Налоги в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4
1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4
1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8
1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21
2.1. Налоговая ответственность 21
2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24
3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2 Анализ учётной политики предприятия 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №1. Налоги в рыночной экономике.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с  законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств  от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т.е. в первую очередь – на повышение уровня жизни общества. [4,ст.46].

1.3. Роль налогов  в рыночной экономике

 

Любому государству для  выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство  собирает с физических и юридических  лиц.

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы.

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, является мощным инструментом управления экономикой. [4, ст. 23].

В рыночной экономике  налоги играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика не возможна.

Рыночная  экономика – это регулируемая экономика. Невозможно представить  себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное  место в самой системе регулирования  принадлежит налогам.

Развитие  рыночной экономики регулируется финансово  – экономическими методами, путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупов и осуществления народно – хозяйственных программ. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирую  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя  один и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживая его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности. Средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

Налогам присуща  одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее  и достаточно точно рассчитать, каков  будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций. Неопределенность – враг предпринимательства.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции  могут быть установлены раз и  навсегда. «Застывших» систем налогообложения  нет и быть не может. Любая система  налогообложения отражает характер общественного строя, состояние  экономики страны, устойчивость социально  – экономической ситуации, степень  доверия населения к правительству  – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных  и иных условий налоговая система  перестает отвечать предъявленным  к ней требованиям, вступает в  противоречие с объективными условиями  развития народного хозяйства. В  связи с этим в налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы вносят необходимые изменения.

Сейчас уже  никто не отрицает тот факт, что  чрезмерно высокие налоги – это  негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской  активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения  к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов  в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного  роста доходных источников путем  увеличения налоговых поступлений. В этом в частности, заключается  одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных  границ колебания налоговых ставок в нашей стране. [4, ст. 33].

 

2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации

2.1. Налоговая ответственность

 

Налоговая ответственность  – это применение уполномоченными  органами к налогоплательщикам и  лицам, содействующим уплате налога, налоговых санкций за совершение налогового правоотношения.

Часть первая Налогового кодекса РФ установила Общие  положения об ответственности за совершение налоговых правоотношений (гл. 15 НК РФ) и виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (гл. 16 НК РФ). Кроме того, в гл. 18 НК РФ установлены виды нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции  за эти нарушения.

Субъектами  налоговой ответственности являются:

  • налогоплательщики (организации и физические лица);
  • налоговые агенты (юридические лица и граждане – предприниматели);
  • сборщики налогов и сборов (государственные органы и другие уполномоченные органы и должностные лица).

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Статьей 108 НК РФ определены общие условия привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также  презумпция невинности налогоплательщика. Последнее выражается в следующем:

  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как эта обязанность возлагается на налоговые органы;
  • неустранимые сомнения в виновности лица в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица.

Статьей 111 НК РФ признаются два обстоятельства, исключающие вину юридического лица в отношении налогового правонарушения, а именно:

  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств;
  • выполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом.

При применении налоговой ответственности законодательством  используются признаки умысла и неосторожности, раскрываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности  за совершения налогового правонарушения определен в три года. Для налоговых  органов срок давности взыскания  санкций установлен не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Составы налоговых  правонарушений. В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие нарушения: в  системе налогов; против исполнения доходной части бюджетов; в системе  гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; против контрольных функций налоговых органов; порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности; обязанностей по уплате налогов; прав и свобод налогоплательщика.

В зависимости  от субъекта ответственности установлены  три вида налоговой ответственности: налогоплательщиков за нарушения порядка  исчисления и уплаты налогов; сборщиков  налогов за нарушение порядка  удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц; кредитных учреждений за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

Налоговая ответственность  наступает при совершении одного из конкретных правонарушений, приведенных ниже:

  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
  • Нарушение срока предоставления сведений об открытии или закрытии счета в банке.
  • Непредставление налоговой декларации.
  • Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
  • Неуплата или неполная уплата сумм налогов.
  • Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов.
  • Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
  • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Ответственность за нарушение законодательства о  налогах и сборах регулируется:

  • Налоговым кодексом при наличии признаков налоговых правонарушений;
  • законодательством РФ об административных  правонарушениях при наличии признаков данных правонарушений;
  • таможенным законодательством РФ при нарушении законодательства в связи с перемещением товаров через  таможенную границу;
  • уголовным законодательством РФ при наличии признаков преступления.

В соответствии с НК организации несут следующую  ответственность:

  • за совершение налоговых правонарушений – штраф;
  • за несвоевременное перечисление налогов и сборов – пени.

Штраф может  быть уплачен добровольно, в противном  случае – взыскание с налогоплательщика  в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в  законную силу. В отличии от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке.

В главе 16 НК РФ предусмотрена для налогоплательщиков, налоговых агентов и банков налоговая  ответственность за различные нарушения. Привлечение организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц  от других видов ответственности: административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Таким образом, ответственность за нарушения налогового законодательства необходимо рассматривать  как совокупность различных видов  юридической ответственности: гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. [5,ст .76].

2.2 Юридическая  ответственность за невыполнение  налоговых обязательств

 

Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства  состоит в уплате налога: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

В сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения  налогового законодательства.

Ст. 13 Закона РФ  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» устанавливает  ответственность налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном  законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

В настоящее  время вопрос о конкретных видах  и размерах ответственности участников налоговых отношений решается в  целом ряде нормативных актов. Прежде всего это Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 2002 г. « О государственной налоговой службе РФ » (п. 12 ст.7), Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »).

Информация о работе Налоги в рыночной экономике