Классификация предприятий отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Отрасль экономики - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.
По законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара.

Содержание

1. Понятие отрасли экономики. Классификация отраслей народного хозяйства.
2. Сфера услуг и ее структура.
3. Классификация предприятий отрасли: понятие, назначение, признаки классификации.
4. Классификация предприятий общественного питания: по типу, специализации, форме обслуживания, размеру, специализации, и т.п.
5. Классификация туристский предприятий: турорганизаторы (туроператоры и турагенты), производители туристских услуг (транспортные предприятия, средства размещения, предприятия общественного питания, и др.).
6. Отличия в классификации отечественных и зарубежных предприятий отрасли.
Список литературы
Задачи

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отрасли.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ  ГОССУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ: РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И  УСЛУГ

 

Кафедра экономики в сфере услуг

Дисциплина  « ЭКОНОМИКИ ОТРОСЛИ »

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

 

Тема: «Классификация предприятий отрасли»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочной формы обучения

31 группы

Ададурова В.В.

Проверил: доцент Луньянчук И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010г.

Содержание

 

1. Понятие отрасли экономики.  Классификация отраслей народного  хозяйства.

2. Сфера услуг и ее структура.

3. Классификация  предприятий отрасли: понятие,  назначение, признаки классификации. 

4. Классификация предприятий общественного питания: по типу, специализации, форме обслуживания, размеру, специализации, и т.п.

5. Классификация туристский предприятий: турорганизаторы (туроператоры и турагенты), производители туристских услуг (транспортные предприятия, средства размещения, предприятия общественного питания, и др.).

6. Отличия  в классификации отечественных  и зарубежных предприятий отрасли.

Список литературы

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие отрасли экономики.  Классификация отраслей народного  хозяйства.

 
Отрасль экономики - совокупность предприятий  и производств, обладающих общностью  производимой продукции, технологий и  удовлетворяемых потребностей.  
По законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара. 
Внутри крупных отраслей народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделяются более дробные отрасли, которые представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.  
Классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства. Если на предприятии, в учреждении, организации имеются подсобно-вспомогательные производства и подразделения, осуществляющие различные по своему характеру функции, и если они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), то такие производства и подразделения относятся к тем отраслям народного хозяйства, которые соответствуют характеру их деятельности в общественном разделении труда. 

Структурные подразделения предприятий и  организаций (цехи, мастерские, отделы), осуществляющие внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады предприятий, учреждений и организаций, не выделенные на самостоятельный баланс, учитываются по основной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций. 

Отрасли народного хозяйства с точки  зрения характера общественного  разделения труда и участия в  создании совокупного общественного  продукта и национального дохода разделяются на сферу материального  производства и непроизводственную сферу. К сфере материального  производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. 

Остальные виды деятельности, в процессе которых  материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности. Такая группировка  отраслей народного хозяйства необходима для правильного определения  объема общественного продукта и  национального дохода, их распределения, перераспределения и использования, составления баланса трудовых ресурсов, а также для установления народнохозяйственных пропорций и определения экономической  эффективности общественного производства.  
К сфере материального производства отнесены следующие отрасли народного хозяйства: Промышленность; Сельское хозяйство; Лесное хозяйство; Транспорт грузовой; Связь (по обслуживанию предприятий производственной сферы); Строительство; Геология и разведка недр (в части глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ) - собирательная отрасль; Водное хозяйство (в части производственной деятельности) - собирательная отрасль; Торговля и общественное питание; Материально-техническое снабжение и сбыт; Заготовки; Информационно-вычислительное обслуживание; Производственные виды бытового обслуживания населения (из собирательной отрасли "Бытовое обслуживание населения"); Прочие виды деятельности материального производства.

К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли  народного хозяйства и виды деятельности: Жилищно-коммунальное хозяйство; Непроизводственные виды бытового обслуживания населения; Транспорт пассажирский; Связь (по обслуживанию организаций непроизводственной сферы  деятельности и населения); Геология и разведка недр (за вычетом глубокого  разведочного бурения на нефть и  природный газ) - собирательная отрасль; Водное хозяйство (в части непроизводственной деятельности) - собирательная отрасль; Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; Народное образование; Культура и искусство; Наука и научное обслуживание; Кредитование и государственное  страхование; Управление; Партийные  и общественные организации.

В отдельных  отраслях народного хозяйства могут  выполняться общественные функции, относящиеся по своему характеру  как к сфере материального  производства, так и к непроизводственной сфере. В связи с этим, например, транспорт грузовой относится к  сфере материального производства, а транспорт пассажирский - к непроизводственной сфере. Точно так же и связь  в части обслуживания предприятий  производственной сферы относится  к отраслям материального производства, а в части обслуживания организаций  непроизводственной сферы и населения - к отраслям непроизводственной сферы  деятельности.

