Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 451.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику. Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия – задача непростая. Её решение не может быть одинаковым даже для двух очень похожих предприятий, работающих на одном рынке и ставящих перед собой идентичные цели. Поэтому в зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей предприятия концепция повышения конкурентоспособности может включать в себя множество различных элементов: организационно-управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных.

Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной  целью конкурентоспособности, идет ли речь о национальном секторе или уровне предприятия, является повышение общей продуктивности (производительности). Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как и изменения рыночной ситуации, требует новых концепций продуктивности.

Решение этой задачи требует различных  подходов в различное время в  зависимости от постоянно меняющихся условий внутренней и внешней  среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней среды и  своевременно реагировать на эти  изменения.

В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым  и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя  к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции - всегда идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно меняющихся условий.

Повышение конкурентоспособности  предприятия достигается путем  ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения  инновационной политики, более качественного  использования ресурсов, в том  числе человеческих, улучшения условий  работы и ряда других факторов.

Безусловно, существуют общие методы повышения конкурентоспособности  предприятия, однако пути повышения  конкурентоспособности конкретной фирмы должны рассматриваться исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры и  других факторов.

Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность предприятия, являются: стратегия фирмы, наличие  материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции.

Учитывая все выше сказанное  можно сказать, что вопросы повышения  конкурентоспособности организации  являются актуальными на сегодняшний день, т.к. каждое предприятие стремится опередить конкурентов, посредством формирования своих конкурентных преимуществ.

Предмет исследования: пути повышения конкурентоспособности фирмы.

Объектом исследования является: предприятие ООО «Дива».

Цель работы: рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.

Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности  на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».

Предмет защиты: практическая реализация выбранных методов, как пути повышения конкурентоспособности на примере ООО «Дива».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

    1. Конкурентоспособность организации как элемент управления

 

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.

Конкуренция – важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий — изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие - изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Ключевым понятием предпринимательской  организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и  распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и основные его характеристики: качество, технология производства.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке.

Любая область человеческой деятельности имеет свою историю. Эта деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, развивается, претерпевая при этом существенные изменения. Все это относится также и к управлению, а значит и к менеджменту.

Рассматривая управление как науку и ее формирование, хотелось бы также рассмотреть становление конкурентоспособности, т.к. эти два понятия взаимосвязаны, потому как фирмы не может быть конкурентоспособной без эффективного и качественного управления.

Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, маркетинга, права. Научный интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством - в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития. Кроме того, она выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности [15].

Под конкуренцией понимается соперничество в какой-либо деятельности между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.

В основе понятия «конкуренции»  лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Организация должна осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности. Поэтому существует множество трактовок понятия «конкурентоспособность», т.к. каждый автор понимает данное понятие по-своему (табл.1 см. прил.1). В любом случае конкурентоспособность рассматривается как неотъемлемая часть организации.

Вообще конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорение научно-технического прогресса  и снижения издержек производства и  цен. Побуждая предприятия снижать  свои производственные затраты, приводя  к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителей на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов[1].

Также следует учесть, что чтобы повысить конкурентоспособность  предприятия в первую очередь  необходимо определить недостатки данного предприятия, т.е. найти причину, из-за которой предприятие отстает от своих конкурентов и устранить ее. Причем в последствии разрабатывается план действий, с помощью которого можно будет обойти конкурентов.

Конкурентоспособность является одним  из основных факторов успешного развития бизнеса предприятия. Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность  эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия  средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и  услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом, особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Выход на рынок с конкурентоспособным  товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и  закреплению на нем. Далее следует  большая, кропотливая, а главное - систематическая  работа по управлению конкурентоспособностью товара и предприятия в целом.

Производство и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический  и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности  предприятия – это зеркало, в  котором отражаются итоги работы практически всех его служб и  подразделений, а также его реакция  на изменения внешних факторов воздействия. При этом, особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

 

Таблица 1 – Характеристика уровней  конкурентоспособности

Уровень конкурентоспособности

Объект/субъект конкурентоспособности

Некоторые факторы конкурентоспособности

Товарный

Товары (работы, услуги)

Качество продукции, соответствие нормам и стандартам

Цена

Соответствие потребительскому спросу

Микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

Сравнительная конкурентоспособность  продукции. Эффективность производственной деятельности. Финансовые показатели деятельности. Эффективность организации  и сбыта продукции на рынке  и его доля.

Мезоуровень

Объединение предприятий, отрасли

Внутренняя структура отрасли.

Влияние внешней среды.

Конкурентоспособность отдельных элементов

Взаимодействие между элементами системы

Макроуровень

Народное хозяйство в

целом, конкурентоспособность

страны, конкурентоспособность

регионов

Инвестиционный климат

Научно – технический уровень

Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.


 

В конкурентной политике относительно предприятия принимаются во внимание, прежде всего, способность предприятия  удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем конкуренты. То есть уровень конкурентоспособности предприятия напрямую связан с запланированным уровнем параметров его состояния.

Для организации работ по обеспечению конкурентоспособности любого предприятия необходимо четко сформулировать его миссию, стратегию развития, оценить свои возможности и внешние угрозы, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой. Таким образом, весь спектр вопросов, связанных с конкурентоспособностью  предприятия, реализуется в процессе  обеспечения   конкурентоспособности  предприятия, который представляет собой постоянный и планомерный процесс воздействия на внутренние и внешние факторы, обеспечивающий необходимый уровень конкурентоспособности, создание и поддержание конкурентных  преимуществ предприятия, ориентированной на достижение максимального экономического эффекта.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия