Контрольная работа по дисциплине "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

1.Производственная деятельность предприятия (фирмы). Инновационное предпринимательство. Оказание профессиональных услуг.
2.Организация производственной (коммерческой или иной) деятельности предприятия (фирмы), где Вы работаете.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы бизнесса.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

                                          Вариант 20.

 

 

 

 

  Основная  часть:

 

 

1.Производственная деятельность предприятия (фирмы). Инновационное предпринимательство. Оказание профессиональных услуг.

 

2.Организация производственной (коммерческой или иной) деятельности предприятия (фирмы), где Вы работаете.

 

 

  Список  использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Основная часть:

 

 

1.1. Производственная деятельность  предприятия (фирмы).

Консалтинг  в сфере инновационного предпринимательства формирует относительно самостоятельную область приложения управленческого труда. Он строится на обосновании и предложении новых маркетинговых решений в сочетании с научно-техническими и (или) организационно-экономическими решениями такого же новаторского характера.

 

По оценкам  специалистов, в России консалтинг обещает в ближайшее время  стать одним из наиболее перспективных  видов деятельности. В услугах  профессиональных управленческих консультантов  нуждаются многие предприниматели, особенно начинающие, которые, "как правило не имеют не только опыта работы в рыночных условиях, но и необходимых знаний в области менеджмента, управления инновациями, маркетинга. Многие из них весьма поверхностно разбираются даже в специальном законодательстве." /52, с. 20/.

 

Можно утверждать, что в отечественной практике инновационный консалтинг может  возникнуть из противоречия между широким  осознанием того, что инновация есть основное средство экономического развития, повышения конкурентоспособности, с одной стороны, и низкой инновационной активностью предприятий (фирм, компаний), - с другой. Основанием к тому служат материалы специальных обследований, проводимых периодически теми или иными организациями, включая органы статистики и другие правительственные учреждения.

 

Одно из таких  выборочных обследований, выполненное  Центром экономической конъюнктуры  при Правительстве РФ по состоянию  на середину 1994 года /29/, показало, что  лишь 7% предприятий промышленности из полутора тысяч обследованных  вели работу по освоению новых для России видов продукции, 8% - продукции, новой для своего региона и 21% - новой для своего предприятия; совершенствованием ранее выпускаемой продукции занимались 26% обследованных предприятий, в то время как большинство предприятий, по оценкам их руководителей, вообще не уделяли внимания этой работе.

 

Обновлением продукции  наиболее интенсивно занимались крупные  и меньше малые предприятия. Новую  для России продукцию среди наиболее крупных предприятий, с численностью свыше 5 тысяч человек, осваивали 22%, среди крупных предприятий, с численностью от 1 тысячи до 5 тысяч человек - 18%, среди средних по размерам предприятий с численностью от 200 до 1 тысячи человек - 5% и среди малых, с численностью до 200 человек - лишь 2%.

 

Наиболее активно  велась работа по освоению выпуска новой для России продукции в химической и нефтехимической промышленности (22%), а также в машиностроении (17%). В большинстве других отраслей такие предприятия составляли от 2 до 5%.

 

В части обеспечения  технологического обновления предприятия в основном проводили работу по совершенствованию действующих технологий и меньше внедряли новые. Новые технологии осваивали 5% обследованных предприятий, а усовершенствованные - 23%, в том числе технологии по снижению трудозатрат в производстве внедряли соответственно 4 и 17% предприятий, по сокращению вредных выбросов - 4 и 15%, по улучшению социально-бытовых условий - на 3 и 8%. Наибольшее количество предприятий внедряло новые и усовершенствованные технологии, направленные на повышение качества продукции - соответственно 7 и 29%. Наибольшая активность в создании новых технологий выявилась на крупных и наиболее крупных предприятиях, и в меньшей степени на средних и малых. В целом же основная часть предприятий промышленности вообще не вела работу по технологическому обновлению производства.

 

 

 

 

1.2.Инновационное предпринимательство.

 

В соответствии с этими показателями большинство  руководителей довольно пессимистически  оценивали экономические результаты ино

вационной деятельности на своих предприятиях. Лишь 6% из них констатировали прирост продукции, производимой по ресурсосберегающим технологиям. Повышение конкурентоспособности продукции отметили 16%, прирост прибыли - 7%, снижение срока окупаемости капитальных затрат на приобретение основных производственных фондов - 5%, повышение коэффициента обновления основных производственных фондов - 4%. В порядке обоснования аналитических оценок были названы основные факторы, которые сдерживали инновационную деятельность предприятий: это - неплатежеспособность заказчика (49%), отсутствие финансирования (43%), высокие кредитные ставки (42%), высокий уровень инфляции (32%), отсутствие спроса на продукцию (23%).

