Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблемы и перспективы малого бизнеса в различных отраслях экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы малого бизнеса.
Изучить роль государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотреть проблемы и перспективы малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Ledyaeva_kursovaya_maly_biznes_111111.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В Москве большим резервом для развития малого бизнеса остается сфера услуг. Только в середине 2009 г. в столице насчитывалось около 50 тыс. вакансий в этой сфере, т.е. гораздо больше, чем на эту дату было зарегистрировано безработных.

Каждый начинающий малый  предприниматель в Москве имеет возможность получить субсидию в размере 300 тыс. руб. на развитие бизнеса.

Кроме того, Департамент  поддержки и развития малого предпринимательства  намерен также обучать начинающих предпринимателей и компенсировать им арендные расходы в первый год  работы и предоставить средства на закупку необходимого оборудования.16

При этом каждый начинающий бизнесмен может получить профессионального  инструктора-наставника, который первое время будет помогать вести бизнес. Наставники также будут следить  за целевым расходованием субсидий.

Тем не менее помощь смогут получить не все предприниматели. Правительство  Москвы определило семь приоритетных видов малого бизнеса, которые будут  получать помощь. В их числе промышленное производство, работа в интересах  незащищенных категорий населения, медицина и некоторые другие.

В общей сложности  московские власти выделили в 2009 г. на поддержку малых предпринимателей 246 млн руб. Помимо того, мэр Москвы Ю.М. Лужков запретил городским структурам проводить любые проверки малых  предприятий в 2009 г. Об этом он заявил на заседании московского актива работников малого и среднего предпринимательства.

Ю.М. Лужков пообещал малому бизнесу компенсировать ставку рефинансирования по кредитам в размере 3/4.  Власти столицы также решили повысить гарантии по ссудам для фондов содействия кредитованию малого бизнеса до 50 млн руб., а микропредприятий — до 70 млн руб. Наконец, по словам Лужкова, принято решение приостановить начисление малым предприятиям штрафов по просроченным задолженностям за аренду.12 Одновременно московские власти предложили людям, которые потеряли работу, заняться предпринимательством после прохождения специальной подготовки. В частности, в рамках программы планируется выдать субсидии начинающим предпринимателям на сумму до 1 млн руб. Субсидии будут компенсировать затраты на приобретение основных средств производства и аренду помещений.

Московская мэрия сообщила, что намерена выкупать для малого бизнеса нежилые помещения в  столице. Из-за падения цен на недвижимость эта задача для чиновников существенно облегчилась. Кроме того, городские власти согласились предоставить малым предприятиям помещения в аренду по льготной ставке. 

 

2.3 Преимущества  и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая  статистика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран.

На сегодняшний день малый бизнес развивается быстрыми темпами. С каждым годом появляется все больше и больше небольших  компаний. Малый бизнес достаточно гибок и может легко измениться в зависимости от возникшей ситуации и непреодолимых обстоятельств. Так как малое предприятие имеет несложную управленческую структуру. Складывается иногда, так, что официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражены в одном лице.

Еще одно преимущество малого бизнеса заключается в том, что на предприятии складывается тесная взаимосвязанность сотрудников, их высокая сплоченность, которая выражается в достижении общей цели. Так же любое малое предприятие может отличаться высокой скоростью передачи данных. Руководитель и подчиненные непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получить задание, указания, и вносить изменения в работе предприятия. Для предпринимателя не требуется больших материальных вложения чтобы открыть свое малое предприятие.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые  и средние предприятия располагают  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых  предприятий более склонны к  сбережениям и инвестированию, у  них всегда более высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных  (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников.

Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектами малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки. Они заключаются в том, что владелец малого предприятия не всегда может мотивировать своих сотрудников производить большие объемы товара или повысить качество работы. Так же к недостаткам малого предпринимательства относится низкий уровень технической оснащенности, так как закупка необходимого оборудования требует больших материальных затрат.

Нередко происходит и  так, что малое предприятие практически  невозможно создать или развить  в небольшом населенном пункте или  городе, где находится только одно крупное предприятие. К примеру, если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным. 13

В регулярно проводимых опросах  в среде малых бизнесменов  США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные  привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Компании, которые уже  существуют в рамках одного владельца, принесли высокий и стабильный доход  от компаний, которые часто меняют владельцев. В  США статистика показывает, что женщины - владельцы малого бизнеса  являются более успешными в бизнесе, чем мужчины.

На неудачах малого бизнеса  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже  накопившие опыт ведения дел в  маленьких фирмах, как правило, более  удачливы.

Если в управлении фирмы участвует не один человек, предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех, или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенных в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Малый бизнес в сельском хозяйстве.

3.1. Проблемы малого  бизнеса в сельском хозяйстве.

Современное сельское хозяйство  все большую роль отводит крупным  холдинговым компаниям. Однако по прежнему около 80 % производства овощной продукции  приходится на индивидуальные подворья.

Сельское хозяйство  в лице малого бизнеса - это не только мощный фундамент в продовольственную  безопасность, но и существенное повышение  уровня жизни в, не самом благополучном, сельском кластере.

