Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является: Раскрытие понятия маркетинга на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение сущности маркетинга на предприятии.
Проанализировать информационное обеспечение маркетинга на предприятии.
Изучить цели, задачи и принципы, функциональное назначение маркетинга
Ознакомится с концепциями маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 5
1.1 Понятие маркетинга и история его зарождения 5
1.2 Окружающая среда маркетинга 7
1.3 Концепции маркетинга 8
1.4 Цели, задачи и принципы, функциональное назначение маркетинга 10
1.5 Основные функции маркетинга 13
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 15
2.1 Понятие о маркетинговой информации и маркетинговой информационной системе (МИС) 15
2.2 Программа маркетингового исследования 17
2.3 Методы сбора первичной маркетинговой информации 19
2.4 Стратегии лидера рынка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
Возможные стратегии лидеров рынка.
Расширение рынка - при расширении рынка в целом, как правило, выигрывает доминирующая компания. Возможные пути:
Новые потребители. Каждая товарная категория имеет потенциал для привлечения новых покупателей: людей, не осведомленных о продукте либо отказывающихся от него ввиду высокой цены или отсутствия у продукта требуемых характеристик.
Новые способы применения продукта. Расширению рынков способствуют открытие и пропаганда новых способов использования продуктов.
Повышение интенсивности употребления товара.
Защита доли на рынке посредством оборонительных и наступательных мероприятий. Доминирующая компания имеет возможность использовать шесть оборонительных стратегий.
1. Позиционная оборона.
Основной принцип любой
2. Защита флангов. Ответом
на действия конкурентов может
быть выпуск лидером еще одной
марки, направленной на то, чтобы
превзойти конкурентное
3. Упреждающие оборонительные
действия. Если компанию не устраивает
пассивная позиция, она
4. Контратака. Эффективный
метод контратаки — вторжение
на основную территорию
5. Мобильная защита. Лидер
раздвигает свои рубежи за
счет расширения и
6. Вынужденное сокращение. Планируемое сокращение (стратегический от-ход) подразумевает концентрацию ресурсов на перспективных направлениях.
Расширение доли своего присутствия на рынке, даже если размеры рынка не меняются.
Издержки расширения рынка могут значительно превысить получаемый доход. Поэтому прежде чем решиться на подобный шаг, компания должна тщательно проанализировать влияние трех факторов.
Первый фактор — возможность конфликта с антимонопольным законодательством.
Второй фактор — высокие
экономические издержки. В целом
расширение доли рынка нецелесообразно
в тех случаях, когда компания
не имеет возможности
Третий фактор — последствия неправильной стратегии при создании ком-плекса маркетинга, когда курс на расширение доли рынка не сопровождается повышением прибыли.
Стратегии претендентов на лидерство
В погоне за увеличением своей доли на рынке новички могут атаковать лидеров и других конкурентов. Стратегической целью большинства претендентов на лидерство является увеличение своей доли на рынке.
Агрессор может начать атаковать лидера рынка, компании одного с ним размера, которые не справляются со своими задачами или испытывают недостаток финансирования, или мелкие местные или региональные компании, которые не справляются со своими задачами или испытывают недостаток финансирования. К наступательным стратегиям относятся:
К основным конкурентным действиям в рамках атакующей стратегии можно отнести следующие:
Стратегии последователя
Теодор Левитт утверждает, что стратегия копирования продукта не менее эффективна, чем стратегия инновационных товаров. Компания-инноватор тратит очень много средств на разработку нового товара, его продвижение и информирование рынка, наградой же пионеру становятся лидирующие позиции.
Однако конкуренты всегда могут скопировать или улучшить новинку.
Экономия на исследованиях
и разработках, на коммуникациях
с потребителями позволяет
Многие компании предпочитают следовать за лидером, а не соревноваться с ним. В капиталоемких, производящих однородные продукты отраслях (металлургия, производство удобрений, химикатов) практически отсутствует возможность дифференцирования товаров и их имиджа; качество обслуживания находится на примерно одинаковом уровне, а потребители весьма чувствительны к ценам (следовательно, существует постоянная угроза ценовых войн).
В этих отраслях атаки, направленные на овладение определенным сегментом рынка, предпринимаются редко, потому что они провоцируют мощные контрудары.
Принадлежащие компаниям «владения» весьма устойчивы.
Последователи, как правило, не хотят переманивать чужих клиентов, и, напротив, предлагают покупателям стандартные условия, обычно скопированные у лидера. Доля ведомого на рынке характеризуется высоким постоянством. Каждый ведомый пытается донести до своего целевого рынка выраженные преимущества и является основным объектом атак претендентов. Поэтому ведомые при низких производственных издержках должны поддерживать высокое качество товара и обслуживания.
Это вовсе не означает, что ведомый пассивен или является точной копией лидера.
Выделяют четыре возможные стратегии последователей:
Стратегии нишевика
Альтернативой ведомого большого рынка является лидерство на маленьком рынке или в нише.
Мелкие предприятия обычно избегают конкурентной борьбы с более крупными компаниями и стремятся занять рынки, малоинтересные или совсем не интересные более крупным предприятиям.
Компании, занимающие малую долю рынка в рамках небольших ниш, могут быть высокодоходными.
В конечном итоге нишевик настолько хорошо узнает потребности целевых потребителей, что может удовлетворить их лучше любых других компаний, попутно снабжающих эту нишу. Высокий коэффициент доходности нишевиков противопоставляется большим оборотам оптовых поставщиков.
Ключевой момент — узкая специализация.
Нишевикам нужно создавать ниши, расширять и защищать их.
Ключевая идея ниши – специализация.
Компании, обслуживающие рыночную нишу, выбирают одну из следующих ролей:
Предприятие может строить свое управление исходя из разных концепций – финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и др. однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
В основу управления маркетинговой деятельностью на предприятии входят: планирование маркетинговой деятельности, организационное построение служб маркетинга предприятия и контроль маркетинговой деятельности. Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает российские предприятия начинать использовать маркетинговую информацию при формировании планов производства.
Последовательная реализация методики маркетингового планирования задает условия для перехода на маркетинговые принципы управления. Тем самым маркетинговая концепция подводит новую базу под внутрифирменное планирование и заставляет переосмыслить его сложившуюся практику, исходившую ранее из учета, главным образом, внутренних условий развития предприятия. В конкурентной, быстро меняющейся внешней среде производители вынуждены формировать план производства под рыночные условия.
Необходимыми условиями при этом становятся гибкое производство, развитая информационная база маркетинга и его интегрированность с деятельностью других подразделений и служб предприятия.
1. Волков О.И., Девяткин О.В. – Организация производства на предприятии (фирме), – М.: ИНФРА-М, 2009. – 448 с.
2. Гоберман В.А. – Основы производственного менеджмента, – М.: Юристъ, 2010. –336 с.
3. Малюк В.И. – Проектирование структур производственных предприятий. – М.: Бизнес-пресса, 2010. – 320 с.
4. Поляк Г.Б. – Финансы, денежное обращение и кредит, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 386 с.
5. Романенко И.В. – Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2009. –264с.
6. Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. – Экономика предприятий, – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. – 312 с.
7. Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родионов В.Б. – Организация производства и управление предприятием,– М.: ИНФРА – М., 2009. – 528 с.
8. Фатхутдинов Р.А. – Организация производства, – М.: ИНФРА – М., 2009. – 672 с.
9. Федорова Н.Н. – Организационная структура управления предприятием, – М.: КноРус, 2011. – 256 с.