Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 04:44, курсовая работа
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Введение 5
1 Понятие и сущность контроллинга 7
2 Инструменты контроллинга 9
2.1 Инструменты контроллинга 9
2.2 Таргет–костинг 9
2.3 BSC (СПП) карты 11
3 Распределение непрямых затрат 14
3.1 Цель задания 14
3.2 Задание для выполнения 14
3.3 Ход выполнения задания 18
3.3.1 Прямой метод распределения затрат сервисных департаментов 21
3.3.2Пошаговый метод распределения затрат сервисных
департаментов 23
3.3.3 Обратный метод распределения затрат сервисных
департаментов 25
4 Графическая интерпретация динамики затрат 29
5 Виды затрат и признаки из классификации 32
Заключение 34
Список использованных источников 35
Для обеспечения эффективного управления затратами и создания экономической стоимости на протяжении всего жизненного цикла продукции предприятия таргет-костинг следует дополнять калькулированием непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (кайзен-костинг). Кайзен-костинг – инструмент управления затратами, который применяется
на стадии производства и сбыта для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом.
В российских условиях применение данных систем не всегда имеет положительные последствия. Стремление получить определенную величину себестоимости чаще всего негативно отражается на качестве продукта (например, ряд пищевых производств, изготавливающих продукты для
системы «Магнит» в Краснодарском крае).
2.3BSC (СПП) карты
Стратегический контроллинг - это важнейшая составляющая контроллинга, управляющая внешней средой, стратегическими факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегической целью
Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ
Цель стратегического контроллинга - это своевременное установление причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения оперативных недостатков
В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга Так А Гельвайтером в своей книге \"Стратегическое управление предприятием\" выделяются восемь проблемой ем, которые может решить стратегический контроллиннг.
Стратегическийконтроллингпредн
Важным инструментом стратегического контроллинга, который позволяет оценить эффективность стратегии с помощью финансовых и нефинансовых показателей является система сбалансированных показателей (СПП, BalancedScorecard - BSC). СПП – это механизм формализации стратегии, выполнения стратегических целей компании на уровне операционной деятельности и построения эффективной системы отчётности.
Не останавливаясь подробно на методике внедрения СПП на практике, выделим основные этапы её разработки:
Как правило, карта стратегии изображается в виде ориентированного графа, вершинами которого являются стратегические цели предприятия, а рёбра указывают на причинно-следственные связи между стратегическими целями. Цели организации группируются в четырёх проекциях: «финансы», «рынок», «процессы», «персонал и развитие».
Смысл группировки стратегических целей в разрезе проекций состоит в том, чтобы выделить все стратегически важные аспекты деятельности компании и в каждом из них установить задачи. Так, проекция «Финансы» отражает интересы акционеров и содержит наиболее значимые цели, связанные с ростом финансовых показателей деятельности компании. Проекция «Рынок» включает цели, касающиеся повышения удовлетворённости и лояльности клиентов, увеличения клиентской базы, объёмов продаж и доли рынка. Очевидно финансовых целей можно добиться лишь при условии достижения успехов на рынке.
К проекции «Процессы» относятся цели совершенствования процессов и структур компании, за счёт которых происходит расширение клиентской базы и завоевание рынка. В проекции «Персонал и развитие» сосредоточены цели компании, связанные с развитием её ключевых ресурсов, к которым относятся прежде всего сотрудники. В эту же проекцию нередко включаются информационные технологии как главный информационный ресурс современного бизнеса. Выполнение целей данной проекции обеспечивает достижение успеха по всем остальным направлениям.
Отметим, что число показателей стратегического контроллинга (ССП) не может быть большим (по мнению многих экспертов, не свыше 20), поскольку стратегия предполагает установление приоритетов.Система оперативного контроллинга, наоборот, может содержать большое число показателей, т.к. фокусируется на показателях тех или иных процессов и функциональных областей и предназначена для контроля отклонений действующих процессов.
Таким образом, в планах компания должна иметь две системы показателей. Одна из них отражает модель предприятия и позволяет управлять операционной деятельностью. Другая (ССП) демонстрирует модель стратегии и служит для управления инвестиционной деятельностью, то есть развитием компании. Однако эти две системы взаимосвязаны, а множества показателей могут пересекаться. Оперативное планирование зависит от стратегического и в свою очередь даёт импульсы для стратегической направленности предприятия. Таким образом, оперативный и стратегический контроллинг образуют единый сектор регулирования.
3 Распределение непрямых затрат
3.1 Цельзадания
3.2 Задание для выполнения
Предприятие содержит пять департаментов: управление, снабжение, три департамента продаж, классифицированные по товарному признаку (департамент продаж крупы, сахара, макарон). Департаменты управления и снабжения отнесены к сервисным департаментам.
Выделены прямые затраты, которые представлены в таблице в каждом варианте задания: зарплата, амортизация оборудования, закупка и непрямые затраты: аренда, свет и отопление, реклама, страховка.
Непрямые затраты по вариантам сведены в таблицу 3.1.
В задаче уже выделены базисы: распределения затрат количество занимаемой департаментами площади (таблица 3.2), количество человек, работающих в департаменте (таблица 3.3), количество заказов на департамент (таблица 3.4), объем продаж (таблица 3.5), объем застрахованного имущества (таблица 3.6). Далее следует разобраться в логике выделения базисов.
Таким образом, первых два шага распределения затрат на торговые департаменты сделаны.
Таблица 3.1 – Непрямые затраты (тыс.руб.)
Непрямые затраты | |
Вид затрат |
тыс. руб. |
Аренда (рубли) |
1624000 |
Свет и отопление (рубли) |
5000 |
Реклама (рубли) |
3200 |
Страховки (рубли) |
2000 |
Итого |
1634200 |
Таблица 3.2 – Площади, занимаемые департаментами (м2)
Площади, занимаемые департаментами | |
Департамент |
Площади |
Продаж круп |
500 |
Продаж сахара |
600 |
Продаж макарон |
400 |
Управления |
250 |
Снабжения |
280 |
Итого |
2030 |
Таблица 3.3 – Количество человек, работающих в департаменте (чел.)
Количество человек, работающих в департаменте | |
Департамент |
Чел. |
Продаж круп |
4 |
Продаж сахара |
4 |
Продаж макарон |
3 |
Управления |
3 |
Снабжения |
2 |
Итого |
16 |
Таблица 3.4 – Количество заказов на снабжение департаментов
Количество заказов на снабжение департаментов | |
Департамент |
Кол-во |
Продаж круп |
740 |
Продаж сахара |
1340 |
Продаж макарон |
340 |
Управления |
230 |
Снабжения |
70 |
Итого |
2720 |
Таблица 3.5 – Объем продаж (тыс. руб.)
Объем продаж | |
Департамент |
тыс. руб. |
Продаж круп |
5100 |
Продаж сахара |
3100 |
Продаж макарон |
1800 |
Управления |
|
Снабжения |
|
Итого |
10000 |
Таблица 3.6 – Объем застрахованного имущества по департаментам (тыс. руб.)
Объем застрахованного имущества по департаментам | |
Департамент |
тыс. руб. |
Продаж круп |
370 |
Продаж сахара |
230 |
Продаж макарон |
150 |
Управления |
170 |
Снабжения |
90 |
Итого |
1010 |
3.3 Ход выполнения задания
Для иллюстрации процесса распределения затрат, представим себе некую торговую компанию "Бакалейные ряды Ивана Баранкина", которая имеет пять департаментов. Управление и снабжение являются сервисными департаментами, а остальные три (крупы, сахар, макароны) торговыми.
Распределение затрат на торговые департаменты происходит за три шага
Первый шаг относит прямые затраты на каждый из департаментов (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Разнесение прямых затрат
Прямые затраты включают в себя прямой труд и другие затраты, которые каждый департамент относит на себя и не разделяет ни с каким другим департаментом.
Ведомость распределение затрат по департаментам (зарплаты, амортизацииоборудования, закупок) приведена в таблице 3.7.
Таблица 3.7 – Прямые затраты
Вид затрат |
Базис распределения |
Общая сумма затрат |
Распределение затрат по департаментам | ||||
Управление |
Снабжение |
Крупы |
Сахар |
Макароны | |||
Зарплата (тыс. рублей) |
Зарплатная ведомость |
296 |
50 |
48 |
50 |
70 |
78 |
Амортизация оборудования (тыс. рублей) |
Амортизационные ведомости |
55 |
25 |
15 |
5 |
4 |
6 |
Закупки |
Заявки |
800 |
100 |
100 |
300 |
200 |
100 |
Второй шаг распределяет непрямые затраты по всем департаментам компании соответственно базисам, выбранным для тех или иных затрат (рисунок 3.2). Непрямые затраты включают в себя затраты, упомянутые ранее, как амортизация, аренда, зарплата менеджеров, курирующих несколько департаментов. Эти непрямые затраты записываются на счета затрат департаментов и распределяются соответственно таблице распределения затрат (таблица 3.8).