Основные проблемы развития бизнеса в сельском хозяйстве:

1)Индифферентность.

Сельское хозяйство  плотно засело в «рабском (крепостническом) духе». Человек всю жизнь просидит на завалинке с бутылкой горилки  в руке, ругая «проклятых демократов»  и жалуясь на свою, несомненно нелегкую долю.  Одна из сторон этой проблемы – Инертность. То есть упорное нежелание что-либо менять: технологию производства, сорта продукции, использовать автоматизацию под предлогом того, что «так жили всегда». Согласитесь – не оправдание.

2) Низкое качество  продукции.

Продукция не соответствует  стандартам, что сильно мешает переработке (например, многие сортировочно-упаковочные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). А невдохновляющий  товарный вид затрудняет реализацию. Сорта низкого качества, устаревшие морально не дают такой обильный урожай как новые и более качественные. Список негативных последствий этой проблемы можно продолжать бесконечно.

3) Сельское хозяйство  не имеет достаточно инфраструктурных  объектов, предприятий транспортировки  и переработки.

• отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию  всерьез заняться мясным скотоводством;

• отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство. А именно эта отрасль могла  бы серьезно повысить жизненный уровень  села.

• самый перспективный, на мой взгляд, сегмент на сегодня – овощехранилища являющиеся центрами переработки, фасовки, логистики районного масштаба. Обеспечивающие вывоз продукции от производителя, формирования объемов и доставку потребителю в сферы общепита, розничные сети и т.д. Они отсутствуют даже в развитых областях, что снижает стимулы к овощеводству.

4) Сложности со сбытом  продукции.

Малое сельское хозяйство  выдает продукцию низкого качества. Отсутствие переработки также серьезная  преграда на пути к конечному потребителю. Малому сельхозбизнесу практически нереально самостоятельно выйти в розничную сеть. Меры по развитию ярмарочной торговли и открытого доступа личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки явно недостаточны.

Малому бизнесу по определению сложно заниматься и производством и реализацией. Просто не хватает ресурсов, учитывая низкий технологический уровень производства, его высокую трудоемкость. Поэтому процветает ниша посредников – перекупщиков, обеспечивающих оптовую поставку продукции и гарантированный закуп у производителя.

5) Отсутствие базового  экономического образования на  селе

Неумение спланировать и продумать собственный бизнес (зачастую вообще отсутствие восприятия свой деятельности как бизнеса) мешает взаимопониманию с кредитными учреждениями. Не хватает умения сопоставлять затраты и прибыли, сравнивать различные культуры и технологии, проводить хотя бы примерный анализ рынка, планировать. Занимаясь какой-либо деятельностью по привычке или традиции, упускаются многие возможности, по сути, не требующие огромных вложений. Проще говоря, многие хозяева не умеют считать.

6) Отсутствие залоговой  базы.

Получить участок земли  под ведение личного подсобного хозяйства не трудно. И при должной  сноровке на нем можно широко развернуться. Но вот существенно расширить земельные ресурсы, оформить собственность – это подвиг.

В результате мощнейший  залоговый инструмент не используется. Более-менее крепкие хозяйства  имеющие капитальные строения и  технику все равно, как правило, не набирают достаточной базы для серьезных инвестиций, и вынуждены довольствоваться скромными кредитами. Выходом может быть упрощение регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли, их свободная купля-продажа или предоставление муниципальных и областных кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства на селе.14

 

 

3.2 Перспективы развития  малого бизнеса в сельском  хозяйстве

Самым главным  в сельскохозяйственном бизнесе  можно смело назвать сбыт. Если вы найдёте канал сбыта - успех  практически обеспечен. Если же канала сбыта наладить не удастся - смело пиши пропало.

Обычно вариантов  сбыта выращенной продукции два: либо сдавать оптовикам-перекупщикам, либо реализовывать самостоятельно конечному потребителю.

Первый вариант - более простой, но при этом и гораздо менее выгодный с точки зрения дохода. Перекупщики, как правило, скупают сельхоз продукцию по весьма заниженным ценам, так что основную прибыль от реализации получают именно они - посредники, а не крестьяне, столько труда вложившие в выращивание продукта.

Если же вы станете  самостоятельно искать потребителя, - вам, конечно, придётся приложить ещё  массу дополнительных усилий на налаживание  контактов, оформление документов, доставку - но и выручка, полученная от реализации вашей высококачественной натуральной продукции - будет в десятки раз выше. Да и появится перспектива на дальнейшее развитие бизнеса.

Простейший вариант - розничные продажи горожанам, не имеющим возможности выращивать самостоятельно продукты питания, но желающим питаться качественной едой. Они с удовольствием будут покупать деревенские молочные продукты, овощи, фрукты, зелень - при условии экологичности продукции - они с руками оторвут товар, даже по более высоким, чем в магазинах, ценам.

Вариант посложнее - договориться о сбыте в организации общепита - кафе и рестораны высокого уровня будут рады сельскохозяйственной продукции высокого качества, причём дополнительным плюсом вашей продукции может стать свежесть - если вы оперативно будете доставлять её сразу после производства, как говорится, "с пылу - с жару".

Информация о работе Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества