Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа
Малое предпринимательство, как указывалось на первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий, одна из опор экономики, благосостояния граждан, социально-политической стабильности общества, а во многом и его нравственного выздоровления, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, это - возвращение и развитие традиций деловитости, которыми когда-то так был богат российский народ.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и критерии малого предпринимательства, ее роль в экономике и политике………..…………………………………………………………………………4
1.1.Сцщность и критерии малого предпринимательства……………………………..4
1.2.Роль малого предпринимательства в экономике ……….…………………………7
1.3.Малый бизнес и государственная политика……………………………………...10
2.Организационно-экономические характеристики и анализ ИП Ковтун «Дискавери-тур»………………………………………………………………………..14
2.1. Организационные характеристики……………………………………………….14
2.2. Экономические характеристики………………………………………………….15
2.3.Пути увеличения прибыли и получения затрат…………………………………..18
3. Малое предпринимательство России и других стран, ее проблемы и пути решения…………………………………...……………………………………………..20
3.1.Особенности малого предпринимательства в России по сравнению с другими странами…………………………………………………………………………………20
3.2.Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения………22
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………..
Специфической
особенностью развития сферы предприятий
в нашей стране является сосредоточение
мелких фирм в области торгово-
Целесообразно особо отметить, что по некоторым оценкам, примерно девять десятых предприятий в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.
Несмотря
на увеличение общего числа предприятий
в стране, темпы роста их количества
замедлены. Бизнес в России поставлен
в трудные условия
Хотя
в настоящее время мало кто
отрицает значение развития бизнеса
для развития российской экономики,
а критика государственной
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Российские
малые предприятия обладают высокой
степенью приспособляемости к сложной
экономической обстановке, усугубляемой
дезорганизацией в системе
Важным
экономическим условием становления
малого бизнеса, которое во многом зависит
от эффективности методов
При этом
подразумевается не просто существование
в России этих рынков и наличие
соответствующей
Правовая база развития и налогообложение малого бизнеса.
За годы реформ создан целый ряд законов, указов президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле деятельности МП в России. Важнейшим среди них является закон ”О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации”, принятый в мае 1995 г. Он стал основным рамочным законом для сектора МП, поскольку в нем сформулированы критерии МП: главным критерием по-прежнему остается численность занятых на предприятии –
Кроме того, в уставном капитале МП
доля государства или третьих
лиц, не являющихся в свою очередь
малыми фирмами, не должна превышать 25
%. (Эти критерии в принципе близки
тем, которые применяются в
Др. документом, который взбудоражил – и продолжает беспокоить - предпринимательскую общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. Он предусматривает обязательное введение фиксированных авансовых ставок налога для МП с числом занятых до 15 чел. в некоторых сферах деятельности – таких, как торговля, строительство, услуги и др.; конкретный механизм расчета размеров вмененного дохода, исходящий из местоположения и занимаемой МП площади, численности занятых и т.д. – различных поправочных коэффициентов и т.п. - и налоговых ставок оставлен на усмотрение субъектов Федерации.
В целом законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день нет некоторых весьма важных законов – таких, например, как закон о кредитных союзах малого бизнеса, или о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, или о социальной защите малого предпринимателя (мы не говорим здесь о тех брешях в законодательстве, которые препятствуют развитию любого бизнеса – как крупного, так и малого, - в противном случае этому перечню суждено было бы продлиться весьма значительно). Сохраняется неурегулированность вопросов, связанных с частной собственностью на землю, не позволяющая развивать залоговые операции, и кончая отсутствием законодательной базы для развития кредитных союзов МП. Так и не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия “микропредприятие”, “среднее предприятие”.
Далее, многие законы являются лишь рамочными,
включая и базовый закон ”О
государственной поддержке
Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной базе. Особенно важным шагом стало в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) – в нем были определены допустимые правовые формы предприятий, описаны процедуры учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т.п. Гражданский кодекс устранил многие лакуны и противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999 г.)
В целом правовое поле, в котором
развивается малое
В связи с введением специальной
части НК РФ государство - во имя
абстрактной налоговой
Введенный с 01.01.2000 г. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) также не сулит радужных перспектив, фактически он закрыл возможности для использования бюджетных средств на прямую имущественную поддержку малого бизнеса.И в этом он противоречит положениям действующего Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Например, статья 2 предусматривает финансирование не менее чем на 50% разработки и реализации программ развития и поддержки МП за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, а субъектам МП необходимо установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Выше вкратце обрисованы тенденции ужесточения законодательства со стороны федеральных властей. Но угнетающую роль играют также многочисленные нестыковки в законах, принятых в разное время, а также рассогласование между законами и ведомственными нормативными документами, во множестве “производимыми” российскими министерствами, комитетами, службами и агентствами.
Опыт ЕС, США, Японии показывает, что
с момента появления первых законодательных
актов о государственной
Очевидно, настало время разработки
и принятия (подобно США) закона о
реформе малой экономики в
лице субъектов МП, а также изменения
форм, методов и условий
На сегодня же законодательство о малом бизнесе в России пока не является надежной правовой базой для его функционирования. К тому же на деле государство в своей реальной политике, а еще больше – в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными функциями, не только нарушает свои обязательства перед МП, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным субъектам рыночной экономики.
Государственное регулирование как барьер на пути МП
Государственное регулирование –
необходимый и неизбежный процесс,
задачами которого в развитых рыночных
экономиках являются поддержание и
обеспечение равного доступа
субъектов МП к необходимой им
инфраструктуре, защита конкуренции
от попыток монополизации и защита
потребителя – от недобросовестных
продавцов и поставщиков
К сожалению, в российской действительности
положительные моменты
Специфические трудности развития
бизнеса, обусловленные несовершенством
государственного регулирования и
контроля либо сознательным ущемлением
интересов МП со стороны государственных
органов и отдельных
Информация о работе Малые предприятия в современной экономике