Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 11:14, контрольная работа
Рассмотрена экономика предприятия на примере ОАО "Молоко". Организационно-экономическая характеристика предприятия. Прибыль предприятия и пути ее увеличения.
Значение прибыли, в условиях рыночной экономики, огромно. Товаропроизводители, стремясь к ее получению, увеличивают объем производства продукции, улучшают ее качество и ассортимент. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Положительный результат работы предприятия предполагает качественное управление процессом создания прибыли. Ведь именно от получаемой прибыли зависит экономическая устойчивость предприятия. Также прибыль является стимулом к рациональному использованию ресурсов всех видов. Что не маловажно для экономики в целом.
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО Молочный завод «Молоко»:
1.1. Название предприятия и его юридический адрес…………………….3
1.2. Организационно-правовая форма предприятия………………………3
1.3. Характеристика его внешней среды…………………………………...3
1.4. Специализация деятельности…………………………………………..5
1.5. Оценка ресурсного потенциала и материальной базы……………….6
1.6. Основные экономические показатели деятельности предприятия….9
2. Прибыль предприятия и пути ее увеличения…………………………...11
2.1.1. Прибыль предприятия………………………………………………...11
2.1.2. Источники получения прибыли………………………………………13
2.1.3. Балансовая прибыль…………………………………………………...15
2.1.4.Распределение прибыли………………………………………………17
2.2. Прибыль на примере предприятия:
2.2.1. Формирование прибыли на предприятии……………………………19
2.2.2. Распределение и увеличение прибыли на предприятии……………21
2.3. Пути увеличения прибыли предприятия…………………………….23
2.3.1. Планирование прибыли – пути ее увеличения………………………27
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..30
Рассмотрим динамику численности работников, их состав и структуры (табл.5).
Категории работников |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г., % | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | ||
Весь персонал |
344 |
100 |
362 |
100 |
365 |
100 |
1,1 |
В том числе:1. Производственный персонал: 1.1. Рабочие 1.2. Служащие 1.2.1. Руководители 1.2.2. Специалисты 2. Непроизводственный персонал |
273 233 40 16 24
71 |
79,3 67,7 11,6 4,7 6,9
20,7 |
286 243 43 18 25
76 |
79 67,1 11,9 5 6,9
21 |
288 245 43 18 25
77 |
78,9 67,1 11,8 5 6,8
21,1 |
1,1 1,1 1,1 1,1 1
1,1 |
Из таблицы 5 видно, что весь персонал ОАО Молочный завод «Молоко» по сравнению с 2008 годом увеличился на 1,1 раза. Заметно увеличение как производственного персонала, особенно рабочих, так и непроизводственного персонала.
Далее проследим динамику основных экономических показателей деятельности ОАО Молочный завод «Молоко» (табл.6).
Таблица 6 – Основные экономические показатели деятельности ОАО Молочный завод «Молоко»
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в текущих ценах, тыс. руб. |
90 216 |
149 010 |
179 307 |
2 |
2. Себестоимость проданных |
82 451 |
136 842 |
165 214 |
2 |
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб. |
0,58 |
0,71 |
0,85 |
1,5 |
4. Валовая прибыль (+) / убыток (–), тыс. руб. |
7 765 |
12 168 |
14 093 |
1,8 |
5. Коммерческие и управленческие расходы |
4 483 |
5 142 |
5 980 |
1,3 |
тыс. руб. |
3 282 |
7 026 |
8 113 |
2,5 |
7. Чистая прибыль, тыс. руб. |
2 855,34 |
6 112,62 |
7 058,31 |
2,5 |
8. Среднесписочная численность работников, чел. |
344 |
362 |
365 |
1,1 |
В т.ч. производственного персонала |
273 |
286 |
288 |
1,1 |
9. Среднегодовая стоимость |
12 434 |
14 983,6 |
16 441 |
1,3 |
10. Фондоотдача, руб. |
6,8 |
7,8 |
9,9 |
1,5 |
11. Фондоемкость, руб. |
0,14 |
0,12 |
0,1 |
0,7 |
12. Фондовооруженность, тыс. руб. / чел. |
36,1 |
41,4 |
45 |
1,3 |
13. Среднегодовая стоимость |
125 000 |
139 500 |
147 850 |
1,2 |
14. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,8 |
5,7 |
7,1 |
1,5 |
15. Продолжительность одного |
70 |
65 |
63 |
0,9 |
16. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
250 599,2 |
385 078,7 |
315 043,1 |
1,3 |
17. Среднегодовая заработная |
6 956 |
8 399,3 |
9 836,3 |
1,4 |
18. Производительность труда 1 работника производственного персонала, тыс. руб. |
343,7 |
423,5 |
547,5 |
1,6 |
19. Получено чистой прибыли, тыс. руб.: |
||||
– на 1 работника |
8,3 |
16,9 |
22,2 |
2,7 |
– на 1 оборот оборотных средств |
594,9 |
1 072,4 |
994,1 |
1,7 |
20. Рентабельность, %: |
||||
– производства |
8,6 |
8,2 |
7,9 |
– |
– продаж |
9,4 |
8,9 |
8,5 |
– |
– основных фондов |
62,4 |
81,2 |
85,7 |
– |
– оборотных средств |
6,2 |
8,7 |
9,5 |
– |
– совокупного капитала |
24,5 |
29,8 |
36,3 |
– |
Делая вывод по таблице 6 можно сказать, что все экономические показатели деятельности находятся в пределах от 0,7 до 2,7. По сравнению с 2008 г. в 2010 г. выручка, себестоимость возросли в 2 раза, затраты, фондоотдача, коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 1,5 раза, валовая прибыль в 1,8 раза, коммерческие и управленческие расходы, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, фондовооруженность, фонд оплаты труда в 1,3 раза, прибыль от продаж, чистая прибыль в 2,5 раза, среднесписочная численность работников в 1,1 раза, фондоемкость снизилась в 0,7 раза, среднегодовая стоимость оборотных средств возросла в 1,2 раза, продолжительность одного оборота снизилась в 0,9 раза, среднегодовая заработная плата выросла в 1,4 раза, производительность труда одного работника производственного персонала выросла в 1,6 раза, получено чистой прибыли на одного работника в 2,7 раза, на один оборот оборотных средств в 1,7 раза больше. Процент рентабельности по производству и продажа в 2010 г. ниже, чем в 2008 г., а основных фондов, оборотных средств и совокупного капитала выше. Можно сделать вывод, что предприятие прибыльно и имеет устойчивое финансовое положение.
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов в результате повышения цен.
Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
От прибыли зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
2.1. Прибыль предприятия
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природоохранных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.
Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой зарплату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественной признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выпускают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что означает получение прибыли. Для выявления прибыли необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экологический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализацию продукции и зарплаты, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисляемые факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
2.1.1. Источники получения прибыли
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания коньюктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся коньюктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»