Малое предпринимательство в России: нужно ли его поддерживать и почему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Сущность малого предпринимательства. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчетный период на предприятии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
Глава 1. Общая характеристика малого предпринимательства.
Сущность, функции и роль малого предпринимательства………5
Экономическая деятельность малого предпринимательства……11
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России и его отличие от ряда стран.
2.1. Этапы становления малого предпринимательства в России………14
Виды малых предприятий………………………………………….15
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1. Инфраструктура поддержки и регулирования малого предпринимательства………………………………………………………………………18
Формы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства……………………………………………………………………19
Проблема малого предпринимательства в России и пути их преодоления в условиях кризиса…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..26
Используемая литература…………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

малое предпринимат-во.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

К инфраструктуре малого предпринимательства  следует отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга, общероссийские общественные объединения предпринимателей и др. Однако ведущая роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданными ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели.

В настоящее время в различных  регионах России сложилась своя инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая должна обеспечивать оптимальные условия развития малого бизнеса. В каждом регионе инфраструктура поддержки малого предпринимательства состоит из совокупности организаций (государственных, общественных, коммерческих и т.п.), цель деятельности которых – создание благоприятных условий для работы субъектов малого бизнеса. Это могут быть: центры и фонды поддержки малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, консалтинговые фирмы, информационные агентства, бизнес-центры и другие. 
         Малому бизнесу, в отличие от крупного, нерентабельно формировать собственные юридические службы или маркетинговые отделы, создавать собственную сеть сбыта, открывать учебные центры для сотрудников и т.д. Для решения этих и иных проблем малого бизнеса и создаётся инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая, безусловно, должна быть комплексной и охватывать самый широкий спектр услуг, в которых нуждается малый и средний бизнес России. 
          К сожалению, далеко не все регионы имеют обширную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Безусловно, лидером по созданию наиболее развитой инфраструктуры является Москва, развита хорошая инфраструктура в Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, но многие регионы такого количества организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, не имеют. 
          К примеру, в Москве инфраструктура поддержки малого предпринимательства состоит из 70 организаций, включая 9 бизнес-инкубаторов, 12 фондов поддержки малого предпринимательства и другие организации; в Московской области действует 6 бизнес-центров и 22 фонда поддержки малого бизнеса. А, например, в Тюменской области всего 2 бизнес-инкубатора и 2 фонда поддержки малого и среднего бизнеса; такое же количество перечисленных выше организаций в Оренбургской области; столько же фондов в Костромской области, но ни одного бизнес-инкубатора; инфраструктура поддержки малого предпринимательства Республики Алтай включает один технопарк, нет ни одного бизнес-инкубатора, фонда поддержки малого бизнеса, регионального венчурного фонда, сельхозкооператива и т.п.  
          Безусловно, иногда и одна-две организации могут разрабатывать и реализовывать множество действенных программ, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, решая некоторые проблемы предпринимательства своего региона. Но, для оказания наиболее эффективной поддержки большому количеству субъектов малого бизнеса нужна развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, состоящая из оптимального для данного региона количества организаций.

 

 3.2.Формы государственной поддержки малых предприятий.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки малого предпринимательства. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются:

  • оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
  • финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
  • предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
  • льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
  • предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Из-за сложившейся экономической  ситуации не все формы поддержки  реализуются на практике.

