Налоги в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4
1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4
1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8
1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21
2.1. Налоговая ответственность 21
2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24
3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2 Анализ учётной политики предприятия 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №1. Налоги в рыночной экономике.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

Принцип всеобщности  охвата налогами или обязательности участия каждой организации и  каждого гражданина государства, являющихся субъектами налога, в поддержании  государства частью своих доходов  означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству  часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности  отчисления (изъятия) части дохода субъектом  налога в бюджет соответствующего территориального образования означает, что налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей  сути, добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

Добровольность  можно рассматривать только под  углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И следовательно, данное положение не может быть положено в качестве принципа в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налоговом кодексе РФ.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором  «неделимых бумаг» (в виде пенсий, пособий, стипендий) за счет налогов, поступающих  в соответствующий бюджет территориальных  образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.

Принцип территориальности  налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообложения) налогоплательщиков, которые связаны  с деятельностью на территории данного  государства, а доходы, полученные ими  за пределами территории данного  государства, налогами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается  ни одним из государств.

Принцип справедливости налогообложения субъектов налога означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно  установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит  дискриминационного характера по отношению  к субъекту налога.

Принцип социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести  большее налоговое бремя, чем  организации и граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т.е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходом с учетом развития организации или семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Идея справедливости  налогообложения ставит проблему необходимости  минимума дохода, свободного от обложения  налогами. Таким минимумом обложения  налогом может выступать критерий среднего прожиточного минимума члена  семьи или семьи в целом. Хотя данный принцип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливости, что обеспечивает гражданину человеческое существование в обществе.

Принцип пропорциональности взимания налогов с субъекта налога означает, что с каждого налогоплательщика  взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т.е. взимание налога производится в равных долях  от дохода. Данный принцип находится  в противоречии с принципом социальной справедливости. 

Принцип прогрессивности  взимания налогов с субъектов  налога означает, что с ростом доходов  налогоплательщика растет и процент  изъятия, образуя шкалу ставок с  прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная – деление  объекта обложения на части, из которых  каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности  находится в противоречии с принципом  пропорциональности, но не противоречит принципу социальной справедливости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налогов предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоречии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов  налога означает, что процент изъятия  налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.

Принцип самообложения  заключается в том, что субъект  налога самостоятельно подсчитывает сумму  налога с учетом всех вычетов налоговых  окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и  представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную  сумму налога, а налоговый орган  контролирует правильность уплаты.

Принцип соразмерности  взимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного (семейного) минимума. Принцип находится  в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип резидентства, или территориальности проживания субъекта налога, предусматривает подразделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (резидент – физическое лицо, проживающее более 6 месяцев на территории государства), т.е. в системе налогообложения действует принцип проживания или нахождения субъекта налога на территории данного государства. Резиденты подлежат налогообложению по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты – платят налоги с источников доходов, полученных на территории только одной страны.

Принцип необходимого минимума поступления средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для  покрытия расходов заключается в  том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих  территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления  налоговых средств в бюджет, т.е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением общества и выполнения планов развития экономики за счет налоговых поступлений.

Данный принцип  является основным для установления определенного количества видов  налогов и их налоговых ставок в государстве, для определения  объектов налогообложения и субъектов налога. [2, cт.38].

Принципов, как  и требований к построению системы  налогообложения, можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

    • единства или единой законодательной и нормативно – правовой базы;
    • стабильности налогового законодательства;
    • рациональности и оптимальности налоговой системы;
    • организационно-правового построения и организации налоговой системы;
    • единоначалия и централизации управления налоговой системой;
    • максимальной эффективности налоговой системы;
    • целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований.

Принцип единства или единой законодательной и  нормативно – правовой базы на всем экономическом пространстве государства  означает:

    • все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
    • единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно – правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например получения налоговых льгот, защиту законных интересов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов.

Единство  законодательной и нормативно –  правовой базы системы налогообложения  означает, что все платежи устанавливаются  централизованно единым законодательным  актом, действующим на всей территории государства, все налогоплательщики, в том числе и территориальные  образования, находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений  или новых налогов в течение  определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение  стабильной налоговой системы с  правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению  функций органов государственной  власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов  в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения  ведут к изменениям цен на товары, что сказывается на доходах и  расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между  налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых  налогов или изменения в налоговых  ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой  политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального  положения и морального состояния  общества, порождают недоверие к  органам власти.

Стабильность  налоговой системы можно характеризовать  коэффициентом стабильности, определяющим изменение материального положения  налогоплательщиков.

Принцип рациональности и оптимальности построения налоговой  системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов  систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критериев оптимальности системы могут выступать требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет  оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное  построение, содержание, обеспечение  и оснащение средствами автоматизации.

 Критериями рациональности и оптимальности системы могут служить:

    • количество субъектов налога, приходящихся на одного служащего налоговой службы;
    • общее количество служащих налоговой службы, необходимых для охвата контролем всех субъектов налога;
    • сумма средств, затрачиваемая на обслуживание налоговой системы.

Принцип организационно – правового построения и функционирования налоговой системы характеризует  разграничение полномочий между  различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных  налоговым законодательством или  высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

Данный принцип  законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровню государственной структуры и  разграничение налоговых потоков  в бюджеты соответствующих территориальных  образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том  числе их перераспределение между  уровнями.

Принцип также  законодательно закрепляет разграничение  прав и обязанностей в вопросах налогообложения  по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими  органами за уплатой налогов и сборов и  взиманию пошлин.

В соответствии с данным принципом в налоговом  законодательстве четко определяются функции каждого элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия или централизации управления налоговой  системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т.е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему, в единую систему с единым органом управления.

Как свидетельствует  реальное положение дел, в настоящее  время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают два министерства, две службы и  несколько фондов, насчитывающих  в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Франции, Германии и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена  в едином органе, замыкающемся или  входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.

В России до принятия нового Налогового кодекса действовало  более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, регулирующих налоговое законодательство.

Большинство изданных различными ведомствами и  министерствами документов до настоящего времени не отменены и продолжают действовать в условиях нового законодательства.

В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью должны быть возложены на единый орган, как это сделано в ряде зарубежных стран. Согласованность же действий министерств, служб, фондов России, на которые возложены задачи по сбору налогов, сборов и других платежей, определена только в сфере разграничения функций.

Принцип максимальной эффективности налоговой системы  заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или  экономичности структуры системы.

В настоящее  время в РФ насчитывается более 3 млн.налогоплательщиков только из числа юридических лиц, третья часть которых вообще не представляет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объёме.

Информация о работе Налоги в рыночной экономике