Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:49, реферат
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер.
От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
Каждый покупатель приобретает
тот товар, который максимально
удовлетворяет его личные потребности.
В целом покупатели приобретают
тот товар, который более полно
соответствует общественным потребностям
по сравнению с другими. Поэтому
степень удовлетворенности
Конкурентоспособность товара определяется
только той совокупностью свойств,
которые представляют несомненный
интерес для определенной группы
покупателей, и обеспечивает удовлетворение
данной потребности. Прочие характеристики
и свойства продукции во внимание
не принимаются. Товар с более
высоким уровнем качества может
быть менее конкурентоспособен, если
его стоимость значительно
Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Термин "конкурентоспособность"
применяется как по отношению
к характеристике товара, так и
в сравнительных
Конкурентоспособность- способность
определенного объекта
Под конкурентоспособностью товара обычно понимают обобщенную его характеристику, которая позволяет выявлять преимущества совокупности свойств технического уровня и качества продукта перед аналогичными изделиями конкурентов.
В теории и практике зарубежного
бизнеса еще не сформировано единое
понятие конкурентоспособности
и методов оценки уровня конкурентоспособности
производителя. Разнообразие трактовок
объясняется различным
Конкурентоспособность товара - совокупность
потребительских свойств
Гурков И.Б. определил
Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т.е. поиском новых способов, таких как:
1) новые, более прогрессивные
технологии, позволяющие выпускать
новые или более качественные
товары. Совершенствование организации
производства и труда,
2) новые или изменившиеся
3) появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
4) изменение стоимости или
5) изменение правительственного
регулирования в области
Приобретаемый товар должен обладать
определенными технико-
Внутреннее преимущество - это сокращение издержек обращения, повышение производительности складского персонала, обеспечение сохранности и высокая отдача основных фондов; внешнее преимущество - это рыночное превосходство товара, которое позволяет реализовать его по более высокой цене, чем у аналогичных товаров.
Обобщая конкурентоспособность товара
на рынке, можно отметить, что товар
должен быть приемлемым для потребителя
по цене, качеству и уровню сервиса.
Учитывается также
Цена товара должна быть соотнесена с уровнем цен, установленных основными конкурентами. Цены должны быть дифференцированы в зависимости от соотношения спроса и предложения. Введение системы скидок на товары делает их более привлекательными для потребителей.
Качество товара должно удовлетворять технико-эксплуатационным характеристикам товара, обеспечивая надежность и удобство его эксплуатации. Важными характеристиками качества товара являются также его дизайн и экономичность.
Сервисное обслуживание - это, прежде всего, качество поставки, уровень торгового и технического обслуживания, наличие центров технического обслуживания и достаточного количества запасных частей, узлов и деталей.
Маркетинговое обслуживание предусматривает маркетинговую логистику по выбору каналов товародвижения, видов транспорта, оптимальных сроков поставок с минимальными издержками обращения, эффективность рекламных мероприятий, разработанность брендинга, уровень гарантийного обслуживания до и после покупки товара.
Показатели
Качественные показатели конкурентоспособности товара характеризуют его свойства и характеристики, которые удовлетворяют конкурентную потребность. Понятие «качество» включает в себя совокупность многих свойств, которые могут проявляться при создании и эксплуатации товара: материалоемкость, энергоемкость, производительность, мощность, надежность, безопасность, расход материалов и др.
Качественные показатели делятся на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели раскрывают назначение товара, область его применения, условия использования. Оценочные показатели характеризуют такие свойства товара, которые используются для анализа соответствия его параметров техническим требованиям и стандартам. Консументные оценочные показатели характеризуют соответствие товара конкретным потребностям покупателей в процессе его использования. Среди оценочных показателей выделяют нормативно-производственные, которые определяют выполнение основных функций, универсальность их применения.
Стоимостные показатели конкурентоспособности товара включают в себя затраты на приобретение и эксплуатацию товаров. Цена потребления при этом складывается из рыночной цены и расходов на эксплуатацию:
Цп = Цт + Цэ (руб.)
где Цп - цена потребления товара;
Цт - рыночная цена товара;
Цэ - расходы на эксплуатацию товара.
Приобретая товар, покупатель значительное внимание уделяет расходам на эксплуатацию, так как они во много раз превосходят рыночную цену товара. Так, при покупке автомобиля немаловажным фактором являются расходы на его эксплуатацию (расход топлива, стоимость ремонта, включая запасные части, и т.д.).
Слишком высокие цены на эксплуатацию зарубежных автомобилей побудили многих российских автолюбителей отдать предпочтение отечественным машинам. Так, рыночная цена автомобиля составляет лишь 15--20% от общих расходов на эксплуатацию, а цена самолета -- порядка 10%. Это свидетельствует о том, что при определении уровня конкурентоспособности следует учитывать затраты на приобретение и эксплуатацию товара.
Следует также отметить, что цена товара не полностью отражает единовременные затраты на приобретение товара, поскольку в этом случае не учитываются расходы на транспортировку товара от места его покупки до места его установки или эксплуатации. С учетом этого единовременные затраты на приобретение товара складываются из цены товара, затрат на транспортировку, хранение, стоимости технической информации, затрат на установку, монтаж и доведение товара до степени его готовности к работе.
Маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, поскольку включают расходы на обеспечение известности товара, его марки, привлечение поставщиков и посредников, а также создание имиджа товара.
Конкурентоспособность товара является относительным показателем, который выявляет отличие данного товара от товара-конкурента и не тождествен показателю уровня качества товара.
Главная цель определения уровня конкурентоспособности
товара - обеспечение его
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки. Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно-технического прогресса.
Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другое. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.
После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих в оценке.
Чтобы объективно оценить конкурентоспособность
товара, производитель должен при
анализе использовать те же критерии,
которыми оперирует потребитель. Только
в этом случае можно ожидать, что
оценка, данная своему товару предприятием-продуцентом,
совпадает с мнением
Следовательно, вначале необходимо
разобраться с совокупностью
параметров, существенных с точки
зрения потребителя. Среди параметров,
характеризующих
Информация о работе Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара