Малое предпринимательство в России: нужно ли его поддерживать и почему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Сущность малого предпринимательства. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчетный период на предприятии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
Глава 1. Общая характеристика малого предпринимательства.
Сущность, функции и роль малого предпринимательства………5
Экономическая деятельность малого предпринимательства……11
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России и его отличие от ряда стран.
2.1. Этапы становления малого предпринимательства в России………14
Виды малых предприятий………………………………………….15
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1. Инфраструктура поддержки и регулирования малого предпринимательства………………………………………………………………………18
Формы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства……………………………………………………………………19
Проблема малого предпринимательства в России и пути их преодоления в условиях кризиса…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..26
Используемая литература…………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

малое предпринимат-во.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основной капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

Итоги деятельности малых предприятий  в 2009 г. в региональном разрезе можно  охарактеризовать как разнонаправленные. В некоторых регионах есть положительный сдвиги. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий (МП); увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионах, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.

Несмотря на сложную экономическую обстановку и влияние мирового финансового кризиса, количество малых предприятий на 100 тыс. жителей выросло в 40 российских регионах. Приятно, что в списке регионов, где отмечены положительные сдвиги, Чувашия тоже присутствует. Этот показатель вырос у нас на 11,7ед. Максимальное же увеличение отмечено в Московской области (на 106,8 ед.), на втором месте находится Хабаровский край, рост составил 90,3 ед.

С другой стороны, наиболее серьезное  снижение рассматриваемого показателя наблюдается в Волгоградской области: количество зарегистрированных малых предприятий в регионе сократилось с 14,6 тыс. до 5,1 тыс. на 100 тыс. жителей. Значительное снижение отмечено также в Новосибирской (на 358,4 ед.) и Томской (на 356,3 ед.) областях, Камчатском крае (на 253,9 ед.), Липецкой (на 219,7 ед.), Рязанской (на 213,4 ед.), Ярославской (на 210,3 ед.) областях, а также в Алтайском крае (на 201,8 ед.).

Малые предприятия страны вносят немалый  вклад в производство продукции (работ, услуг). Только за 9 месяцев 2000 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции в фактических ценах на сумму 442,9 млрд. руб., что составило 6% от общего объема произведенной в РФ продукции.

В отдельных регионах страны малые  предприятия вносят значительный вклад  в формировании федерального бюджета. Так, малые предприятия Москвы формируют около 40% городского бюджета.

Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны. К снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономике страны. 

 

 

 

1.2. Экономическая деятельность  малого предприятия

Малое предприятие функционирует  во всех сферах и отраслях национального хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие  реализует свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,— по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и  осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

Малое предприятие может заключать  на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил МП могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие независимо от вида собственности и организационно-правовой формы обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие  обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Оно несет  ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники МП подлежат социальному  и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

 

 

 

Глава 2.

 

2.1. Этапы становления малого предпринимательства.

     Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие (МП).

Бум в развитии малого предпринимательства  в России пришелся на конец 80-х и  начала 90-х годов . В конце 80-х бурно  развивались кооперативы, а затем  появились первые малые предприятия . Они занимались призводством дефицитных товаров широкого потребления, работали в сфере услуг, розничной торговли и общественного питания. Нередко накопление капитала происходило за счет перекачки государственных ресурсов, а сами предприятия носили полукриминальный характер. Важность этого этапа состоялов том, что началась разгосударствление экономики.

На начало 1996 года в России насчитывалось  около 900 тыс. малых предприятий. На них было занято 8,5 млн. человек, или 12% общего числа занятых, а если учитывать вторичную занятость ,- то 15, 5 млн. человек. Малые предприятия произвели премерно 10% внутреннего национального продукта и на них приходилось 20% полученной прбыли.

Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд особенностей. В 80—90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 90-х годов малые предприятия  образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые предприятия  семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев  местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее время  вопрос развития сети малых предприятий  как один из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

• создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.                                

Таким образом, малые предприятия  можно образовывать, во- первых, выделением структурных единиц из состава объединений  и предприятий, цехов, производств, других подразделений, и,  во-вторых,— на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут  учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы  предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

 

 

2.2. Виды малых  предприятий.

В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют следующие  виды малых предприятий: коммунанты,  патиенты,  эксплеренты.

Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило,  специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Патиенты. Предприятия данной группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить и серьезную конкуренцию последним благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

Эксплеренты — так называемые рисковые фирмы, или инновационные предприятия. Они занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Государственная поддержка малых предприятий.

 

3.1. Инфраструктура поддержки и регулирования малого предпринимательства.

         От того, насколько будет развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, во многом будет зависеть и эффективность её деятельности. Решением вопросов развития малого и среднего бизнеса в России занимается несколько министерств и ведомств: Минфин и Минэконом России, Государственный комитет по делам молодёжи и Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Министерство общего и профессионального образования, и некоторые другие, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство труда и социального развития, Министерство по налогам и сборам, Государственный комитет таможенный комитет, Государственный комитет по статистике, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере.

Так, исполнителями федеральной  программы государственной поддержки  и развития малого предпринимательства в РФ наряду с вышеназванными федеральными ведомствами являются и следующие: МИД России, Роспатент, МЧС России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ЦБ РФ и др.

Значительную роль в поддержке  малого предпринимательства играют торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественные объединения предпринимателей и др.

Важная роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит  Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует свои функции в соответствии с уставом.

В инфраструктуре малого предпринимательства  немаловажную роль играет общероссийское общественное объединение « Российская ассоциация развития малого предпринимательства», членами которой являются предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциаций предпринимателей, фондов и других структур поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: нужно ли его поддерживать и почему