Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблемы и перспективы малого бизнеса в различных отраслях экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы малого бизнеса.
Изучить роль государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотреть проблемы и перспективы малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Ledyaeva_kursovaya_maly_biznes_111111.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.3 Цели, задачи, направления  и методы государственного регулирования малого бизнеса

 Государственное регулирование  малого бизнеса – это комплекс  мероприятий форм и методов  государственного влияния на  деятельность субъектов предпринимательства  с целью создания нормальных  условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений.4

Комплекс форм и методов  государственного регулирования, либо влияния на малый бизнес. Содержание государственного регулирования малого бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие:

•  устойчивый экономический  рост;

•  высокий уровень  занятости;

•  низкий уровень  инфляции;

•  устойчивое финансовое положение;

•  справедливое распределение  доходов;

•  стабильность внешнеэкономической  деятельности.

Реализация целей государственного регулирования малого бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

•  создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;

•  обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

•  обеспечение соблюдения правил конкуренции;

•  оказание содействия предпринимательской деятельности.

Исходя из целей и  задач государственного регулирования малого бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений:

1)  формирование правовой  базы предпринимательской деятельности;

2)  защита конкуренции  и ограничение монополистической  деятельности;

3)  защита прав потребителей;

4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;

5)  формирование налоговой  системы и перераспределение  доходов;

6)  перераспределение  ресурсов;

7)  регулирование цен  и тарифов;

8)  государственная  поддержка отдельных видов бизнеса;

9)  государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

10)  регулирование валютного  курса.

Формирование правовой основы  малого бизнеса включает в себя гарантирование государством право на частную собственность, регулирующего правовые формы малого бизнеса, договорные отношения между субъектами  рынка. Защита конкуренции и ограничении монополистической деятельности включает в себя мониторинг деятельности государственных органов естественных монополий путем регулирования цен, тарифов, качества обслуживания и введения ограничительных мер в отношении любой монополии действия, ограничивающие конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением.

Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.5

Регламентирование трудовых отношений и поддержание социального  партнерства включает в себя формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.

Формирование налоговой  системы  и перераспределение  доходов через бюджет, осуществляется путем планирования и принятия ставки подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых льгот, а также создание системы социального обеспечения. Перераспределение осуществляется с целью финансирования природоохранной деятельности,  обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

Регулирование цен и  тарифов, проводится за счет государства, главным образом в связи с  продуктами и услугами естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для защиты интересов потребителей. Государственная поддержка отдельных  видов деятельности осуществляется на основе принципов систематизации, протекционизма и дискриминации.

В зависимости от целей, которые государство ставит при  поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие  на положительную динамику.6

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности, направленной на гармоничное сочетание частных  бизнес-интересов с национальными  интересами  реализуется через  таможенно тарифную систему, направленную на поощрение и развитие внешнеторговой деятельности, которое включают в себя разработку программ для развития внешней торговли, кредитов и страхование, предоставление гарантий, организацию ярмарок и выставок и т.д.

Регулирование валютного  курса осуществляется с целью  защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля.

 

Методы управления малых  и средних предприятий делятся  на косвенные (экономические) и прямые (административные). В некоторых  случаях, способов разделения прямого  и косвенного является условным, и  иногда бывает трудно разделить, но это деление подходит для анализа и классификации.

Косвенные (экономические) методы влияют на малый бизнес не напрямую, а через влияние своих экономических  интересов. Эти методы не нужно запрещать, и ограничивать деятельность фирм , но это позволит разработчику решить, стоит ли расширять, поддерживать или прекратить свою деятельность в государстве.

К косвенным методам  регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая  политика.

1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными

инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже  государственных ценных бумаг на открытом рынке.

2. Проведение фискальной  политики предусматривает три  основные функции - финансовую, нормативную  и распределеную. Фискальная функция  позволяет государству создать  денежную базу функционирования  государственного аппарата и функции регулирования.

3. Налоговая политика  является важнейшей составляющей  в системе методов государственного  регулирования и определяет возможности  бюджетной политики. Экономическая  и фискальная функции налогов  связывают воедино обязанности  предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

•  налоговых проверок;

•  получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора;

•  проверки данных учета и отчетности;

•  осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными,

селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые  кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения  налоговой базы.

4. Торговая политика  как косвенный метод государственного регулирования малого бизнеса состоит из трех групп: общие, направленные на укрепление своих позиций в мировой экономике, специальные, уделяющие особое внимание развитию определенных видов деятельности, предназначенные для непосредственной поддержки государством экспорта. Суть прямых административных методов заключается в том, что комплекс обязательных требований бизнеса и государства должны принять необходимые приказы в своей политике в той или иной отрасли экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Малый бизнес в России

2.1 Становление малого  предпринимательства в России.

Предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями можно считать  мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, и бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г.

Началось строительство  железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX в. предпринимательство стало массовым явлением. В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки — коммерческий, земельный и др.

К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».

 Однако после окончания  Первой мировой войны и по  завершении двух революций —  Февральской и Октябрьской —  в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. 11Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921—1926). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь

было свернуто, и лишь в 1990-е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в  декабре 1990 г. —  Закон « О  предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

 В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 г. , к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, Потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) , а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские(фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц —суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов к закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней 

численности работников для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий.  

Среди малых предприятий  выделяются микропредприятия — до 15 человек. Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства . Несколько позже Правительство Российской Федерации определило предельные значения выручки предприятий в целях их разделения.

К микропредприятиям отнесены предприятия с выручкой до 60 млн руб., к малым предприятиям—до 400 млн руб., средним предприятиям — до 1 млрд руб. Таким образом, завершена классификация российских малых и средних предприятий по численности работников и по величине предельной выручки. Новый импульс для своего развития в России предпринимательство получило в 1990-е гг. С этого времени начинается создание и широкое распространение малых предприятий.

Уже на конец 1996 г. в России их насчитывалось 841,7 тыс., а на конец 1998 г. — 890,6 тыс. Затем их число несколько снижается (в 2000 г. — до 879,3 тыс., в 2001 г.— до 843,0 тыс.) и далее опять растет.7

На конец 2007 — начало 2008 г. количество малых предприятий  возросло до 1137,4 тыс. единиц. Рассматривая малые предприятия по видам экономической деятельности, следует отметить, что в 2007 г. наибольшее их число это 510,6 тыс., или 44,9%, в оптовой и розничной торговле, ремонте, автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.е. в торговле и сфере услуг. Но при этом по обороту на нее приходится

71,1% общего оборота  малых предприятий, или 10 999,8 млрд  руб. На второе место по числу  малых предприятий в России  за последние годы выдвинулась  сфера операций с недвижимым  имуществом, аренда и предоставление услуг. На конец 2007 — начало 2008 г. она составляла 15,9% (181,3 тыс. предприятий).

В строительстве число  малых предприятий составило 130,7 тыс., или 11,5%. Вслед за строительством идут обрабатывающие производства (128,6 тыс. предприятий, или 11,3% к общему числу малых предприятий в стране, 5% от общей численности составляют транспорт и связь (57,3 тыс. предприятий) .  Все остальные виды экономической деятельности по числу малых предприятий составляют 2,6% и ниже.

Информация о работе Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества