Малое предпринимательство ,его функции и место в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.

Содержание

Введение.
Глава1. Теоретические основы малого предпринимательства в рыночной экономике
1.1 История малого предпринимательства в России
1.2 Трактовка малого предпринимательства во взглядах различных ученых
1.3 Культура малого предпринимательства в России и в мире

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Малое предпринимательство.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

г) Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

д)  Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно.

3. Большие  города

 а) На сегодняшний  день в Москве очевиден запретительный уровень цен на аренду. Практически невозможно найти офисные помещения, с условием легальной аренды, дешевле, чем за 300 долл. в год, а отапливаемые складские помещения – 150 долл. в год. В такой ситуации, очевидно, могут выжить лишь МП с высокой нормой прибыли.

Под отсутствием прозрачности на рынке  аренды мы понимаем тот факт, что  практически невозможно получить полную и достоверную информацию о помещениях, сдающихся в аренду. Обращения в риелтерские организации, которые заявляют о предоставлении таких данных, обычно заканчиваются потерей денег, так как их базы данных редко обновляются, а сама информация, которую они предоставляют, оказывается либо неточной, либо откровенно ложной.

б) Высокая цена рабочей силы.

в) Следующей, но далеко не последней проблемой по значению, является исчезновение некоторых видов рабочих специальностей, т.е. то, что производственные рабочие, имеющие высокую квалификацию, уходят на более высокооплачиваемые, но более низкие по требуемому уровню квалификации должности. Так, большая часть людей, занимающихся расстановкой автомобилей на парковке около торгового комплекса «Горбушка», являются бывшими операторами термопласт-автоматов, а этой специальности нужно обучаться, по меньшей мере, два-три года. Другой пример – операторы координатно-расточных станков, которых в Москве на сегодняшний практически не осталось. Директору одной фирмы, которой были необходимы такие специалисты, пришлось лично договариваться и полностью оплачивать обучение в техническом колледже четырех молодых людей в надежде на то, что хотя бы двое их них смогут работать на его предприятии. ПТУ сегодня уже не готовят специалистов по многим необходимым специальностям, и это вторая причина нехватки необходимых кадров.

4. Малые города

а) В малых населенных пунктах  обычно отсутствует рынок, достаточный для развития компании. Как пример возьмем столицу Марийской республики  Йошкар-Олу. Для МП этого города характерны дерево- и металлообрабатывающие предприятия. Объема спроса в принципе не достаточно, чтобы обеспечить оптимальную загруженность производственных мощностей этих предприятий, а в связи с тем, что они не могут выйти на общероссийский рынок, они начинают конкурировать друг с другом за тот небольшой объем спроса, который все-таки присутствует. В результате продажные цены близки к себестоимости, и фирмам не хватает средств для расширения. Выход на общероссийский рынок практически невозможен, так как в больших городах отсутствуют системы сбыта, которыми могли бы воспользоваться малые предприятия небольших городов.

б) Административное давление. Если в Москве или Санкт-Петербурге вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет – вас достанут на территории всего района, а то и области. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.

Требования инспекций (СЭС, Административно-техническая инспекция, пожарники) в провинции имеют гораздо более буквальный характер, и некуда апеллировать.

В некоторых регионах трудно купить здания или землю – не продается  и все.

в) Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику в провинции менее формализованы.

г) Трудности выхода МП на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств провинциальных предприятий обычно хватает ненадолго.

д) Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии и работают в некоторых отношениях так же, как уральский завод XVIII века. В Москве и крупных городах большинство малых организаций имеют сайт в интернете и активно используют электронную почту, чего не происходит в малых городах, и это приводит к еще большей непрозрачности рынка. В некоторых регионах еще нет мобильной связи, и неизвестно, когда она появится.

В то же время следует  отметить, что в малых городах  за счет тесного сотрудничества и относительной малочисленности компаний между МП формируются особые связи, благоприятно влияющие их развитие, - это работа, основанная на личных контактах и точном знании потребностей друг друга, что позволяет эффективно планировать производство и выполнять заказы в кратчайшие сроки.

5. Несмотря на вышеперечисленные  проблемы новые МП продолжают  появляться, а некоторым удается  существовать довольно долго.  Мы думаем, что со стороны федеральных  и региональных властей хорошим  способом могли бы быть бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, организованные по европейскому образцу, недорогие или бесплатные курсы делового образования.

Со стороны общественных организаций – это прежде всего  бесплатные юридические консультации по типовым вопросам, создание систем обмена информацией, что сделает рынок прозрачнее, и, что особенно важно для МП – создание своего рода «первичных организаций», либо регионального либо отраслевого типа – по принципу локальных сетей.

 

 

Глава 2.3 Малое предпринимательство в развитых странах

 Малый и средний бизнес в США

 

Согласно американскому  законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся  хозяйственные субъекты, на которых  работает не более 500 человек. Все малые  и средние предприятия в США  подразделяются на 3 категории:

 

1) Микропредприятия —  фирмы с количеством работников  до 20 человек;

 

2) Малые предприятия  — от 20 до 100 человек;

 

3) Средние предприятия  — от 100 до 499 человек.

 

 Кроме того, можно  отдельно выделить те предприятия,  на которых используется труд  наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

 

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще  в эпоху Великой Депрессии, поэтому  его уровень остается стабильно  высоким. В настоящее время в  США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

 

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1].

 

Малое и среднее предпринимательство  в США действует в различных  сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области  социальных услуг, а также в сфере  инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.

 

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства  в развитие науки и освоение новой  продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

 

Не менее важна и  государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  в США.

 

Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше — во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2].

 

Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться  в некоторых странах, в США  датируются аж 1932 годом. В это время  после времен Великой Депрессии  государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.

 

В 1942 г. принимается Закон  о малом бизнесе. В 1953 г. в США  создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

помощь в получении  кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.

техническая и информационная поддержка бизнеса;

важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая  через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных  технологий.

 

Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования  строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

 

На малый бизнес в  США распространяются специальные  налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается  не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

 

Реализуется также специальная  правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

 

Государственная поддержка  малого и среднего бизнеса  осуществляется и в условиях мирового финансового  кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама  подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков  для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

 

Как видно из написанного  выше, государственная поддержка  малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

 

 

 

Малый и средний  бизнес в Европе (Испания)

 

Эксперты ЕС уже в  течение многих лет склонны оценивать  всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки — 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3].

 

Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Информация о работе Малое предпринимательство ,его функции и место в рыночной экономике