2. Сфера услуг и ее структура.

В соответствии с концепцией развития сферы сервиса  в Российской Федерации, совершенствование  классификации сферы услуг должно идти по пути более полного учета  как производственно-технического, так и функционально-специализированного  подхода. Существовавшие до настоящего времени классификации являются в определенной степени условными, т.к. многие услуги имеют многофункциональную  направленность. Так, например, двойственную функциональную направленность имеет сфера торговли, связь.

Развитие  сферы услуг происходит, с одной  стороны, путем усиления разнообразия сервисной деятельности, отражая  тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, - путем возрастания роли принципа кооперации и дополнительности, отражая  тенденцию единства и разнообразия. Эти тенденции проявляются в  усложнении многофункциональной зависимости  одних услуг от других (торговые услуги нередко сопровождаются фасовкой, хранением, подготовкой товаров  к продаже, рекламными и др. услугами).

Особое  место занимает группировка услуг  с позиции их деления на платные  и бесплатные услуги, т.е. с позиции  отнесения их к частному рыночному  и общественному (не рыночному) сектору  сферы услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места  в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного  бесплатного сектора сферы услуг.

Характеристики  чистых общественных услуг делают невозможным  их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг  рынок не срабатывает и попытки  перевести этот сектор на коммерческий принцип платности услуг не дали бы желаемый эффект.  
Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими альтернативными характеристиками:

- индивидуальный  характер потребления, делимость  и избирательность;  
исключаемость, отсутствие монопольного положения какого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).  
Благодаря указанным характеристикам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения. Их производство осуществляется на основе собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.  
К рыночному, платному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.

Немало  услуг занимают промежуточное положение  между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы  в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности.

Виды  услуг 

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования , гостиницы и рестораны, транспорт  и связь, финансовые операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение  и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Характеристики услуг 

осязаемость/неосязаемость  
исключаемость/ неисключаемость

избирательность/неизбиратеность  
мобильность/иммобильность  
единообразность/разнообразность  
делимость/неделимость  
индивидуальность /коллективность

сохраняемость/ несохраняемость 

Свойства  услуг - общественные бесплатные, смешанные, частные платные

  
Их роль в социальной интеграции, в обеспечении социального равенства и социальной защиты людей очень велика. Другие смешанные услуги обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному сектору экономики. Сфера услуг представляет собой сложную систему, обеспечивающую непрерывное обращение произведенных благ (товаров и услуг), включающее их доставку, хранение и реализацию, в целях удовлетворения спроса потребителей.

Сфера услуг, являясь элементом народнохозяйственного  комплекса, участвует в общей  системе экономических отношений, подчиняется общим экономическим  законам, действующим в обществе. В связи с этим на развитие предпринимательских  структур в сфере услуг оказывают  влияние многочисленные факторы  экономического, технологического, правового, политического, социокультурного, демографического, институционального характера.

Экономические факторы определяются масштабом  рынка услуг и уровнем его  развития, величиной доходов населения, уровнем платежеспособного спроса и конкуренции, устойчивостью национальной валюты, доступностью кредитов для  предпринимателей и бизнесменов  сферы сервиса, состоянием основных фондов и т.д. Рынок услуг создает  благоприятные условия для бизнеса  из-за большой оборачиваемости капитала, что позволяет вовлекать множество  малых предприятий в данную сферу  деятельности, способствуя занятости  большого числа экономически активных лиц, что, в свою очередь, стимулирует  развитие среднего класса, предотвращение экономического и социального прессинга.

Среди условий, формирующих предпринимательские  структуры в сфере услуг, можно  выделить следующие:

- уровень  развития инновационной деятельности  в конкретном регионе; 

- сырьевой  потенциал; 

- уровень  спроса на различные виды услуг; 

- уровень  рыночных цен; 

- уровень  льгот и дотаций; 

- налоговая  политика.

Активизация деятельности предпринимательских  структур в сфере услуг зависит  также от технологических условий, включающих уровень развития науки, техники и технологий, которые  в совокупности с социокультурными определяют возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне.  
Следует отметить, что современную систему малого предпринимательства в сфере услуг пронизывают противоречия, влияющие на его устойчивость и развитие. Эта система отличается двумя наиболее существенными признаками: высокой общественной значимостью и недостаточным уровнем государственной поддержки. Первый проявляется в его макро- и микроэкономических, социальных, политических и идеологических функциях. Второй обусловлен слабостью ресурсной базы государства и проявляется в неразвитой институциональной среде малого предпринимательства, сокращенном периоде жизненного цикла значительной части малых предприятий, недостаточном материально-техническом потенциале, недостаточных объемах реализации, слабой финансовой базе, ограниченном менеджменте, сильной зависимости от колебаний рыночной конъюнктуры и несовершенством государственной политики.  

Информация о работе Классификация предприятий отрасли