Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
Достижение поставленной цели предпологает постановку следующтх задач:
 изучение основных аспектов коммерческой деятельности организации;
 рассмотрение организационно-экономической характеристики, в том числе изучение организационно-правовой формы и оценка внешней среды, анализ коммерческой деятельности организации и экономических показателей деятельности;
 анализ коммерческой деятельности организации (в том числе рассмотрение функций коммерческой деятельности).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Сущность и особенности коммерческой деятельности на предприятии 6
1.2. Принципы коммерческой деятельности на предприятиях торговли 11
1.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии 15
2.ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Организационно-правовая деятельность розничного торгового предприятия 23
2.2. Анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия 25
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

2. Принцип ведущего звена вытекает  из закона циклического развития. На каждой этапе развития коммерческой  деятельности с учетом её циклического  характера на первый план выдвигаются определенные цели и задачи, ог ускоренного решения которых зависит успешная реализация стратегии фирмы, обеспечивается оптимальность отношений на каждой фазе и в целом на всем пути торговых действий. Данный принцип реализуется посредством анализа этапов развития предприятия и товара, выявление фазы, на которой оно находится в настоящее время, и её особенностей, определения первостепенных задач, от форсированного решения которых зависит быстрое общее совершенствование коммерческой деятельности.

3. Принцип более полного удовлетворения  спроса покупателей обусловлен  требованиями закона возвышающихся  потребностей. Учет интересов и  коммерческая их реализация выступает  основным средством достижения  главной цели в коммерческой  деятельности. Реализация данного принципа осуществляется посредством проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение потребностей покупателей, и разработки мероприятии по их наиболее полному удовлетворению, например формирование в соответствии с потребностями покупателей ассортимента товаров, информирование о них производителей продукции, повышение качества обслуживания и другие.

4. Принцип экономии издержек  обращения выражает требования  законов экономии времени, оптимального  развития и закона прибыли.  Реализация данного положения предполагает эффективное формирование и использование всех имеющихся ресурсов предприятия, что, в свою очередь, становится важным фактором максимизации прибыли. Принцип предполагает выбор таких коммерческих отношений, которые обусловливают рациональные затраты на коммерческую деятельность. Инструментами реализации данного принципа являются анализ затрат фирмы на предыдущих этапах, расчет издержек обращения на плановый период и контроль за их движением в процессе коммерческой деятельности.

5. Принцип повышения эффективности  коммерческой деятельности отражает  содержание закона повышающейся  эффективности производства. Достижение  максимальных коммерческих результатов  при данных ресурсах обеспечивается, главным образом, за счет интенсификации  всех функций, связанных с торговлей, внедрения новых форм, методов и инструментов коммерческой деятельности. Реализация данного принципа предполагает проведение различных расчетов, в процессе которых сопоставляются полученные результаты с осуществленными затратами посредством абсолютных и относительных показателей, определение мер дальнейшего повышения эффективности коммерческой деятельности.

6. Законы пропорционального развития  и всеобщей взаимосвязи находят  отражение в принципе планирования  коммерческой деятельности. Он реализует необходимость согласованной организации функционирования всех подразделений предприятия, координации действий с партнерами, что способствуют оптимизации отношений, и, в конечном счете, повышению их эффективности. Реализации данного принципа осуществляется посредством прогнозирования и планирования всех функций коммерческой деятельности, организации контроля их исполнения, оперативного корректирования коммерческих действий.

7. Принцип гибкости коммерческой  деятельности отражает требование закона спроса и предложения. Его осуществление означает, что торговля не может находиться в застывшем, раз и навсегда данном состоянии. Коммерческие предприятия могут достичь успеха только в случае, если они свою деятельность будут строить в зависимости от динамики соотношения спроса и предложения, если они смогут предугадывать и активно реагировать на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Инструментами реализации данного принципа являются маркетинговые исследования рынка и создание на этой основе системы прогнозирования и планирования коммерческой деятельности в сочетании с оперативным их уточнением, корректированием.

8. Требования закона стоимости,  предполагающего эквивалентный  обмен товарами, в том числе  и при продаже рабочей силы, выражает принцип оплаты по труду. Он определяет коммерческие отношения между собственником коммерческого предприятия и наемным торговым персоналом. Инструмент осуществления данного правила - разработка различных систем и форм оплаты труда работников фирмы.

9. Принцип материального и морального стимулирования трудовых затрат персонала фирмы вытекает из требования закона опережающего роста производительности труда по отношению к динамике его оплаты. Он устанавливает зависимость между трудовым вкладом работника в развитие фирмы и его личным материальным положением. Механизм реализации этого принципа представлен разработкой на коммерческих предприятиях различных систем материального и морального повышения эффективности труда работников. Как и предыдущий, данный принцип способствует развитию творческого характера труда персонала, внедрению новых технологий и методов работы, повышению её результативности.

