Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ международных и российских стандартов и систем качества и их влияния на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
-изучены международные стандарты и системы качества;
-проанализированы российские стандарты и системы качества;
-исследовано влияние указанные факторов на деятельность предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности……………………..4
Глава 2. Государственные и международные стандарты и системы качества…………..6
2.1. Понятие, сущность, значение стандартизации………………………………6
2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации………………………...7
2.2.Система международных стандартов…………………………………………9
2.2.1.Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России...13
Глава 3. Влияние стандартов и систем качества на деятельность предприятия (на
примере компаний ЗАО «Аптека-Холдинг» и ЗАО «Диасофт»)……………………….15
Заключение……………………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы……………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект (отправлен).doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

    Глава 2. Государственные и международные стандарты и системы качества

    2.1 Понятие, сущность, значение стандартизации

     Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в

народном  хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим

законодательством.

            В СССР Государственная система стандартизации была введена в действие с 1

января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации.

             Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.

               Система стандартизации представляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов.

               Представителями государств бывшего СССР было подписано 13 марта 1992 года

Соглашение  о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором заложены основные системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двухсторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

                На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по

стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Его  основными функциями

являются: выработка приоритетных направлений  деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение; рассмотрение и принятие основных направлений работ в области стандартизации и схем расходов на их проведение. Принимаемые советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

               По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения

деятельности  в определенных областях на пользу и при участии всех

заинтересованных  сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной

экономии  при соблюдении функциональных условий  и требований техники

безопасности.

                Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также

через установление в стандартах технологических  требований и показателей

качества, единых методов испытаний и средств  контроля.

               Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения

качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей,

а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических  требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

              Объектом стандартизации  обычно называют продукцию, процесс или услугу, для

которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

               Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов

стандартизации. Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического,

экономического, политического региона мира принимают  стандарт. Если участие в

стандартизации  открыто для соответствующих органов любой страны, то это

международная стандартизация.

             Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для  соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.

               Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве.

При этом национальная стандартизация также  может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

 

     2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации.

                   С переходом к рынку изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

                Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к  качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

  К  функциям Госстандарта относятся: 

  1) выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические  требования, обязательные требования(требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

  2) рассмотрение  и принятие государственных стандартов,  а также других нормативных  актов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний);

  3) осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

4) участие  в работах по международному  сотрудничеству в области стандартизации  и использованию их результатов;

5) издание  и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;

6) повышение  качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

7) нормативное  обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

8) обеспечение  защиты интересов Российской  Федерации при разработке международных  и региональных стандартов.

                Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной  области наиболее высокий научно-технический потенциал.

              В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

• государственные  стандарты РФ (ГОСТ);

• отраслевые стандарты (ОСТ);

• технические  условия (ТУ);

• стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;

• стандарты  научно-технических обществ и  инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

  Веденная  в действие с 1 января 1993 г. государственная   система стандартизации (ГСС) предусматривает демократизацию процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.  Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ  Р 1.0- 92 Г.С.С. РФ. Основные положения; 

2) ГОСТ  Р 1.2- 92 Г .С.С. РФ. Порядок разработки  государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3- 92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических  условий;

4) ГОСТ Р. 1.4- 92 Г .С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ  Р. 1.5- 92. Г .С.С. РФ. Общие требования  к построению, изложению, оформлению  и содержанию стандартов.

        Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологической документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства).Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

           Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. ТУ разрабатываются на продукцию,  на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

           Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цели. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.  Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.

     Стандартизация  основывается на последних достижениях  науки, техники и практического  опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации. Стандарт - это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

     2.2 Система международных стандартов

     Развитие  внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

     Международная организация по стандартизации создана  в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

Информация о работе Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия