Методы управления затратами и качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы на тему «Методы управления затратами и качеством продукции» заключается в раскрытии основной проблемы: повышение качества продукции и эффективности общественного производства, что в конечном итоге приведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов.
Цель курсовой работы заключается в исследовании основных методов управления затратами, влияющими на качество продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Производственные затраты
1.1 Сущность производственных затрат
1.2 Формирование и виды затрат на качество продукции
Глава 2. Качество продукции и затраты производителя
2.1 Методы анализа затрат на качество продукции
2.2 Контроллинг в системе управления затратами и качеством продукции
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тюлев 1 - КР_Управление затратами и качеством продукции.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Основная функция подчинена  главной и обуславливает работоспособность  объекта. С помощью вспомогательных  реализуются главные, второстепенные и основные функции.

  1. По характеру появления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные.

Номинальные – задаются при формировании, создании объекта и обязательны  для выполнения.

Потенциальные отражают возможность  выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации.

Действительные – это  фактически выполняемые объектом функции.

Все функции объекта  могут быть полезными, и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.

«Функционально-стоимостной анализ проводят в несколько этапов.

На первом, подготовительном этапе, уточняют объект анализа –  носитель затрат. Это особенно важно  при ограниченности ресурсов производителя (например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно). Данный этап завершается если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети, имеющей, например, модифицированную форму «шпоры» (Приложение Д).

При исследовании модели, представленной в Приложении Д, видно, что информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на производство продукта поступает из конструкторских (К), экономических (Э) подразделений предприятия и от потребителя (М) к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта (А).

На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС (рисунок 1).

Рисунок 1 – Принцип Эйзенхауэра  в функционально-стоимостном анализе

Это позволит выявить возможные  направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.

Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить  первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления  целесообразно детализировать ранжируя по степени значимости , определяемой экспертным путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Результатом проведенного функционально-стоимостного анализа является варианты решения, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут, например, служить минимально возможные затраты на изделие.

Экономическую эффективность функционально-стоимостного анализа, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине можно рассчитать по формуле:

,       (2)

где,  КФСА - экономическая эффективность функционально-стоимостного анализа (коэффициент снижения текущих затрат);

СР – реально сложившиеся совокупные затраты;

СФ.Н. – минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.

На четвертом исследовательском  этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

На пятом рекомендательном –  отбираются наиболее приемлемые для  данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия (Приложение Е). С учетом значимости функций изделия, его узлов, деталей и уровня затрат посредством ценообразования, основываясь на знании спроса на продукцию определяется уровень ее рентабельности. Все это в совокупности служит цели принятия решения о выборе конкретного изделия к производству или направлений и масштаба его усовершенствования»16.

2. Метод оценки.

Достоинством этого метода считается  нацеленность на поиск всех областей затрат на качество, возможность выразить количественно продвижение по основным направлениям деятельности, связанной с качеством, отсутствие формального подхода. В то же время, использование метода достаточно трудоемко, требует вовлечения  большого числа работников и привлечения высококвалифицированных экспертов17.

Существенным недостатком этого  метода является получение неполной информации обо всех скрытых затратах на качество.

3. «Часто для улучшения качества требуется увеличение прямых финансовых затрат на качество. При этом снижаются расходы на устранение  несоответствий или брака. Рассмотрим наиболее эффективные методы управления затратами на качество.

  3.1. Метод  ПОД.

Этот метод состоит в том, что учитываются затраты на профилактику (П), оценивание (О) дефектов продукции  и на устранение дефектов (Д). Состав затрат на обеспечение качества определяется моделью калькуляции затрат ПОД рекомендуемые стандартом ИСО 9004-1/1994 как один из методов оценки затрат. Состав затрат на обеспечение качества продукции приведена в Приложении Ж.

Суммарные затраты на обеспечение качества, оцениваемые методом ПОД, включают:

 

З=З1234,       (3)

 

3.2. Метод учета затрат на качество, связанных с процессами, которые влияют на качество  продукции. По этому методу определяют «стоимость соответствия» и «стоимость несоответствия» процесса.

3.3. Метод определения ущерба  (потерь) от уменьшения выпуска и реализации продукции вследствие низкого ее качества. По этому методу оценивают как внутренние, так и внешние потери производителя.

В результате использования методов учета затрат можно выявить следующее:

  • причины, формирующие проблему эффективного обеспечения и улучшения качества продукции;
  • по исследованным факторам и причинам разработать необходимые управляющие решения по устранению дефектов и повышению качества и рационального использования затрат на обеспечение качества продукции»18.

В качестве показателей эффективности  достаточно широко применяют систему  показателей рентабельности, исчисляемых  как отношение в общем виде прибыли к затратам. Причем в зависимости  от целей исследования числитель и знаменатель этой дроби могут быть детализированы, что, в свою очередь, позволяет провести факторный анализ показателя рентабельности, на базе которого была проведена детализация.

4. Анализ брака и потерь от брака

Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции, однако, брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Брак может быть обнаружен как на самом предприятии-производителе продукции так и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак, свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым анализируемым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации. При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели:

  1. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб). Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (АП.б.).

Как правило, Аб > АП.б.

  1. Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают в процентном отношении абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам:

  • производственно-технологическим;
  • конструктивных недостатков;
  • качества сырья и комплектующих изделий;
  • по вине рабочих;
  • прочим.

Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных  средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

 

2.2 Контроллинг в системе управления затратами и качеством продукции

 

Формирование и реализация экономических  стратегий предприятия невозможна без согласованной системы управления затратами, в которой особое значение имеет контроллинг. Развивающийся рынок, в современных условиях, резко ограничивает время для принятия руководителями высшего и среднего звена управленческих решений в области формирования себестоимости продукции, исключительно важных в данной ситуации. Растущая конкуренция требует от предприятия гибкости и оперативности в постоянно меняющейся экономической ситуации.

В системе управления затратами  под контроллингом понимается совокупность функций, которая состоит из ряда последовательных шагов, позволяющих получать, контролировать и анализировать информацию, необходимую для принятия решений по регулированию уровня издержек в целом и по отдельным направлениям их формирования19.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что, в контроллинге управления затратами ключевое значение имеет структура разделения издержек на коллекторы – информационные блоки, соответствующие определенным признакам процесса расходования ресурсов.

Основой для построения контроллинга затрат и инструментария их сбора и анализа должна служить иерархия этих коллекторов и их взаимная увязка. В составе указанной иерархии:

  • на первом уровне находятся затраты предприятия в целом;
  • на втором - затраты подразделений;
  • на третьем – затраты, распределенные по продуктам (для производственных подразделений);
  • далее, затраты, распределенные в соответствии с классификацией, принятой в системе управленческого учета и с принципами (базой) их отнесения на определенные статьи себестоимости.

«Контроллинг включает в себя следующие компоненты учета затрат, которые должны быть представлены на каждом уровне иерархии:

  • учет затрат по местам возникновения, который позволяет эффективно контролировать косвенные затраты, а также служит промежуточным этапом для распределения затрат на продукт;
  • учет по видам затрат, который служит для цели определения издержек, возникших в процессе производства и позволяет анализировать структуру этих затрат;
  • учет затрат по внутренним заказам, который аналогичен учету затрат по местам возникновения с той разницей, что затраты, учитываемые по заказам, носят разовый характер;
  • учет результатов расходования ресурсов, который позволяет построить анализ отчет о прибылях и убытках и рассчитать рентабельность конкретного продукта;
  • учет затрат на продукт, который в соответствии с выбранным методом распределения относит производственные затраты на конкретный конечный продукт.

Основой контроллинга является учет затрат по местам возникновения, позволяющий группировать наиболее сложные с точки зрения их распределения косвенные затраты согласно различным критериям. Затраты, собранные по местам возникновения, могут быть потом распределены на носители затрат (продукт)»20. В целях анализа и корректности учета по местам возникновения, затраты могут быть распределены по производственным функциям, по физическому нахождению, по сферам ответственности. Логика построения схем распределения затрат должна быть сформирована, исходя из экономической стратегии управления.

Учет затрат по продуктам является итогом контроллинга и служит мощным инструментом анализа, позволяющим выявить наиболее значимые виды или элементы затрат в себестоимости конечного продукта.

Существует механизм зависимости  экономической эффективности от улучшения качества. При улучшении  качества продукции изготовителем, как правило, увеличиваются его  затраты (затраты на качество). Увеличение затрат ведет к увеличению продажной цены продукции. Чтобы продукция приобреталась потребителем по более высокой цене, нужно, чтобы ее совершенствование приводило к увеличению экономического эффекта потребителя.

За счет увеличения продажной цены изготовитель стремится не только компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, но и повысить свой экономический эффект, используя его для развития (расширения) производства. При этом он заботится о повышении экономического эффекта потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив или снизив дефекты при использовании продукции. Применение контроллинга в системе управления затратами позволяет объективно оценивать экономическую ситуацию и эффективно применять основные принципы, заложенные в систему управления затратами конкретного предприятия. При этом в процесс управления должны быть включены все без исключения службы, перед руководителями которых должны ставиться конкретные, понятные для них цели в области минимизации затрат, а ответственные за расходование ресурсов исполнители должны четко и однозначно понимать свои задачи. Только в этом случае возможно принятие и реализация сбалансированных и адекватных управленческих решений.

Информация о работе Методы управления затратами и качеством продукции