Малые предприятия в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство, как указывалось на первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий, одна из опор экономики, благосостояния граждан, социально-политической стабильности общества, а во многом и его нравственного выздоровления, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, это - возвращение и развитие традиций деловитости, которыми когда-то так был богат российский народ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и критерии малого предпринимательства, ее роль в экономике и политике………..…………………………………………………………………………4
1.1.Сцщность и критерии малого предпринимательства……………………………..4
1.2.Роль малого предпринимательства в экономике ……….…………………………7
1.3.Малый бизнес и государственная политика……………………………………...10
2.Организационно-экономические характеристики и анализ ИП Ковтун «Дискавери-тур»………………………………………………………………………..14
2.1. Организационные характеристики……………………………………………….14
2.2. Экономические характеристики………………………………………………….15
2.3.Пути увеличения прибыли и получения затрат…………………………………..18
3. Малое предпринимательство России и других стран, ее проблемы и пути решения…………………………………...……………………………………………..20
3.1.Особенности малого предпринимательства в России по сравнению с другими странами…………………………………………………………………………………20
3.2.Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения………22
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.39 Кб (Скачать файл)

Внесенный правительством в Думу после  ожесточенных подковерных схваток между представителями различных ведомств так называемый антиборократический пакет Г. Грефа в целом создает предпосылки для значительного сокращения тягот, выпадающих на долю МП, поскольку становится возможной система “единого окна” (когда предприниматель сможет получить весь пакте необходимых разрешений и согласований в одном-единственном ведомстве – плохо только, что этим ведомством окажется фискальное...), а число видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, сокращается с более чем 2000 до 104, причем региональным и местным органам запрещается устанавливать свои списки лицензируемых видов деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему МП.

Ведь любая проверка отнимает время  у владельца и менеджеров фирмы  и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или “отступного” проверяющим за то, чтобы они закрыли на них  глаза.

На  фоне экономических факторов глобального  порядка положение самого российского  предпринимательства можно оценить  как кризисное. В числе основных причин, сдерживающих развитие инновационного предпринимательства, можно назвать  следующие группы факторов:

1. Факторы макрохарактера: - недостаточную эффективность системы государственной (федеральной и муниципальной) поддержки, в т.ч. и финансовой, предпринимателей в инновационной сфере деятельности;- не завершенный процесс формирования нормативно-правового обеспечения;- отсутствие эффективной системы проектного финансирования;- низкий уровень развития межрегионального и межгосударственного кооперирования;- неразвитость рынка технологий.

2. Факторы микрохарактера.

Экономические факторы:

- для большинства предприятий - отсутствие эффективного рыночного механизма управления инновационными предприятиями (особенно малыми и средними), который был бы адекватен сложившимся условиям на рынке и сущности предпринимательства;

- недостаток собственных денежных средств;

-низкий платежеспособный спрос на новые продукты;

- высокая стоимость нововведений;

- трудность контроля над затратами на инновации;

- высокий экономический и предпринимательский риск;

-длительные или неопределенные сроки окупаемости нововведений.

Производственные факторы:

-низкий инновационный потенциал организации;

-недостаток квалифицированного персонала;

-недостаток информации о новых технологиях;

-отсутствие потребности в инновациях (использование уже существующих);

- недоступность услуг сторонних организаций.

Прочие факторы:

-недостаток информации о рынках сбыта;

-невосприимчивость организаций к нововведениям;

-отсутствие внутрифирменной гибкости;

-незащищенность прав собственности и пр.

Усложняет проблему развития отечественного предпринимательства  то обстоятельство, что новые экономические  отношения, рыночные структуры и  связи складываются в хозяйственной  системе России не естественноисторическим  путем, а в соответствии с волей  и действиями самих людей, сознательно  разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так называемого  субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований.

Обязательным  условием развития предпринимательства  является правильно организованное, эффективное управление на всех уровнях (государство, предприятия, организации  и учреждения). Для оценки результатов  предпринимаемых мер могут использоваться показатели производительности и качества, конкурентоспособности, качества жизни населения страны. Следовательно, развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует к себе и государственного регулирования в направлении создания определенных благоприятных для этого условий. Иными словами, помимо адекватных усилий самих хозяйствующих субъектов успешное развитие малого предпринимательства невозможно без целенаправленной государственной поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Работа  по созданию условий для развития и укрепления предпринимательского потенциала предполагает:

- развитие  информационной поддержки наукоемких  предприятий:

1)постоянное консультирование и обучение предпринимателей, занятых в инновационной сфере;

2)создание реестра инновационной продукции для облегчения доступа к госзаказам;

- расширение  спектра финансовой поддержки  в части:

1) системы предоставления субсидии для оплаты затрат малых инновационных предприятий на патентование, создание опытных образцов и участие в мероприятиях по продвижению;

2) использования принципа частно-государственного партнерства;

3) развития и стимулирования рынка венчурного инвестирования и института бизнес-ангелов;

4) корректировки существующей налоговой системы;

5) активизации госзаказа в инновационной сфере;

- развитие  инфраструктуры:

1)работа по созданию объектов инфраструктуры, технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов.

Безусловно, лидирующая роль в развитии инновационного предпринимательства принадлежит  непосредственно хозяйствующим  субъектам, в наибольшей степени  заинтересованным в результатах  своей активности. Однако в интересах  государства создать такие условия, в которых заинтересованность предпринимателей в развитии инновационной экономики  проявится в максимальной степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании выше изложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы  хозяйства, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в  силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению  и условиям жизни они близки к  большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны в мир  рыночной экономики.

Меры, которые  до настоящего времени были предприняты  государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых  льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к  интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях  предпринимателей.

Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и  гарантом их необратимости может  служить только многочисленный средний  класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение  России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Реформы и развитие Российской экономики в 1995-1997 гг. (Программа правительства Российской Федерации // Вопросы экономики. - 1995. - N 4, - С. 107.

2.Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Документы и материалы съезда. - М., 1996.- С.4.

3.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской 

4.Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. - М.: РНИСиНП, 2000 г.

5.Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко И.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие / Под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. – М.: ИНФРА- М, 2006.- 256 с.- (Серия «Высшее образование»)

6.Экономика предприятия: Учебник/ Под ред, А.Е.Карлика, М.Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА - М,2004. – 432 с. – (Серия высшее образование).

7.Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. №-е изд., доп. И переработ. Серия «Экономика  и управление». – Ростов-на Дону: изд.центр «МарТ», 2005. – 544 с.

8. Экономика предприятия - Нехорошева Л.Н. - Учебное пособие 2005 г

9.Экономика . Учебник / Под ред. доц. Булатова А.С. - 2-е изд., перераб.идоп.-М.: БЕК, 2009.-816 с.

10. Долбунов А.А. Среда малого и среднего бюнеса в российской переходной экономике. -М., 2010 г.Роль маркетинговых коммуникаций. // Маркетинговые исследования в России. - 2010. - №6. - С.22.

11. Виленский А. Этапы развития малого гфедпринимательства в России. /У Вопросы экономики. - 2007. - №7. - С. 30.

12.Статья. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. /ЛРоссийский экономический журнал. - 2012. -N2. С. 6.

13. Статья. Мосов А.Н. Развитие малого предпринимательства. // Деньги и кредит. – 2011 г. - N б. -С.ЗЗ.

14.Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. //Вопросы экономики. - 2004. -N 11. - С. 134;

15. Афанасьев В. Анатомия" отечественного малого бизнеса. // Российский экономический журнал. -2009. - N 2. - С. 57. 

16. Ткаченко А.Н. Немонополистический сектор в условиях современного капитализма. - М., 2011. -С.168;

17.Зяблкж Н.Г. Государство и малый бизнес США. - М., 2010. - С. 17;

18.Разумова И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. - М, 2009. - С. 124; Ичитовкин Б.Н.

19.Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. -М.,2007г. - С. 9.

20.Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник/ Е.С. Стоянова [и др.]; под общей ред. Е.С. Стояновой.–5-изд. – Москва: Издательство «Перспектива», 2000.– 656 с. 

21.Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000.

22 Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» ¹11, 2002.

23. Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / «Бизнес для всех» ¹ 10, 2002 4.

24. Статья. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / "Российская газета" № 30, 2011 г.

Информация о работе Малые предприятия в современной экономике