  и управление в области технического нормирования и стандартизации в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О Президенте Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995г., № 17, ст.179; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997г., № 24, ст.463) и иными  законодательными актами Республики Беларусь.

В исключительных случаях при возникновении  обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принимать решение о  разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке  без уведомления о разработке технического регламента и его публичного обсуждения.

Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:

- обеспечивает проведение единой  государственной политики;

- обеспечивает создание и функционирование  системы технического нормирования  и стандартизации;

- утверждает программы разработки  технических регламентов и взаимосвязанных  с ними государственных стандартов;

- устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации,  проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания  технических регламентов, в том  числе технических регламентов  в отношении оборонной продукции,  уведомления и опубликования  информации о них;

- утверждает технические регламенты;

- устанавливает порядок государственного  надзора за соблюдением требований  технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным  инспекторам, осуществляющим государственный  надзор за соблюдением технических  регламентов;

- дает официальные толкования  по вопросам применения технических  регламентов;

- устанавливает порядок создания  и ведения Национального фонда  технических нормативных правовых  актов в области технического  нормирования и стандартизации, а также правила пользования  этим фондом;

- осуществляет иные полномочия  в области технического нормирования  и стандартизации в соответствии  с законодательными актами Республики  Беларусь.

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров  Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:

- осуществляет реализацию единой  государственной политики;

-осуществляет общую координацию  разработки технических регламентов  и государственных стандартов;

- устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации,  проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических  условий;

- утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты,  вносит в них изменения (кроме  государственных стандартов в  области архитектуры и строительства);

- осуществляет государственную  регистрацию технических регламентов,  технических кодексов, государственных  стандартов, технических условий  (кроме технических условий, которые  не проходят государственную  регистрацию);

- определяет виды продукции  (услуг), технические условия на  которые не проходят государственную  регистрацию;

- осуществляет официальное издание  государственных стандартов (кроме  государственных стандартов в  области архитектуры и строительства);

- опубликовывает информацию о  действующих технических регламентах,  технических кодексах, государственных  стандартах, технических условиях;

- организует и проводит систематическую  проверку действующих государственных  стандартов (кроме государственных  стандартов в области архитектуры  и строительства) в целях их  изменения или отмены;

- осуществляет государственный  надзор за соблюдением требований  технических регламентов (кроме  технических регламентов, устанавливающих  требования к зданиям, строениям  и сооружениям);

- применяет в пределах своей  компетенции к юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических  регламентов, меры воздействия,  предусмотренные настоящим Законом  и иными актами законодательства;

Информация о работе Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара