Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:27, курсовая работа
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.
Для достижения цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы конкурентоспособности, влияющие на нее факторы, зависящие от неё экономические показатели;
провести оценку конкурентоспособности ООО "УзАвто-Бел";
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………....…4
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .....................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..…18
2.2 Конкурентоспособность предприятия и его продукции……………..….…25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………..……..……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСОЧНИКОВ
Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкретном соперничестве с другими товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки.
Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
В настоящее время покупатель предъявляет к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:
1) хорошо подготовленная
2) умелое использование рекламы,
доносящей до покупателя все
преимущества сервиса и
3) учетная система поставки
4) система правил вызова
5) обучение персонала, связанное
с доведением до каждого
Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные рынки сбыта. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет изготовителей продукции повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда.
Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это также и эргономические показатели, отражающие, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной). Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально - организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Таким образом, рассмотрев понятие о конкурентоспособности предприятия, можно сделать следующие выводы:
Под конкурентоспособностью понимают:
К коммерческим условиям конкурентоспособности относят:
К организационным условиям относят:
Стандарты играют большую роль в определении конкурентоспособности:
Для того, чтобы полнее оценить проблему конкурентоспособности предприятия, необходимо дать оценку ее критериям и факторам.
Всю совокупность факторов, влияющих на предприятия и тем самым на их конкурентоспособность, можно разделить на три группы:
Другими словами факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние факторы включают в себя:
— факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;
— активность конкурентов;
— факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;
— наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
— действия правительства;
— степень приватизации предприятий данной отрасли;
— случайные события.
Рисунок 1.1 Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
конкурентоспособность товар экономический продукция
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирм этой страны. При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства.
На все факторы, кроме последнего, на предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.
Эти факторы влияют на конкурентоспособность глобальных предприятий [4, с. 77]. С нашей точки зрения, изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любой организации. Считаем, что к приведенным факторам следует добавить психологический. Рассмотрим их подробнее.
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.
Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия - производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других.
Экологическая эффективность означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя. Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке. Наравне с оценкой влияния внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность предприятия, организации придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
2 Анализ конкурентоспособности предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Основанная в 1967 г. корпорация DAEWOO, название которой переводится как "Великая вселенная", к середине 90-х гг. XX в. включала более 30 крупных подразделений, производящих различную продукцию — от полупроводников и телевизоров до автомобилей и кораблей, с общей стоимостью активов $98,9 млрд.
В 1994 годe результатом образования совместного узбекско-корейского предприятия Uz-Daewoo Auto Co. стало строительство автомобильного завода в Узбекистане. Учредителями СП Uz-Daewoo Auto Co. выступили ассоциация "Узавтосаноат" и корпорация Daewoo.
Уже в июле 1996 года в Асаке состоялась церемония открытия завода, который начал производить популярные модели качественных и доступных по цене автомобилей.
Первое время с конвейера завода сходила техника, собранная, в основном, из импортных комплектующих. Позже производство деталей было локализовано, что привело к снижению стоимости автомобилей.
В мае 1998 года ассоциация "Узавтосаноат" вступила в престижную Международную организацию производителей автотранспорта (OICA) и стала ее тридцать третьим полноправным членом.
Узбекский завод стал знаменит своей отличной технической оснащенностью. В целях достижения максимальной эффективности производства здесь применяется многоярусный принцип компоновки технологических линий.
Практически весь персонал прошел полноценную стажировку по своей специальности в компании Daewoo и в других автомобильных компаниях мира. Это позволило оптимизировать рабочий процесс и постоянно поддерживать уровень качества готовой продукции.
В настоящий момент автомобили, производимые "Уздэуавто", на белорусском рынке представляет 1 диллер – ООО "УзАвто-Бел".
Компания УзАвто-Бел является официальным дилером "Уздэуавто" в Республике Беларусь. Организация предлагает весь модельный ряд автомобилей со склада и под заказ (приложение А).
Форма собственности предприятия ООО "УзАвто-Бел" - частная. Форма организации – ООО (Общество с ограниченной ответственностью).
Общество с ограниченной ответственностью "УзАвто-Бел", создано согласно договору о совместной деятельности и осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках, печати, штампы, эмблему и другие реквизиты.