Малые предприятия в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство, как указывалось на первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий, одна из опор экономики, благосостояния граждан, социально-политической стабильности общества, а во многом и его нравственного выздоровления, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, это - возвращение и развитие традиций деловитости, которыми когда-то так был богат российский народ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и критерии малого предпринимательства, ее роль в экономике и политике………..…………………………………………………………………………4
1.1.Сцщность и критерии малого предпринимательства……………………………..4
1.2.Роль малого предпринимательства в экономике ……….…………………………7
1.3.Малый бизнес и государственная политика……………………………………...10
2.Организационно-экономические характеристики и анализ ИП Ковтун «Дискавери-тур»………………………………………………………………………..14
2.1. Организационные характеристики……………………………………………….14
2.2. Экономические характеристики………………………………………………….15
2.3.Пути увеличения прибыли и получения затрат…………………………………..18
3. Малое предпринимательство России и других стран, ее проблемы и пути решения…………………………………...……………………………………………..20
3.1.Особенности малого предпринимательства в России по сравнению с другими странами…………………………………………………………………………………20
3.2.Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения………22
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.39 Кб (Скачать файл)

Для решения вышеупомянутых производственно-технических  задач малый бизнес должен иметь  ряд преимуществ по сравнению  с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий  относятся:

·большая адаптивность, гибкость и  оперативность реагирования на спрос  рынка;

·мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой  техники, изобретений;

·более экономичное использование  ресурсов, в том числе вторичных;

·снижение косвенных расходов, связанных  с содержанием управленческих непроизводственных структур;

·повышенная скорость обращения капитала.

В связи с вышеперечисленными достоинствами  выделяют три основные роли малого предпринимательства в экономике страны.

Социальная значимость малого бизнеса  определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий  и их наёмных работников, общая  численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса  в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося  среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность  связи малого предпринимательства  с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду  для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует  исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль. Существенная роль малого предпринимательства в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что  в этом секторе экономики действует  подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть  экономически активного населения  и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности.

    1. Малый бизнес и государственная политика.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики  развитых стран показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого  содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому  важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления  развития малого бизнеса. В России к  таким направлениям отнесены:  
-производство и переработка сельскохозяйственной продукции; 
-производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; 
-лекарственных препаратов и медицинской техники; 
-оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; 
-строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу  гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.

Следует заметить, что государственные  органы власти в некоторых субъектах  федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства  определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд (не менее 15% от общего объема поставок).

Малый бизнес без поддержки государства  и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно  противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

К определению целей и задач  государственной политики в отношении  предпринимательства преобладает  чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным  пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию  инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения  тех или иных социально-экономических  задач, использование, которого зависит  от множества объективных факторов и не является обязательным.

В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных  государственных и пост государственных  хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной  системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а  их существование допускается в  основном для заполнения ниш, непривлекательных  для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для  выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.

Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия  имеют более благоприятные условия  доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более  льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой  фирме зачастую невозможно вырваться  на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным  заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку  отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия  для развития малого предпринимательства  и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное  стимулирование, специальные государственные  институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее  время государственная политика по отношению к малому бизнесу  в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы  реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства  и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования  деятельности малых предприятий  носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление  льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения  для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот  для малого предпринимательства.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет  ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые  рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов малый  бизнес может рассматриваться как  важное средство оптимизации структуры  региональной экономики.

Государственная политика в отношении  и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в  частности может быть эффективной  только тогда, когда ее ориентация совпадает  с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может  быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя  государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать  своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность  инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация  риска).

С точки зрения государства предприниматель  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения  целей и интересов государства  и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

Главным принципом государственной  поддержки малого предпринимательства  должно стать создание преимущественно  экономических и правовых условий  нормального ведения рыночного  хозяйствования. Государственная поддержка  должна выражаться в формировании экономических  и правовых условий, стимулов для  саморазвития и конкурентоспособности  малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также  зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы  обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между  малыми и более крупными предприятиями  в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения  предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности  и предприимчивости.

Успешное развитие малого предпринимательства  возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные  социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание  и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием  малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономические характеристики ИП Ковтун «Дискавери-тур».

 

2.1 Организационная характеристика.

Туристическое агентство «Дискавери-тур» создано и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и другими федеральными законами с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами (предметом) деятельности являются:

·        оказание туристических услуг;

·        организация экскурсионного развития;

·        организация деловых встреч, бизнес-туров, круизов и деловых поездок как в России, так и за рубежом (с участием российских и иностранных граждан)

Информация о работе Малые предприятия в современной экономике