Малые предприятия в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство, как указывалось на первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий, одна из опор экономики, благосостояния граждан, социально-политической стабильности общества, а во многом и его нравственного выздоровления, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, это - возвращение и развитие традиций деловитости, которыми когда-то так был богат российский народ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и критерии малого предпринимательства, ее роль в экономике и политике………..…………………………………………………………………………4
1.1.Сцщность и критерии малого предпринимательства……………………………..4
1.2.Роль малого предпринимательства в экономике ……….…………………………7
1.3.Малый бизнес и государственная политика……………………………………...10
2.Организационно-экономические характеристики и анализ ИП Ковтун «Дискавери-тур»………………………………………………………………………..14
2.1. Организационные характеристики……………………………………………….14
2.2. Экономические характеристики………………………………………………….15
2.3.Пути увеличения прибыли и получения затрат…………………………………..18
3. Малое предпринимательство России и других стран, ее проблемы и пути решения…………………………………...……………………………………………..20
3.1.Особенности малого предпринимательства в России по сравнению с другими странами…………………………………………………………………………………20
3.2.Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения………22
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.39 Кб (Скачать файл)

Специфической особенностью развития сферы предприятий  в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг - в ней функционирует до 49 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех предприятий, на строительство - 15 %, науку и научное обслуживание - 4 %, транспорт и связь - 3 % и сельское хозяйство - 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании - 35 %, промышленности - 22% и строительстве - 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 2000 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2005 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе - 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь - на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.1

Целесообразно особо отметить, что по некоторым  оценкам, примерно девять десятых предприятий  в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.

Несмотря  на увеличение общего числа предприятий  в стране, темпы роста их количества замедлены. Бизнес в России поставлен  в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют фирмы уходить  в тень, действовать за рамками  законодательства, либо ведут к разорению  и банкротству.

Хотя  в настоящее время мало кто  отрицает значение развития бизнеса  для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности  экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет  в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что  система государственной поддержки  предприятий в российской экономике  продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего.

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими  его от малого бизнеса большинства  зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Российские  малые предприятия обладают высокой  степенью приспособляемости к сложной  экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией  общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий  негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным  экономическим условием становления  малого бизнеса, которое во многом зависит  от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование  в России этих рынков и наличие  соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность  доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной  информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе. 

 

3.2 Основные проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства  в России.

Правовая база развития и налогообложение  малого бизнеса.

За годы реформ создан целый ряд  законов, указов президента и постановлений  правительства, а также законодательных  актов субъектов федерации, которые  так или иначе формировали  и уточняли правовое поле деятельности МП в России. Важнейшим среди них  является закон ”О государственной  поддержке малых предприятий  в Российской Федерации”, принятый в мае 1995 г. Он стал основным рамочным законом для сектора МП, поскольку  в нем сформулированы критерии МП: главным критерием по-прежнему остается численность занятых на предприятии  –

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – до 100 чел.,
  • в сельском хозяйстве и науке – до 60 чел.,
  • в оптовой торговле и легкой промышленности - до 50 чел.,
  • в розничной торговле и услугах для населения – до 30 чел.

Кроме того, в уставном капитале МП доля государства или третьих  лиц, не являющихся в свою очередь  малыми фирмами, не должна превышать 25 %. (Эти критерии в принципе близки тем, которые применяются в законодательстве стран ЕС.) Далее, в этом законе определены допустимые формы государственной  поддержки МП, пределы бюджетных  средств на эти цели, перечень и  соподчиненность участвующих в  осуществлении государственной  политики поддержки малого бизнеса  структур и институтов, процедура  принятия соответствующих государственных  программ и т.п.

Др. документом, который взбудоражил  – и продолжает беспокоить - предпринимательскую  общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 “О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности”. Он предусматривает обязательное введение фиксированных авансовых ставок налога для МП с числом занятых до 15 чел. в некоторых сферах деятельности – таких, как торговля, строительство, услуги и др.; конкретный механизм расчета размеров вмененного дохода, исходящий из местоположения и занимаемой МП площади, численности занятых и т.д. – различных поправочных коэффициентов и т.п. - и налоговых ставок оставлен на усмотрение субъектов Федерации.

В целом законодательная база для  развития малого предпринимательства  на сегодня весьма слаба, неполна  и противоречива. Так, по сей день нет некоторых весьма важных законов – таких, например, как закон о кредитных союзах малого бизнеса, или о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, или о социальной защите малого предпринимателя (мы не говорим здесь о тех брешях в законодательстве, которые препятствуют развитию любого бизнеса – как крупного, так и малого, - в противном случае этому перечню суждено было бы продлиться весьма значительно). Сохраняется неурегулированность вопросов, связанных с частной собственностью на землю, не позволяющая развивать залоговые операции, и кончая отсутствием законодательной базы для развития кредитных союзов МП. Так и не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия “микропредприятие”, “среднее предприятие”.

Далее, многие законы являются лишь рамочными, включая и базовый закон ”О государственной поддержке малго предпринимательства”, что означает, что их действие либо зависит от др. законодательных актов, которые иногда не появляются годами, либо от подзаконных актов исполнительной власти, которые подчас искажают идею законодателя до неузнаваемости.

Есть, конечно, и позитивные изменения  в законодательной базе. Особенно важным шагом стало в свое время  принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) – в нем были определены допустимые правовые формы предприятий, описаны  процедуры учреждения, реорганизации  и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т.п. Гражданский  кодекс устранил многие лакуны и противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную  деятельность и конкуренции в  российской экономике. Еще одним  важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и  вступила в действие с 1 января 1999 г.)

В целом правовое поле, в котором  развивается малое предпринимательство, в России за последние годы существенно  изменилось, но не всегда - в лучшую сторону. Большинство новаций было связано с налогообложением малого бизнеса. В частности, введение Налогового кодекса РФ (часть I) с 01.01.99 г. продолжило тенденцию “вымывания” из федерального законодательства льгот и преференций  для МП. Провозглашенный принцип  “социальной налоговой справедливости”  унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не подразделяя их на “малые”  и “большие” предпринимательские  структуры. Статья 56 НК РФ прямо указывает, что “нормы законодательства о налогах  и сборах, определяющие основания, порядок  и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер”. При этом понятие “малое предприятие” как  особая категория налогоплательщика  в НК РФ не применяется, что фактически снимает саму возможность постановки вопроса о налоговых преференциях и льготах со стороны федеральной  власти для малого бизнеса. А в  целом в соответствие с новым  Налоговым кодексом предпринимателю  придется отдавать с рубля дохода 60 коп. в качестве налогов. Тогда как в тех странах, где малый бизнес гораздо прочнее стоит на ногах – в тех же США или Турции – совокупная доля налоговых изъятий в 1 долл. дохода составляет от 20 до 30 центов!

В связи с введением специальной  части НК РФ государство - во имя  абстрактной налоговой справедливости - уравняло всех налогоплательщиков. Но ведь - во имя той же социальной справедливости - субъектам МП необходимо помочь уравнять свои стартовые позиции на рынке  инвестиций и заказов по выгодным ценам со средними и крупными предпринимательскими структурами.

Введенный с 01.01.2000 г. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) также не сулит радужных перспектив, фактически он закрыл возможности  для использования бюджетных  средств на прямую имущественную  поддержку малого бизнеса.И в этом он противоречит положениям действующего Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Например, статья 2 предусматривает финансирование не менее чем на 50% разработки и реализации программ развития и поддержки МП за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, а субъектам МП необходимо установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Выше вкратце обрисованы тенденции  ужесточения законодательства со стороны  федеральных властей. Но угнетающую роль играют также многочисленные нестыковки в законах, принятых в разное время, а также рассогласование между  законами и ведомственными нормативными документами, во множестве “производимыми”  российскими министерствами, комитетами, службами и агентствами.

Опыт ЕС, США, Японии показывает, что  с момента появления первых законодательных  актов о государственной поддержке  МП до создания комплексной правовой системы проходит 18-20 лет. Например, в США закон о мелком бизнесе был принят в 1953 г., закон об инвестициях в малую экономику – в 1958 г., а закон о реформе, направленной на развитие возможностей предпринимательства, – только в 1986 г. (правда, в указанные законы постоянно вносились прогрессивные поправки и издавались дополнительные законодательные акты о защите прав и создании условий для развития МП).

Очевидно, настало время разработки и принятия (подобно США) закона о  реформе малой экономики в  лице субъектов МП, а также изменения  форм, методов и условий антикризисного управления государственной поддержкой и развитием малого (а затем  и среднего) бизнеса.

На сегодня же законодательство о малом бизнесе в России пока не является надежной правовой базой  для его функционирования. К тому же на деле государство в своей  реальной политике, а еще больше – в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными  функциями, не только нарушает свои обязательства  перед МП, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным  субъектам рыночной экономики.

Государственное регулирование как  барьер на пути МП

Государственное регулирование –  необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и  обеспечение равного доступа  субъектов МП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции  от попыток монополизации и защита потребителя – от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров  и услуг. Для того чтобы такое  регулирование было эффективным  и не сопровождалось отрицательными моментами, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции  к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению  его из эффективного элемента государственной  политики в чиновничью “кормушку”.

К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования – в силу слабости, как самого государства, так и  сдерживающего его чрезмерные поползновения  гражданского общества - выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию МП.

Специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством  государственного регулирования и  контроля либо сознательным ущемлением интересов МП со стороны государственных  органов и отдельных чиновников, принято называть административными  барьерами на пути предпринимательства. Наиболее очевидным образом эти  административные барьеры проявляются  в процессе регистрации малых  предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения  или возобновления лицензии на осуществление  того или иного вида предпринимательской  деятельности.

Информация о работе Малые предприятия в современной экономике