10. Требования всеобщего закона  экономии времени находят свое  проявление в принципе минимизации  рисков. Особенностью коммерческой деятельности будет то обстоятельство, что она всегда характеризуется той или иной степенью неопределенности, возможными убытками. Осуществление данного принципа предполагает использование целого ряда инструментов: SWOT - анализа, позволяющего, с одной стороны, раскрыть возможности и угрозы рынка, а также сильные и слабые стороны самой фирмы, выявить причины возможных рисков, с другой. На этой основе реальна разработка системы мер по минимизации возможных потерь, программы управления рисками, подкрепленной необходимыми расчетами. Её осуществление, контроль и соответствующая корректировка позволяют своевременно обнаружить нежелательные тенденции и предупредить, снизить их негативные воздействия на коммерческую деятельность.

11. Принцип состязательности коммерческой деятельности обусловливается законом конкуренции, требующим постоянного совершенствования всех сторон работы предприятия. Осуществление данного принципа предполагает, в частности, проведение SWOT - анализа, изучения действий конкурентов, разработки конкретных мер повышения конкурентоспособности фирмы.

Таким образом, принципы коммерческой деятельности отражают требования объективных  экономических законов и поэтому  становятся правилами, исходными положениями  формирования всей совокупности торговых процессов. И чем полнее они реализуются, тем выше эффективность отношений купли-продажи. Степень использования отмеченных принципов зависит от их познания, учета и отражения в правилах обмена, от применяемых механизмов, позволяющих использовать данные нормативы предельно полезно.[23,236 c.]

Рассмотренные принципы коммерческой деятельности носят общий характер, пронизывают все стороны функционирования предприятия в целом.

Чтобы стало возможным осуществление  принципов в каждом подразделении  предприятия, они конкретизируются в особых правилах, нормах, инструкциях осуществления отдельных коммерческих функций. Например, это принципы выбора поставщика, правила складирования и хранения товаров, этический кодекс фирмы и другие.[18.122c]

Следует отметить еще одно обстоятельство: данные принципы отражают требования экономических законов, которые могут действовать в различных рыночных условиях. Например, в атмосфере свободной конкуренции или господства монополий действия экономических законов носят различный характер, что не может не отразиться на содержании принципов коммерческой деятельности. Поэтому следует постоянно сверять её основные исходные положения с изменяющейся экономической средой.

 

1.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии

 

Система показателей оценки эффективности товароснабжения, как одного из элементов коммерческой деятельности предприятия, представлена в таблице 1.3.1.

Среди элементов системы товароснабжения  торгового предприятия ассортиментная политика занимает особое место.

В ассортиментной политике должны учитываться  следующие факторы:

  • наличие в магазинах разнообразных товаров;
  • устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям;
  • рациональное размещение товаров в магазинах.

Таблица 1.3.1

Система показателей оценки эффективности  коммерческой деятельности предприятия  торговли

Элементы системы товароснабжения

Показатели эффективности  товароснабжения

А

Б

Ассортимент товаров  и его Формирование

Широта ассортимента

Глубина ассортимента

Коэффициент обновления ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента

Планирование товарного  предложения и обеспечение товарами

Индекс роста товарооборота 

Прирост (сокращение) времени  обращения товаров

Степень соответствия товарных запасов нормативу

Индекс выполнения плана  закупок

Степень выполнения договорных обязательств поставщиками

Ритмичность поступления  товаров по ассортименту

Коэффициент допустимого  уровня качества товаров

Индекс валового дохода

Формирование и стимулирование спроса

Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса

Степень обновления ассортимента

Коэффициент завершенности  покупки

Объем и структура  неудовлетворенного спроса

Рентабельность рекламных  мероприятий

Экономическая эффективность товароснабжения, как одного из элементов коммерческой деятельности

Прирост валового дохода от коммерческих операций

Прирост прибыли от коммерческой деятельности

Соотношение доходов  и расходов по закупке и реализации товаров


 

В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.[30.158c.]

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики.

Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость, авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности (высокие темпы товарооборота, высокую рентабельность и т.д.).

В современных условиях особую актуальность приобретает вопрос о повышении  эффективности торгово-технологического процесса в магазине.

Для определения эффективности  торгово-технологического процесса можно использовать три группы показателей:

  • социальные;
  • экономические;
  • технико-технологические.

Социальный эффект торгово-технологического процесса заключается в сокращении затрат времени на покупку товаров, повышении культуры торгового обслуживания, улучшении условий труда торговых работников.

Для оценки социальных показателей  анализируются покупательские потоки, и рассчитывается коэффициент завершенности  покупок по формуле:

 

(1)

 

К торгово-технологическим показателям эффективности соответствующего процесса можно отнести следующие показатели:

  • доля площади торгового зала:

           (2)

 

где Sз – площадь торгового  зала, м2;

Sо – общая площадь, м2.

  • доля товарных запасов, размещенных в торговом зале
  • коэффициент установочной площади:

 

 (3)

 

где Sуст – установочная площадь  оборудования в торговом зале.

  • коэффициент экспозиционной площади:

 

 (4)

 

где Sвыст – выставочная площадь  оборудования в торговом зале

  • коэффициент емкости оборудования:

 

 (5)

 

Экономический эффект торгово-технологического процесса достигается за счет увеличения пропускной способности торговых объектов, роста их товарооборота, улучшения  использования торговых площадей и  торгово-технологического оборудования, снижении затрат, повышении производительности труда торговых работников и ряде других факторов.

К экономическим показателям, характеризующим  эффективность торгово-технологического процесса в предприятии торговли можно отнести следующие:

Информация о работе Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия