Малое предпринимательство ,его функции и место в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.

Содержание

Введение.
Глава1. Теоретические основы малого предпринимательства в рыночной экономике
1.1 История малого предпринимательства в России
1.2 Трактовка малого предпринимательства во взглядах различных ученых
1.3 Культура малого предпринимательства в России и в мире

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Малое предпринимательство.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

         Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского

 

                        

                                              Финансовый факультет

 

 

                                  КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

                                      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 

                                                        по дисциплине

                                     

                                                << Микроэкономика>>

 

                                                           на тему

 

<< Малое предпринимательство ,его функции и место в рыночной экономике>>  

 

 

                                                                   Выполнил студент 1 курса, группы

                                                                             

                                                                                13106, очной формы обучения,

 

                                                                                направления <<Экономика>>. Айюблу А.Э.

 

                                                                                                 

                                                                                                       подпись

 

                                                                               Научный руководитель

            

                                                                                к.э.н., доцент Михеева Е.З.

                                                                      

                                                                                              подпись

 

                                                                                 Работа защищена

                                                                                   <<      >>                     2013г

  

                                                                                 С оценкой  <<                    >>     

                      

                                                                  Нижний Новгород

                                                                            

                                                                     2013

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение.

 Глава1. Теоретические  основы малого предпринимательства  в рыночной экономике

    1. История  малого предпринимательства в России
    2. Трактовка малого предпринимательства во взглядах различных ученых
    3. Культура малого предпринимательства в России и в мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ВВЕДЕНИЕ

 

Основой рыночной экономики  является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.

Как известно, малое предприятие  самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.

Малый бизнес- процесс  свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Кроме того, малый бизнес активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких и средних собственников.

Государство, сознавая важную роль малого предпринимательства в  рыночной экономике, разрабатывает  и реализует ряд федеральных программ по его поддержке.

В России целью государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических  условий для его свободного развития, которые обеспечивают:

    1. Повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий, рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и формирования среднего класса-базы политической стабильности;
    2. Повышение темпов развития малого бизнеса, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства в целом, увеличение доли малого бизнеса в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта
    3. (производство товаров, оказание услуг, налоги), расширение сфер деятельности и экономическое  укрепление малых и средних предприятий;

В основе разработки таких  программ государство учитывает  опыт ведущих стран мира, который, со всей очевидностью, доказывает необходимость  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного сектора малого предпринимательства.

Состояние малого бизнеса  в России нельзя считать удовлетворительным. По данным Национального института  системных исследований проблем  предпринимательства количество малых  предприятий, приходящихся на 100 тыс. чел. населения страны в 2008 году составило в среднем 199 фирм, что в 8-10 раз меньше чем в развитых странах (например, в США на 245 млн. жителей приходится 24 млн. малых предприятий); малые предприятия в России производят всего лишь 15% ВВП, что также в 3-5 раз ниже мирового уровня.

Таким образом, России необходимо осуществить масштабное развитие малого предпринимательского сектора экономики  как одного из основных факторов дальнейшего  экономического и социального развития страны.

Целью данной курсовой работы  является определить роль и место малого бизнеса в России в сравнении с ведущими мировыми державами; изучить условия и факторы развития малого бизнеса в  экономическом развитии России; дать оценку состояния малого предпринимательства в экономике России на базе отдельных  ее регионов; выделить перспективные направления дальнейшего развития малого предпринимательства в современной России.

 

 

 

                                               ГЛАВА1

 

1 Место малого предпринимательства  в рыночной экономике

 

Основной проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

 В настоящее время  в экономике России одновременно  функционируют крупные, средние  и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

 Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой  капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

 Для современной  экономики характерна сложная  комбинация различных по масштабам  производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.

 С одной стороны,  устойчивой тенденцией научно-технического  прогресса является концентрация  производства. Именно крупные фирмы  располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

 С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост  мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

 Возможность эффективного функционирования  малых форм производства определяется  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость  к местным рынкам и приспособление  к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

 Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности творческих  сил и использования свободных производственных мощностей.

3 Критерии отнесения предприятий  к малым

 

Единого международного стандарта  дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны. В основном, главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

 В России до 1995 г.  в отраслях промышленности и  строительства к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т. е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

 Предприятия, осуществляющие  несколько видов деятельности (многопрофильные)  относятся к малым на основании  критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую  долю суммарной выручки от  реализации продукции (выполненных  работ, оказанных услуг).

 С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве и транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в прочих отраслях — до 50 человек. Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют о некой условности разделения предприятий по их размерам.

 В Японии при  разделении предприятий на группы  в зависимости от их размеров  помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются 2 показателя: размер капитала (величина, аналогичная уставному капиталу в России) и численность персонала. Здесь большей частью проводится разделение предприятий на мелкие и средние. К последним в отраслях промышленности, транспорта, строительства, связи относятся предприятия с капиталом до 100 млн. иен (660 тыс. дол.) и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле — соответственно до 30 млн. иен (200 тыс. дол.) и до 100 работающих; в розничной торговле и сфере услуг - до 10 млн. иен (66 тыс. дол.) и до 50 работающих. К малым в производственных отраслях относятся предприятия с численностью до 50 работающих, в торговле и сфере услуг — до 5 работающих.

 

4 Образование малых  предприятий

 

При выделении структурного подразделения из состава крупного государственного предприятия, прежде всего, должно быть решение трудового коллектива соответствующей структурной единицы (цеха, участка,

Информация о работе Малое предпринимательство ,его функции и место в рыночной экономике