Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:48, курсовая работа
Цель работы - изучить конкурентоспособность продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить основные проблемы и определить пути их решения. Задачи:
- раскрыть точки зрения на сущность понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений,
- проанализировать методы оценки конкурентоспособности продукции организации;
- изучить особенности конкурентного положения продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить проблемы и определить направления их решения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности 5
1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка 5
1.2 Критерии конкурентоспособности 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Анализ конкурентоспособности дорожно-строительной техники
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Таким образом, можно согласиться со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара - это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукции.
1.2 Критерии конкурентоспособности
Критерии
Таблица 1
Классификация критериев
конкурентоспособности продукци
Признак классификации |
Критерий конкурентоспособности |
Вид удовлетворяемых потребностей |
Уровень качества Социальная адресность Подлинность Безопасность Потребительская новизна Имидж Информативность Цена потребления |
Количество учитываемых характеристик |
Единичный Групповой Обобщенный |
Так, критерии "безопасность"
и "подлинность" характеризуют
способность продукции
В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.
Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий. Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.
Понятия единичного и
группового критериев условны, так
как субъекты и условия оценки
конкурентоспособности могут
Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.
При проведении факторного анализа полезно использовать схему (рис. 3) Исикавы11, которая позволяет выявить и сгруппировать факторы, влияющие на изучаемую проблему. На схеме она условно представлена в виде прямой горизонтальной стрелки, а факторы, воздействующие на нее, - наклонными стрелками, которые, непосредственно, отражают причины первопорядка и опосредственно - причины второго и последующих порядков, влияющие на проблему.
Так, на рис. 3 представлены
макроэкономические факторы (первого
порядка) конкурентоспособности товаров1
Рис. 3. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров (схема Исикавы)
Рекомендуется следующий
порядок составления схемы
Таблица 2
Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) |
Критерий (следствие) | |
Производственный: имидж предприятия сертифицированная система качества применение защитных мер по предупреждению фальсификации |
1. |
Имидж товара |
2. |
Уровень качества 2.1. Стабильность уровня | |
3. |
Подлинность товара | |
Сбытовой: количество посредников |
4. |
Цена потребления товара 4.1. Цена товара 4.2. Текущие затраты |
Сервисный: продолжительность гарантийного срока | ||
Рыночный: рыночная новизна |
5. Потребительская новизна | |
П р и м е ч а н и е: Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1, | ||
4.2 - единичными. |
В практике фирмы "А. С. Нильсен"13 в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. При оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.
Формирование
Обеспечение конкурентоспособности - совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности.
Методы обеспечения конкурентоспособности - совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспособности.
В качестве производителей продукции выступают
предприятия, отрасли, регионы, государства,
которые вступают в конкурентную борьбу
за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые,
территориальные), за факторы производства
(при- родно-сырьевые, производственно-
1.3 Методы оценки конкурентоспособности
Укрупнено этапы оценки конкурентоспособности объекта выглядят следующим образом:
1) изучение проблемы;
2) изучение нормативно-
3) изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;
4) изучение конъюнктуры, параметров рынка;
5) сбор исходной информации
для оценки конкурентоспособнос
6) приведение информации в сопоставимый вид по восьми факторам;
7) разработка технологии оценки;
8) анализ информации
по факторам
9) оценка конкурентоспособности объекта;
10) разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта.
Реальная
Конкурентоспособность товара - характеристика интегральная, она складывается из ряда параметров:
- потребительные (то, что
входит во второй уровень
- экономические, формирующие полную стоимость товара;
- организационно-коммерческие
условия покупки и
- удобство расчетов и возможности кредитования;
- степень ответственности
продавцов (поставщиков) за
- обеспеченность обслуживанием
в гарантийные и
- наличие рекламы и технической информации, которые должны обладать необходимым качественным и организационным уровнем.
В практике отечественных
предприятий
При оценке конкурентоспособности различают объекты и субъекты оценки.
Объекты оценки: покупка товара (услуги) - это заключительный акт в конкурентной борьбе поставщиков за внимание потребителя.
Согласно теории поведения покупателей14 решение о покупке дорогостоящих товаров и товаров длительного пользования принимается задолго до их оплаты и рождается поэтапно: осознание потребности - поиск информации - оценка информации - окончательное принятие решения.
Выбор идет от общего к частному. Исходным моментом, по Ф. Кот- леру [63] могут быть желания-конкуренты, объектом которых являются товары разного рода, удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателя.
Субъекты оценки: в
оценке конкурентоспособности
Потребители, исходя из личностных качеств (прежде всего, осведомленности) и статуса пользователя, могут быть разделены на:
При аналитическом методе оценки конкурентоспособности, в частности анализе конкурентоспособности "интеллектуальных товаров" - очень полезно учитывать мнение понимающих и квалифицированных потребителей.
Поставщики - это работники
предприятий-изготовителей и