Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа
Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».
рис.12 - Процесс разработки проектного решения
Вообще, дерево решений представляет собой график, на который наносятся все шаги необходимые для рассмотрения, при этом оцениваются различные альтернативы. При построении дерева решений учитываются два основных момента: использование информации, приобретенной в процессе подготовки к принятию решения; осознание последовательного характера процесса принятия решения. Таким образом, дерево решений - это схема того какой выбор нужно сделать, рассматривая выбранные проекты. Оно дает возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Использование технологии построения дерева решений позволяют оценить пути, благодаря которым будут приниматься разнообразные решения. При этом посредством изучения альтернативных путей, определяется, какой из них имеет наибольшее преимущество и какому надо следовать. На практике ситуации, требующие решения, обычно более субъективны. Возможно, ни одна из представленных альтернатив не достигнет цели, либо будет две альтернативы, дающие одинаковый эффект. Кроме того, необходимо осознавать, что могут возникнуть негативные последствия того или иного решения, так как ожидаемый эффект не будет соответствовать тому результату, который получается на самом деле.
Оценка конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Важность проведения такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств. Среди главных можно назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции. А так же привлечение средств инвестора в перспективное производство, составление программ выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. Можно сказать, что проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке, но достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Следует помнить, что на этапе определения и анализа конкурентоспособности предприятия в первую очередь необходимо определение степени влияния макроокружения на деятельность организации, выявление возможностей и угроз, определение степени влияния микроокружения на деятельность организации, оценка конкурентных позиций организации (преимуществ организации и возможностей рынка), определение потенциала организации, ее слабых сторон. Для этого используется метод SWOT-анализа.
Аббревиатура S-W-O-T (SWOT) означает «сила, слабость, удобные возможности, угрозы» (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Данный метод основан на составлении матрицы, состоящей из четырех перекрестных полей. Первое поле - стратегии, использующие сильные стороны для реализации возможностей. Второе поле - стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз. Третье поле - стратегии, минимизирующие слабости организации, используя возможности ситуации. Четвертое поле - стратегии, минимизирующие слабости и угрозы, появившиеся во внешней среде.
Плюсом SWOT-анализа является то, что, он основан на использовании данных о настоящем и прошлом состоянии предприятия, но для разработки стратегии этого недостаточно, необходима информация о тенденциях развития рыночной ситуации. Однако в сочетании с экспертными методами оценки степени влияния факторов на выработку стратегии, вероятности их наступления, степени риска и ранжирования SWOT-анализ становится хорошим инструментом, позволяющим оценивать изменения факторов организационной среды и вырабатывать альтернативные варианты стратегий.
Для того чтобы предприятие было и оставалось конкурентоспособным, ему необходимо формулирование миссии и постановка целей, которые оно должно достигнуть. Для этого необходимо построения целевого портрета, в котором будут содержаться миссия предприятия, его генеральная цель, а также подцели предприятия [36].
Кроме СВОТ - анализа существует
множество других методов анализа организационно
Данный метод применяется при проведении стратегического анализа деятельности фирмы, при анализе внутренней среды организации и определения потенциала организации, ее слабых сторон.
SNW - это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S-Strength -сильная позиция (сторона), N-Neutral-нейтральная позиция, W -weakness- слабая позиция.
Таким образом, SNW подход четко фиксирует ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразную нулевую точку при конкуренции.
В целях получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW-анализа предлагается заполнить таблицу, где все 30 позиций должны быть заполнены по материалам именно анализируемой организации. В каждой строке трафарета нужно поставить только один крестик, в одной из колонок. «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций. Причем альтернатива это качественная интегральная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкурентной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния.
Достоинством данного метода является простота в исполнении, учет наибольшее количество факторов, а также учет специфических особенности деятельности организации. Недостатки: субъективность метода, требует хорошего знания всех особенностей деятельности организации.
Любая организация после анализа организационной среды, должна оценить свою конкурентоспособность.
Следует отметить, что на сегодняшний момент существует множество методов оценки конкурентоспособности предприятия. Но в них имеется большое количество серьезных недостатков, в связи, с чем разработку и совершенствование методов оценки конкурентоспособности предприятия можно считать одной из актуальных проблем.
Наиболее распространенными методами являются следующие: анализ факторов конкурентного преимущества по Портеру (прост в использовании, но при этом не дает реальной оценки ситуации, т.к. не проводятся экономические расчеты). Подход Омаэ (прост в исполнении, учитывает большое количество факторов, дает конкретные рекомендации, но при этом не рассматривает все факторы микроокружения). Метод Ж.Ж. Ламбена (наглядность и простота в использовании, но возникают сложности в сборе информации по себестоимости продукции конкурента, существует необходимость использования дополнительных методов анализа) [5].
Более полную оценку конкурентоспособности предприятия позволяют получить методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории более конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованы производство и сбыт товара, эффективное управление финансами. Проведение комплексной оценки деятельности предприятия, позволяет делать более обоснованные выводы по конкурентоспособности и облегчает выработку управленческих решений по улучшению работы отдельных служб.