 

В последующие  годы ситуация не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. По данным Центра исследований и статистики науки /90/ инновационная активность в российской промышленности падает. В 1997 году лишь 1278 предприятий, то есть немногим более 5% от общего их числа занимались технологическими инновациями - осуществляли научные исследования, разработки, подготовку нового производства, закупали новое оборудование. В 1995 году таких предприятий было 1363, или 5,6%. Тем не менее в ряде отраслей начинает проявляться ориентация на принципиально новую продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

 

По-прежнему в  числе ведущих отраслей по показателям  инновационной активности остается машиностроение. 41,1% предприятий, занимающихся инновациями, относилось именно к этой отрасли, 19,4% - к пищевой промышленности. На долю химической и нефтехимической промышленности приходилось 7,4%, на долю легкой промышленности -6,7%, на долю промышленности строительных материалов - 3,5%.

 

В содержательном плане наиболее распространенным видом  инновационной деятельности выступали  научные исследования и разработки.

 

В топливной  промышленности НИОКР выполняли 80% инновационно-активных предприятий, в  микробиологической промышленности - 75%, в медицинской промышленности и цветной металлургии - 70%. Именно в этих отраслях сосредоточены в  большинстве своем крупные предприятия, которые на протяжении многих лет имели и сохранили соответствующие подразделения или связи с отраслевыми институтами и КБ. По данным Центра экономической конъюнктуры в 1997 году о ведении инновационной деятельности заявили 75% руководителей предприятий с численностью занятых свыше 5 тысяч человек.

 

Технологической подготовкой производства, опытными работами и испытаниями, связанными с приобретением нового оборудования, занимались 48,7% предприятий. В структуре  затрат на инновационное развитие на их долю приходилось 16,1%, а в совокупности с затратами на приобретение основных производственных фондов - 73%. В то же время на приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития, включая патентные и беспатентные лицензии, приходится лишь 2,3% затрат, на подготовку и обучение персонала, а также на маркетинговые исследования - 1,4%.

 

Основным источником финансирования инновационной деятельности оставались собственные средства предприятий - 77% от общих затрат на инновации, которые в 1997 году составили 9,2 трлн. деноминированных рублей. Из бюджета покрывалось лишь 6% затрат, в том числе 4% из федерального и 2% из местных бюджетов.

 

Всего за девять месяцев 1997 года в промышленности произведено  инновационной продукции на сумму 18,8 трлн. руб., что составило 2,2% общего объема промышленной продукции (в 1996 году - на сумму 35,3 трлн. руб.). Уровень ее новизны, оцененный долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превысил 12% от общего производства инновационно-активных предприятий. На общем фоне

 

снижения инновационной  активности выявлено, однако, что предприятия  ряда отраслей значительно подняли  инновационный уровень своей  продукции. Принципиально новой  или вновь освоенной является вся инновационная продукция микробиологической промышленности (уровень новизны - 55,6%). По предприятиям химической и нефтехимической промышленности этот показатель составляет 21,8%, для машиностроения и металлообработки - 19,4%. Но, к сожалению, доля таких предприятий невелика.

 

Среди всех факторов, по-прежнему сдерживающих инновационную  деятельность (недостаток собственных  финансовых средств и неприемлемые условия кредитования), особо отмечен  прогрессирующий процесс старения оборудования. По оценкам Центра экономической конъюнктуры, на конец 1996 года износ основных фондов в промышленности превышал 50%. Понятно, что по этой причине на многих российских предприятиях инновационная деятельность высокого порядка, направленная на реализацию принципиально новых решений, становится практически неосуществимой.

 

В проведенных  опросах, участниками которых выступали  руководители предприятий, естественным образом не прозвучал еще один фактор общеэкономического значения, важность которого отмечают аналитики  из Ассоциации консультантов по экономике и управлению, работающей при поддержке Европейского союза, - это слабое владение руководством предприятий современными методами организации управления. По сведениям этой организации, чаще всего перспективное видение и оценка экономических проблем развития предприятий связываются его руководителями с состоянием внешней среды - высокие цены, налоги, темпы инфляции, нестабильная экономическая обстановка и политическая ситуация, либо внутренними условиями организации производства -нехватка финансовых ресурсов, морально устаревшее и физически изношенное оборудование и т.д., что полностью подтверждается приведенными результатами обследований. Много реже встречаются руководители, которые поднимаются до более высокого уровня аналитической оценки, усматривая причины возникновения проблем в неудовлетворительном знании рынка, низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и т.д. Однако в сравнении с ними еще более редкой является категория руководителей, пользующихся научно обоснованной методологией комплексной диагностики экономических проблем и констатирующих принципиальные предпосылки их возникновения - отсутствие стратегии развития предприятия, недостатки инновационного обеспечения производства, сдержанное применение активного маркетинга /85/. В этой ситуации чрезвычайно важным, на наш взгляд, становится научное развитие и практическое применение консалтинга, в том числе обращенного к сфере инновационной деятельности.

 

Исходя из этого  цель данной диссертационной работы формулируется следующим образом: обоснование научно-практических рекомендаций по формированию механизма консалтинга, способного активизировать инновационную деятельность предприятий промышленности. Объектом исследования выступает консалтинг как особая сфера предпринимательства по оказанию услуг управленческого характера. Предметную область исследования составляет инновационная деятельность. В рамках выдвинутой цели поставлены и решаются следующие задачи:

 

- исследовать  условия формирования и развития  рынка консалтинговых услуг;

 

- определить содержательные особенности и формы организации консалтинга в инновационной сфере;

 

- разработать  организационно-экономические процедуры  проведения консалтинга на различных  этапах инновационной деятельности;

 

- обосновать  приемы стратегического и оперативного маркетинга инновационного продукта;

 

- выявить возможности  применения стратегического подхода  в развитии инновационной деятельности  промышленных предприятий.

 

Теоретической и методологической основой исследования являются результаты фундаментальных и прикладных работ в области предпринимательства, экономики и организации инновационной деятельности, инновационного менеджмента, стратегического управления, маркетинга - И. Ансоффа, И.А. Аренкова, В.М. Архипова, Н.В. Афанасьевой, Г.Л. Багиева, Д.И. Баркана, СВ. Валдайцева, Е.П. Голубкова, П.Р. Диксона, П.Ф. Дракера, B.C. Кабакова, А.Б. Крутика, Ж.-Ж. Ламбена, А. И. Муравьева, С.В.Никифоровой, А.Н.Петрова, С. Рэппа, А.И. Семененко, Б. Твисса, А.Б. Титова, Э.А. Уткина, Р. Фостера, В.Е. Хруцкого, Дж. Эванса и др. В качестве научных заделов используются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам консалтинга, обобщается опыт организации консалтинга и оказания консалтинговых услуг.

 

Исследование  строится на принципах системного подхода, общенаучных приемов классифицировани, агрегирования. В решении отдельных исследовательских задач используются методы статистического анализа, экспертных оценок.

 

Научная новизна  полученных результатов обусловливается  тем, что в ходе проведения исследования:

 

- обоснованы предпосылки формирования и развития рынка консалтинговых услуг, установлены предпринимательские функции консалтинга в реализации инновационного подхода и оптимизации рисков;

 

- выполнена  содержательная постановка инновационного  консалтинга, определены этапы его осуществления в процессе развития инновационной деятельности;

- предложен  механизм экономической диагностики  проблем инновационного развития  предприятий на основе применения  экспертных методов оценки;

 

- разработана  процедура стратегического и оперативного маркетинга инновационного продукта с использованием приемов бенчмаркин-га, пробного маркетинга и мониторинга рынка;

 

- сформулированы  научно-методические рекомендации  относительно вариантного обоснования  стратегий инновационного развития  промышленных предприятий.

 

Практическая  значимость полученных результатов  определяется их направленностью на формирование новых организационно-экономических  механизмов обеспечения инновационной  активности промышленных предприятий  на основе использования консалтинговых услуг в области экспертной диагностики, стратегического планирования инноваций, стратегического и оперативного маркетинга инновационного продукта.

 

 

1.3. Оказание профессиональных услуг.

 

Консалтинг, или  управленческое консультирование, является относительно новой формой предпринимательства. Становление и развитие его обусловлено потребностью предприятий (фирм, компаний) поддерживать высокий научно-технический и организационно-экономический уровень производства в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономика организации"