Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить проблемы и перспективы малого бизнеса в различных отраслях экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы малого бизнеса.
Изучить роль государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотреть проблемы и перспективы малого бизнеса.
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
Государственное
Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый бизнес. Содержание государственного регулирования малого бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие:
• устойчивый экономический рост;
• высокий уровень занятости;
• низкий уровень инфляции;
• устойчивое финансовое положение;
• справедливое распределение доходов;
• стабильность внешнеэкономической деятельности.
Реализация целей
• создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
• обеспечение развития
предпринимательской
• обеспечение соблюдения правил конкуренции;
• оказание содействия
предпринимательской
Исходя из целей и задач государственного регулирования малого бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений:
1) формирование правовой
базы предпринимательской
2) защита конкуренции
и ограничение
3) защита прав потребителей;
4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;
5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;
6) перераспределение ресурсов;
7) регулирование цен и тарифов;
8) государственная
поддержка отдельных видов
9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
10) регулирование валютного курса.
Формирование правовой основы малого бизнеса включает в себя гарантирование государством право на частную собственность, регулирующего правовые формы малого бизнеса, договорные отношения между субъектами рынка. Защита конкуренции и ограничении монополистической деятельности включает в себя мониторинг деятельности государственных органов естественных монополий путем регулирования цен, тарифов, качества обслуживания и введения ограничительных мер в отношении любой монополии действия, ограничивающие конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением.
Защита прав потребителей
со стороны государства
Регламентирование трудовых
отношений и поддержание
Формирование налоговой системы и перераспределение доходов через бюджет, осуществляется путем планирования и принятия ставки подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых льгот, а также создание системы социального обеспечения. Перераспределение осуществляется с целью финансирования природоохранной деятельности, обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
Регулирование цен и
тарифов, проводится за счет государства,
главным образом в связи с
продуктами и услугами естественных
монополий. Эти цены и тарифы регулируются
для защиты интересов потребителей.
Государственная поддержка
В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.6
Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности, направленной
на гармоничное сочетание частных
бизнес-интересов с
Регулирование валютного курса осуществляется с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля.
Методы управления малых и средних предприятий делятся на косвенные (экономические) и прямые (административные). В некоторых случаях, способов разделения прямого и косвенного является условным, и иногда бывает трудно разделить, но это деление подходит для анализа и классификации.
Косвенные (экономические)
методы влияют на малый бизнес не напрямую,
а через влияние своих
К косвенным методам
регулирования относятся
1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными
инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.
2. Проведение фискальной
политики предусматривает три
основные функции - финансовую, нормативную
и распределеную. Фискальная
3. Налоговая политика
является важнейшей
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными,
селективными, общефедеральными.
Формы налоговых льгот —
4. Торговая политика
как косвенный метод
Глава 2. Малый бизнес в России
2.1 Становление малого предпринимательства в России.
Предпринимательство зародилось
еще в Киевской Руси в торговой
форме и в виде промыслов. Первыми
предпринимателями можно
Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX в. предпринимательство стало массовым явлением. В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки — коммерческий, земельный и др.
К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
Однако после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. 11Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921—1926). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь
было свернуто, и лишь в 1990-е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. — Закон « О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 г. , к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, Потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) , а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские(фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц —суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов к закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства не должна превышать 25%;
2) средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий.
Среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек. Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства . Несколько позже Правительство Российской Федерации определило предельные значения выручки предприятий в целях их разделения.
К микропредприятиям отнесены предприятия с выручкой до 60 млн руб., к малым предприятиям—до 400 млн руб., средним предприятиям — до 1 млрд руб. Таким образом, завершена классификация российских малых и средних предприятий по численности работников и по величине предельной выручки. Новый импульс для своего развития в России предпринимательство получило в 1990-е гг. С этого времени начинается создание и широкое распространение малых предприятий.
Уже на конец 1996 г. в России их насчитывалось 841,7 тыс., а на конец 1998 г. — 890,6 тыс. Затем их число несколько снижается (в 2000 г. — до 879,3 тыс., в 2001 г.— до 843,0 тыс.) и далее опять растет.7
На конец 2007 — начало 2008 г. количество малых предприятий возросло до 1137,4 тыс. единиц. Рассматривая малые предприятия по видам экономической деятельности, следует отметить, что в 2007 г. наибольшее их число это 510,6 тыс., или 44,9%, в оптовой и розничной торговле, ремонте, автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.е. в торговле и сфере услуг. Но при этом по обороту на нее приходится
71,1% общего оборота малых предприятий, или 10 999,8 млрд руб. На второе место по числу малых предприятий в России за последние годы выдвинулась сфера операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. На конец 2007 — начало 2008 г. она составляла 15,9% (181,3 тыс. предприятий).
В строительстве число малых предприятий составило 130,7 тыс., или 11,5%. Вслед за строительством идут обрабатывающие производства (128,6 тыс. предприятий, или 11,3% к общему числу малых предприятий в стране, 5% от общей численности составляют транспорт и связь (57,3 тыс. предприятий) . Все остальные виды экономической деятельности по числу малых предприятий составляют 2,6% и ниже.
Информация о работе Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества