Налоги в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4
1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4
1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8
1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21
2.1. Налоговая ответственность 21
2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24
3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2 Анализ учётной политики предприятия 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №1. Налоги в рыночной экономике.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

 

На основании данных, приведенных в Таблице 2.1, можно сделать вывод, что налоговые платежи в бюджет в 2011 году увеличились на 13,63 %. Это произошло за счет увеличения объемов предоставляемых услуг. В 2011 году предприятие расширило зону обслуживания.

Увеличение  единого социального налога (на 6,96%) и налога на доходы физических лиц (на 21,18%) связанно с увеличением фонда  оплаты труда и увеличением количества работников.

Водный налог  остался на прежнем уровне. Это  объясняется тем, что предприятию  выделены лимиты потребления воды и потребление ее осталось на прежнем уровне.

Налог на добавленную  стоимость в 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 17,96 % за счет увеличения объема предоставляемых услуг.

Увеличение транспортного налога в 2011 году на 27,32 % произошло вследствие передачи в собственность предприятия двух единиц автотехники.

В 2010 году предприятием был получен убыток, поэтому налог на прибыль не уплачивался. А в 2011 году предприятие перенесло убыток полученный в 2010 году, за счет чего налог на прибыль организаций не уплачивался. Данный факт является положительным для предприятия с точки зрения уменьшения налоговых платежей. Но вместе с тем необходимо учитывать, что это привлечет внимание налоговых органов и в ближайшее время они могут провести выездную налоговую проверку предприятия.

Показатель  налоговой нагрузки предприятия  имеет важное практическое значение и необходим при проведении мероприятий  по оптимизации налогообложения. Его  снижение является критерием успешности данных мероприятий.

Для расчета  налоговой нагрузки предприятия  применяются различные методики. Их рассмотрение было приведено в  первой главе данной работы. Различие данных методик в том, какие показатели берутся для расчета (прибыль, выручка, добавленная стоимость и др.). Мы остановимся на двух из них. Где  в качестве показателей выбираются прибыль (расчетная) и добавленная стоимость. Так как они наиболее точно отражают налоговую нагрузку на предприятие.

Для анализа  налоговой нагрузки нам необходимы следующие данные: суммы, уплачиваемых налогов и финансовые показатели предприятия. Данные о налогах были приведены выше в Таблице 2.1. Финансовые показатели деятельности предприятия взяты из первичной бухгалтерской документации и представлены в Таблице 2.2:

Таблица 2.2 - Финансовые показатели деятельности предприятия, руб.

Показатель

2010

2011

1. Фонд оплаты труда

3306892

3611367

2. Амортизация основных средств

454634

436458

3. Чистая прибыль

-1820150

-927954


 

На основании данных, приведенных в Таблице 2.2, проведем расчет налоговой нагрузки на добавленную стоимость и прибыль (расчетную).

Добавленная стоимость показывает стоимость созданную на предприятии. Она рассчитывается по формуле (2.1):

ДС=АОС+ФОТ+ЕСН+НПДС+ЧП (2.1)

 

где ДС – добавленная  стоимость;

АОС – амортизация  основных средств;

ФОТ – фонд оплаты труда;

ЕСН – единый социальный налог;

НПДС - налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;

ЧП – чистая прибыль.

Сделав расчеты  по формуле (2.1) получаем:

ДС2010=454634+3306892+769534+847916-1820150=3558826 руб.;

ДС2011=436458+3611367+823159+1014206-927954=4957236 руб.

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, созданную на предприятии рассчитывается по формуле (2.2):

ННдс=(ЕСН+НПДС)/ДС*100% (2.2)

 

где ННдс – налоговая нагрузка на добавленную стоимость;

ЕСН – единый социальный налог;

НПДС - налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;

ДС – добавленная  стоимость.

Произведем  расчет налоговой нагрузки по формуле (2.2):

ННдс2010 = (769534+847916)/3558826*100% = 45,44%;

ННдс2011 = (823159+1014206)/ 4957236*100% = 37,06%.

Проанализировав данные о налоговой нагрузке на добавленную  стоимость, можно сделать вывод  о том что налоговая нагрузка за 2010 год выше нормы, а в 2011 году находиться на ее границе. При этом оптимальное значение показателя 35-40%. В 2011 году произошло снижение налоговой нагрузки за счет значительного увеличения добавленной стоимости.

Другим показателем, на основании которого рассчитывается налоговая нагрузка, является расчетная  прибыль. Она определяется как сумма  чистой прибыли предприятия и  налогов, уплачиваемых предприятием. Налоговая  нагрузка на расчетную прибыль определяется по формуле (2.3):

ННрс = НП/(ЧП+НП)*100%       (2.3)

 

где ННрс – налоговая нагрузка на расчетную прибыль;

НП – налоги, уплаченные предприятием;

ЧП – чистая прибыль.

Произведем  по формуле (2.3) необходимые расчеты:

ННрс2010 = 1647640/(-1820150+1647640)*100% = 955%;

ННрс2011 = 1872367/(-927954+1872367)*100% = 198%.

Полученные  данные свидетельствуют о чрезмерной налоговой нагрузке на расчетную  прибыль предприятия. Необходимо принимать  во внимание тот факт, что предприятие  является низкорентабельным или убыточным. Но оно продолжает функционировать из-за своей социальной важности – удовлетворение потребностей населения в сфере жилищно-коммунальных услуг, т.е. обеспечение жизни населения.

Проанализировав полученные данные и сравнив их с  данными приведенными Министерством  финансов РФ о средней налоговой  нагрузке по России (35,6%) можно сделать  вывод, что налоговая нагрузка на предприятие высокая. В связи  с этим предприятию требуется  провести мероприятия по налоговому планированию, которые будут направлены на снижение налоговой нагрузки, снижение налоговых платежей предприятия  и следовательно улучшения финансового состояния предприятия, за счет высвобождения части финансовых ресурсов. [20, ст. 88].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Полученные результаты позволяют  утверждать, что налог – это  обязательный, индивидуально – безвозмездный  и безвозвратный платеж, добровольно  – принудительно исчисляемый  и уплачиваемый субъектом налога в доход государства в форме  изъятия принадлежащих ему на правах собственности денежных средств в соответствии с законом в целях социально- экономического развития общества и государства.

Налоги как  экономическая категория проявляются  в выполнении присущих им функций: фискальной, распределительной, регулирующей и  контрольной, обеспечивающих формирование бюджетов соответствующих уровней  бюджетной системы с целью  выполнения органами власти своих функций  перед обществом и государством.

Налогообложение строится на принципах: всеобщности  обложения, равенства обложения, исключения дискриминационности, единства экономического пространства, однократности обложения, законности обложения, справедливости или учета доходности налогоплательщика, возвратности, обоснованности налогов и ставок, адресности поступления налогов.

Налоговая система  функционирует на принципах: единства или единой законодательной базы, стабильности налоговой базы, разграничения  полномочий между уровнями и органами власти в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс РФ как основной документ по налогообложению  представляет собой свод правил о  функционировании налоговой системы, разграничении полномочий и ответственности  органов власти всех уровней налоговой  системы в сфере налогообложения  и функционирования системы в  соответствии с установленными правилами.

Налоговая система  представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов, объединенных в единое целое, выполняющих единую задачу изъятия налоговых платежей у субъектов налога в соответствии с законом в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

В целях стабилизации налогообложения и отношений  между органами  власти в лице государства и субъектами налога необходимо реализовать целый комплекс мер по совершенствованию системы  налогообложения на основе новых  теоретических разработок и практики налогообложения.

Проведенные исследования позволяют сделать  вывод о том, что   налоги как  экономическая категория зависит  от взаимоотношений между элементами налоговой системы и органами власти в лице государства, с одной  стороны, и субъектами налога, с другой стороны. Налоги формируют часть  национального дохода и внутреннего  валового продукта, которая сосредотачивается  в бюджетах соответствующих уровней  бюджетной системы в интересах  целевого финансирования мероприятий  социально – экономического характера.

 

Список литературы

 

  1. Александров И.М. Налоги и  налогообложение: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.
  2. Аронов А.В., Кашин В.А. налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2007.
  3. Государственная Дума РФ.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. 2007г.
  4. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России – М.: Дело, 2008.
  6. Иванова Н., Вайс Е., Кацюба И., Петухова Р. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы: Учебное пособие.2-е издание: Питер, 2009
  7. Паненова В.Т. Настольная книга финансиста /под ред.. – М..: ФЭР, 2007. 
  8. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2006.
  9. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России – М.: Эксмо, 2008.
  10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007
  11. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.
  12. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономическая деятельность предприятия / — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  13. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2007.
  14. Юринова Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие – СПб.: Питер, 2007.
  15. «Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2008-2010 гг». Официальный сайт Минфина РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru
  16. Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение. -М.: ИНФРА-М.-2008.-с.255
  17. Парыгина В. А. Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-нА-Дону: Феникс.- 2008.-с.479
  18. Перов. А. В. Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие изд. 6-е.
  19. Коваль Л.С. Налоги и налогообложение. М., 2007
  20. Меньков А.А. Региональные и местные налоги. М., 2011

 


Информация о работе Налоги в рыночной экономике