Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.
Введение 3
1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4
1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4
1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8
1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21
2.1. Налоговая ответственность 21
2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24
3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2 Анализ учётной политики предприятия 33
Заключение 38
Список литературы 40
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т.е. в первую очередь – на повышение уровня жизни общества. [4,ст.46].
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает с физических и юридических лиц.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, является мощным инструментом управления экономикой. [4, ст. 23].
В рыночной экономике налоги играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика не возможна.
Рыночная
экономика – это регулируемая
экономика. Невозможно представить
себе эффективно функционирующую рыночную
экономику в современном мире,
не регулируемую государством. Центральное
место в самой системе
Развитие рыночной экономики регулируется финансово – экономическими методами, путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупов и осуществления народно – хозяйственных программ. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрирую
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Государство
должно способствовать развитию малого
бизнеса, всемерно поддерживая его.
Формы такой поддержки
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций. Неопределенность – враг предпринимательства.
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность
налоговой системы не означает, что
состав налогов, ставки, льготы, санкции
могут быть установлены раз и
навсегда. «Застывших» систем налогообложения
нет и быть не может. Любая система
налогообложения отражает характер
общественного строя, состояние
экономики страны, устойчивость социально
– экономической ситуации, степень
доверия населения к
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. [4, ст. 33].
Налоговая ответственность – это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога, налоговых санкций за совершение налогового правоотношения.
Часть первая Налогового кодекса РФ установила Общие положения об ответственности за совершение налоговых правоотношений (гл. 15 НК РФ) и виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (гл. 16 НК РФ). Кроме того, в гл. 18 НК РФ установлены виды нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции за эти нарушения.
Субъектами
налоговой ответственности
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Статьей 108 НК РФ определены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также презумпция невинности налогоплательщика. Последнее выражается в следующем:
Статьей 111 НК РФ признаются два обстоятельства, исключающие вину юридического лица в отношении налогового правонарушения, а именно:
При применении
налоговой ответственности
Срок давности привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения определен в три года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Составы налоговых правонарушений. В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие нарушения: в системе налогов; против исполнения доходной части бюджетов; в системе гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; против контрольных функций налоговых органов; порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности; обязанностей по уплате налогов; прав и свобод налогоплательщика.
В зависимости от субъекта ответственности установлены три вида налоговой ответственности: налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов; сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц; кредитных учреждений за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.
Налоговая ответственность наступает при совершении одного из конкретных правонарушений, приведенных ниже:
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах регулируется:
В соответствии с НК организации несут следующую ответственность:
Штраф может
быть уплачен добровольно, в противном
случае – взыскание с
В главе 16 НК
РФ предусмотрена для
Таким образом, ответственность за нарушения налогового законодательства необходимо рассматривать как совокупность различных видов юридической ответственности: гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. [5,ст .76].
Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
В сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.
Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства.
Ст. 13 Закона
РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» устанавливает
ответственность
В настоящее время вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего это Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 2002 г. « О государственной налоговой службе РФ » (п. 12 ст.7), Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »).