Конкурентная разведка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конкурентной разведки на примере компании Avnet, анализ системы конкурентной разведки компании и предложить возможные решения проблем компании.

Объектом работы является инструменты, принципы проведения конкурентной разведки, безопасность их проведения

Содержание

Введение. 3
1. Анализ теоритической базы вопроса. 4
1.1 Понятие «конкурентная разведка» 4
1.2. Цели и задачи конкурентной разведки 6
1.3. Принципы конкурентной разведки 6
1.4. Конкурентная разведка в эпоху Интернета: новые возможностях 12
2.Анализ системы конкурентной разведки в фирме Avnet 16
2. Возможные решения для совершенствования системы КР Avnet 19
3.1. Создание внутрикорпоративной сети. 19
Заключение. 21
Список литературы. 22

Вложенные файлы: 1 файл

БизБ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Государственный Университет Управления («ГУУ») 
 
 

Институт  Туризма и Развития Рынка

Кафедра Гостинично- Туристического Бизнеса.

Специальность менеджмент организации. 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: Безопасность бизнеса.

на тему: «Конкурентная разведка» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка 3 курса, группы ГТБ 3-1

 Чан Хыонг  Ча 
 

Проверил: ____________ 
 
 
 
 
 

Москва 2010 

Содержание.

 

Введение.

Продвинутые компании поняли, что обладание информацией  о конкурентах дает серьезное  преимущество, поэтому в последние годы появилось значительное количество консалтинговых фирм, специализирующихся на проведении конкурентной разведки. Аналогичные подразделения создаются также в крупных и мелких компаниях.

На основе информации, представленной консалтинговыми компаниями или собственными подразделениями конкурентной разведки (КР), руководство фирмы может принять, например, решение об изменении стратегии маркетинга, приобретении дополнительного оборудования или закрытии предприятий, которые вскоре могут оказаться убыточными.

В Европе и США во многих крупных компаниях  сбор и анализ бизнес-информации о  конкуренте и рынке проводится на регулярной основе. Собственный отдел  коммерческого анализа есть, например, в компании IBM. В компании Citicorp существует должность менеджера по конкурентной разведке. Texas Instruments занимается постоянным отслеживанием и анализом контрактов, выигранных конкурентами компании, что помогает выяснить их технологические преимущества.

В России аналитические подразделения, выполняющие функции конкурентной разведки, имеют ведущие коммерческие банки, Газпром, Лукойл и др. Внимательно следят за действиями друг друга предприятия легкой промышленности, фармацевтические компании и др., т.е. предприятия в тех отраслях, где конкуренция велика и можно легко «выпасть» из завоеванной ниши рынка.

Возможности конкурентной разведки заключается  в том, что они внимательно  следят за действиями друг друга предприятия  в тех отраслях, где конкуренция  велика и можно легко «выпасть»  из завоеванной ниши рынка. В этой аналитической статье перечислены возможности конкурентной разведки с примерами ее успешного применения.

Целью данной работы является изучение конкурентной разведки на примере компании Avnet, анализ системы конкурентной разведки компании и предложить возможные решения проблем компании.

Объектом  работы является инструменты, принципы проведения конкурентной разведки, безопасность их проведения.

 

  1. Анализ теоритической  базы вопроса.

1.1 Понятие «конкурентная разведка» (КР) вошло в российский обиход сравнительно недавно. Когда мы боролись с загнивающим империализмом, этот процесс (там, у них) называли негативно окрашенным словосочетанием «промышленный шпионаж». Хотя это не мешало нашему государству в лице Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС за закрытыми дверями заниматься тем же самым, т.е. давать задания обычной разведке, а по тем крохам, что она приносила в клюве, ставить перед институтами и отдельными учеными задачи, в точности соответствующие тем, что сейчас решает конкурентная разведка.

Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.

Фактически  КР — это служба, обеспечивающая руководство предприятия (под предприятием здесь понимается любая организация, от ИЧП до государства или межнациональной корпорации включительно) информацией, необходимой для превентивного принятия решений. Это не только сбор информации, но и ее классификация (по значимости, степени достоверности, и т.д.), и анализ, и прогноз развития ситуации, и подготовка рекомендаций руководству. Служба КР может состоять из одного штатного сотрудника (а то и меньше, когда эти обязанности возложены на кого-либо из руководства по совместительству), а может и быть большим и разветвленным подразделением, все зависит от масштаба предприятия. При этом реально в процесс КР вовлекается множество сотрудников предприятия, не имеющих прямой административной связи с этим подразделением.

Различают два вида работы службы КР: стратегическая КР и оперативная КР. Задачи стратегической КР по смыслу близки задачам стратегического планирования и маркетинга и сводятся к прояснению структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или собирается работать) предприятие, с выявлением и анализом всех конкурентов и контрагентов на этом поле. Оперативная КР решает острые задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и частенько действует на грани этически и юридически приемлемых норм и средств.

Предметом интереса стратегической КР чаще всего  являются:

  1. законодательство (та его часть, что регламентирует процессы и обстоятельства, связанные с деятельностью предприятия);
  2. конкуренты (настоящие и потенциальные);
  3. рынки (существующие и потенциально возможные);
  4. новые технологии и вопросы интеллектуальной и промышленной собственности;
  5. ресурсы (при намерении предприятия расширить либо производственные, либо сбытовые возможности);
  6. тенденции изменения всех перечисленных выше объектов.