В качестве одного из вариантов
оценки конкурентоспособности
В первую группу входят показатели,
характеризующие эффективность
Для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие впервые три группы, имеют коэффициенты весомости. Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:
Ккп = 0,15 Эп + 0,29 Фп + 0,23 Эс + 0,33 Кт, (1)
где: Ккп - коэффициент конкурентоспособности предприятия,
Эп - значение критерия эффективности производственной
деятельности предприятия,
Фп - значение критерия финансового положения предприятия,
Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и
продвижения товара,
Кт - значение критерия конкурентоспособности товара, 0,15; 0, 29; 0, 23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.
Эп = 0,31 И + 0,19 Ф +0,40 Рт +0,10 П, (2)
где: Эп - критерии эффективности производственной деятельности предприятия, И — относительный показатель издержек производства на единицу продукции,
Ф — относительный показатель фондоотдачи,
Рт — относительный показатель рентабельности товара,
П — относительный показатель производительности труда,
0,31; 0,19; 0,40; 0,10- коэффициенты весомости показателей.
Фп = 0,29 Ка + 0,20 Кп + 0,36 Кл + 0,15 Ко , (3)
где: Фп - критерий финансового положения предприятия,
Ка - относительный показатель автономии предприятия,
Кп - относительный показатель платежеспособности предприятия,
Кл - относительный показатель ликвидности предприятия,
Ко - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств,
0,29; 0, 20; 0,36; 0,15 — коэффициенты весомости показателей.
Эс = 0,37 Рп + 0,29 Кз + 0,21 Км + 0,14 Кр , (4)
где: Эс - критерий эффективности
организации сбыта и
Рп - относительный показатель рентабельности продаж, Кз - относительный показатель затоваренности готовой продукцией, Км - относительный показатель загрузки производственной мощности, Кр - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта,
0,37; 0,29; 0,21; 0,14-коэффициенты весомости показателей. В общем, виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия предусматривает три последовательных этапа. Этап 1-й: расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия 1.1 - 4.2 (см. табл. 2). Этап 2-й: расчет критериев конкурентоспособности предприятия по формулам (2—4). Этап 3-й: расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия по формуле (1).
Конкурентоспособность организации напрямую зависит от конкурентоспособности ее товара. На сегодняшний момент существует множество методов оценки конкурентоспособности товара. Наиболее известными методами являются: оценка конкурентоспособности товара на основе сравнения комплексных технических и экономических показателей товаров-аналогов; конкурентоспособность товара по системе 111-555 (в основу метода лег экспертный метод оценки конкурентоспособности и три главных критерия: конкурентоспособность, качество и цена продукции). Анализ конкурентоспособности по данной системе рассматривает оценку по четырем главным факторам: качество товара, цена товара, качество сервиса товара на конкретном рынке, эксплутационных затрат на использование товара. При этом используется экспертный метод оценки.
Рассмотренные выше методы помогают в выборе стратегии и анализе потенциала, однако, в период подготовки внедрения стратегии предприятию необходимо тщательно изучить своих конкурентов и свою возможную конкурентную позицию на рынке. В этом может помочь использование матрицы конкурентного профиля.
На первом этапе построение профиля определяют относительные преимущества организации в конкуренции. Для этого занимаются сбором и анализом информации о ближайших конкурентах. Затем сравнивают предприятие с конкурентами по нескольким характеристикам, так называемым факторам успеха, обеспечивающих преимущества в конкурентной борьбе: цена, качество товара, соблюдение сроков поставки, ассортимент, система сбыта, менеджмент и т.п. Существуют различные приемы оценки сравниваемых характеристик. Характеристики ранжируются, им придаются определенные коэффициенты значимости, исходя из 100 %. Чем более значима оцениваемая характеристика, в определении конкурентных преимуществ, тем больший коэффициент значимости она будет иметь. Сумма коэффициентов И - относительный показатель издержек производства на единицу
продукции,
Ф - относительный показатель фондоотдачи,
Рт — относительный показатель рентабельности товара,
П - относительный показатель производительности труда,
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
Фп = 0,29 Ка + 0,20 Кп + 0,36 Кл + 0,15 Ко , (3)
где: Фп — критерий финансового положения предприятия,
Ка - относительный показатель автономии предприятия,
Кп - относительный показатель платежеспособности предприятия,
Кл - относительный показатель ликвидности предприятия,
Ко - относительный показатель оборачиваемости оборотных
средств,
0,29; 0, 20; 0,36; 0,15 — коэффициенты весомости показателей.
Эс = 0,37 Рп + 0,29 Кз +0,21 Км + 0,14 Кр, (4)
где: Эс - критерий эффективности организации сбыта и
продвижения товара,
Рп - относительный показатель рентабельности продаж,
Кз –относительный показатель затоваренности готовой
продукцией,
Км — относительный показатель загрузки производственной
мощности,
Кр - относительный показатель эффективности рекламы и средств
стимулирования сбыта,
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.