1 марта 2004 года правительство  утвердило Министерством финансов  Программу кредитования субъектов  малого предпринимательства. Согласно утвержденной программе, гарантии правительства будут предоставляться только на кредиты, выдаваемые малым предприятиям  Российским банком развития (РБР)  или уполномоченными им региональными банками. Государство в лице Минфина будет гарантировать исполнение обязательств банка по облигациям. Гарантии будут предоставляться на безвозмездной основе , без предъявления эквивалентных требований банку и без проверки его финансового состояния. Кредиты предполагается предоставлять на сроки от 6 месяцев до 3 лет на сумму от трех до тридцати миллионов рублей для клиентов самого РБР и не менее трехсот тысяч рублей для клиентов уполномоченных региональных банков. Напомним, что до нынешнего года кредитованием малого бизнеса занимался Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  при Министерстве по антимонопольной политике. Однако сами представители малого бизнеса восприняли новую инициативу Минфина сдержанно, у них имеются не мало веских причин. Во-первых, не государственные гарантии по кредитам в бюджете 2004 года  предусмотрено всего 3 млрд. рублей. Во-вторых, сам механизм предоставления кредитов описан в программе очень расплывчато. В-третьих, самые искренние намерения чиновников создать простой и доступный механизм кредитования неизбежно разобьются о специфику сегодняшнего российского малого бизнеса.

Имеются и другие формы государственной  поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (в Москве в 2011 г. до 20 процентов госзаказа будет доставаться в обязательном порядке малым предприятиям, а это немалые деньги, если учесть, что столичный госзаказ стоит более 200 млрд рублей.). Ожидается, что в 2011 году заказчики купят у малых инновационных компаний продукцию на сумму 20 млрд. рублей. Мировое сообщество делает сегодня ставку на перманентную модернизацию экономики, на инновации. К сожалению, в России отдача от инновационных вложений мизерная. В прошлом году государство потратило на эти цели больше, чем американское государство, но вот частные инвестиции в России многократно меньше частных американских. Так эффективность работы российского инновационного сектора в прошлом году в 112 раз ниже американских показателей. Российский предпринимательский сектор тратит 40 долларов на НИОКР в расчете на душу населения - это в 15-20 раз меньше, чем развитых странах. Государство должно разработать и использовать действенные рычаги, чтобы побудить бизнес заниматься разработкой и внедрением инноваций.

Разработаны федеральные программы  поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки  малого предпринимательства на 1994—1995 годы» и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателя были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично — 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти  во всех регионах разработаны собственные  программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России — Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий). Далее следуют: Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), области — Самарская (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.).

Правительство Москвы уделяет внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе правительства Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства. Развитию малого бизнеса в Москве содействуют Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства и т.д. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому предпринимательству.

Москва пытается создать свои, специфические  условия для развития малого бизнеса. Принят и действует Закон Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. окна и двери своими руками Москве», в соответствии с которым в столице используются свои правила создания, регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого бизнеса, что способствует их развитию. Приняты пять комплексных программ развития и поддержки малого бизнеса в Москве (1994—1995, 1996-1997, 1998-2000, 2001-2002, 2003-2009 гг.).

По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257 проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту. Кроме того, венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта — займы от муниципальных фондов. Основными получателями грантов стали: торговля — 19,1%, производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальны увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Одно из основных направлений Комплексной  программы -создание единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых интернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).

На прямую государственную поддержку малого и среднего бизнеса в 2009 году правительством было выделено почти 10,5 млрд руб., на кредитование малых предприятий еще 30 млрд руб., которые позволили сохранить свыше 100 тысяч рабочих мест с выпуском товаров и услуг на сумму 165 млрд. рублей. По сравнению с 2008г. объем средств, выделенных на поддержку МСП, вырос в 5,5 раз, с 9 млрд. рублей до 55 млрд. рублей На реализацию программы поддержки предпринимательства в 2010 году расходы федерального бюджета составили 24 млрд. рублей

 

3.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления в условиях кризиса

          Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала  для малого и среднего бизнеса– самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь  ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

          Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре - намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся  спрос:  умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать  немедленной  мобилизацией своих ресурсов  и  возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не  связано производственной программой,  разработанной  на  перспективу; не отягощено  финансовыми обязательствами  перед  акционерами,  ожидающими  дивидендов  от  вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только  найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд  ли встанет  проблема  организованного   противодействия   наемных   работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или  уровень  заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся  в гибком, быстром приспособлении к  меняющимся  требованиям  и  условиям,  что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.  

          Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

          В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой.  Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: нужно ли его поддерживать и почему