Предметы  интереса оперативной КР — существенно иные:

  1. история фирмы-конкурента;
  2. сведения о ее руководящих кадрах;
  3. структура фирмы-конкурента, особенности организации ее производства;
  4. маркетинговый стиль, стратегия конкурента;
  5. исследовательские работы фирмы-конкурента, ее перспективные планы;
  6. связи с властными структурами, лоббирование;
  7. кадровая политика фирмы-конкурента.

При этом, поскольку речь идет о целевой  функции создания затруднений или  препятствий конкуренту, то все эти  задачи ставятся с явным акцентом на поиск слабых мест.

Источники информации, ценной для решения задач  КР, многочисленны и очень разнообразны. Даже поверхностный взгляд позволяет  обнаружить, что для оперативной  КР, где нужная информация (напомним, информация негативного плана) тщательно скрывается и уж во всяком случае не афишируется ни в СМИ, ни в деловых печатных материалах, основными источниками информации чаще всего являются люди, т.е. ключевым моментом становится межличностное общение (большей частью неофициальное). В то же время для стратегической КР обильная информация имеется в общедоступных источниках, она не только не скрывается, но наоборот, рекламируется, организуется в виде различных баз данных, справочников, обзоров, научных статей, и т.д.

Получив конкретное (или не очень конкретное) задание от руководства предприятия, служба КР прежде всего должна сформулировать для себя и согласовать с заказчиком следующие вопросы:

  1. что нужно знать,
  2. где можно получить необходимую информацию,
  3. кто соберет эти данные,
  4. как будут собираться данные,
  5. кто будет систематизировать, анализировать и интерпретировать данные,
  6. как лучше хранить полученную информацию (чтобы можно было ее использовать неоднократно),
  7. как распространять (распределять) полученную информацию, чтобы соответствующие лица реагировали на нее своевременно,
  8. как предохранить систему от «утечек» информации и саботажа.
    1. Цели и задачи конкурентной разведки
  • Информационное  обеспечение процесса выработки управленческих решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне.
  • «Система раннего предупреждения», то есть насколько возможно раннее привлечение внимание лиц, принимающих решения, к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу.
  • Выявление благоприятных для бизнеса возможностей.
  • Выявление (совместно со службой безопасности) попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании.
  • Управление рисками с целью обеспечить эффективное реагирование компании на быстрые изменения окружающей среды.

Приведенные выше задачи конкурентной разведки являются ключевыми для компании, они служат достижению фундаментальной цели существования  подразделения конкурентной разведки — обеспечить в компании чувство защищенности вследствие осознания того факта, что судьба предприятия находится в его собственных руках и что фирма не станет внезапно жертвой обстоятельств, либо чьих-то враждебных действий.

    1. Принципы  конкурентной разведки

Для того чтобы понять, как действует конкурент, надо знать его сильные и слабые стороны, выстроить схему его действий. Если кто-то полагает, что ситуация на рынке изменяется сама по себе — ему нечего делать в конкурентной разведке. Следует всегда подозревать, что эту ситуацию изменили твои конкуренты, действуя не спонтанно, а вполне сознательно. Но конкурентная разведка — это не слежка за конкурентами. Она принципиально отличается от тотального вынюхивания, каким страдают государственные спецслужбы во всех странах мира.

Разведывательная  информация отличается от обычной тем, что она — целевая. Это не сведения вообще, а информация, служащая достаточным  основанием для принятия вполне конкретного  решения.

Конкурентная  разведка изучает только изменения. Если на рынке все спокойно, цены не меняются, все конкуренты довольны занятыми ими рыночными нишами, не пытаются переделить рынок — конкурентная разведка лишь перепроверяет, действительно ли это так? Не происходит ли что-нибудь, предваряющее будущие изменения цен и ассортимента?

Те, кто  занят конкурентной разведкой, должны видеть только то, что изменяется на рынке. Но, в отличие от академических  исследований, изучение рыночных изменений  в конкурентной разведке идет не как  анализ длинных временных рядов, а как описание событий (действий конкурентов), имевших место между двумя фиксированными моментами времени.

Разделение  живого и мертвого

В конкурентной разведке ты исходно полагаешь, что  твой конкурент — человек разумный, что у него есть своя задумка, может  быть, даже — стратегия, он действует, руководствуясь не только критерием максимума прибыли или минимума затрат. Иными словами, конкурентная разведка — это жизнь, экономическая теория — это мертвечина. Есть и другая экономическая наука, в которой анализируется «экономика с человеческим лицом» . Но достижения нобелевских лауреатов по экономике, которые думают таким образом, пока не признаны повсеместно. Господствует представление о некоторых общих законах экономического развития, которые действуют независимо от людей.

В особенности это касается даже не марксизма, а так называемой economics — экономической теории, которая совершенно бесполезна для конкурентной разведки вследствие общих методологических расхождений. Конкурентная разведка ищет то, что экономическая наука как теоретическая дисциплина оставила за пределами своих фундаментальных исследований.

В академических  исследованиях считается: чем длиннее  временной ряд — тем надежнее полученные результаты; в исследованиях  по конкурентной разведке длинный динамический ряд считается бесполезным. Если отступить от текущего момента, скажем, на полгода назад, то в то время и состав конкурентов, возможно, был другим, и уж совершенно точно у конкурентов были иные планы, намерения, другая программа действий.

Долговременные  связи между параметрами рынка в академическом исследовании полагаются неизменными, действующими не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем. Специалисты в области конкурентной разведки не имеют возможности пойти на такие упрощения. Они должны давать ответы на вопросы, которые относятся к совершенно конкретному моменту времени. И даже если им известны общие закономерности, их знание не позволяет ответить на вопрос, поставленный руководством фирмы или заказчиком.

Информация о работе Конкурентная разведка