Оборотные средства и факторы повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы обусловлено тем, что в условиях рыночных отношений оборотные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала. Таким образом, оборотные средства являются важным критерием в определении прибыли предприятия.
Таким образом, целью данной работы является изучение оборотных средств предприятия, выявление неэффективных моментов в управлении и использовании оборотного капитала, проведение анализа его использования на конкретном предприятии, выработка основных направлений повышения эффективности его использования.
Достигнуть поставленной цели предполагается благодаря решению следующих задач [ 1, c. 442]:
– раскрыть сущность, состав и назначение оборотных средств;
– выяснить факторы повышения эффективности использования оборотных средств;
– проанализировать, систему управления оборотными средствами исследуемого предприятия;
– проанализировать, насколько эффективно используются оборотные средства на исследуемом предприятии;

Содержание

Введение….……………………………………………......................................
3
1 Теоретические основы формирования и использования оборотных средств предприятия ……………………………………………

5
1.1 Сущность, состав и назначение оборотных средств предприятия…...
5
1.2 Воспроизводство и нормирование оборотных средств предприятия……………………………………………………………………

9
1.3 Показатели и проблемы эффективного использования оборотных средств предприятиями РБ…………………………………………………..

16
2 Анализ оборотных средств ЗАО «ДФЗ»…………………………………
25
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ………..
25
2.2 Анализ системы управления оборотными средствами предприятия……….........................................................................................

29
2.3 Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия……………………………………………………..……………….
33
3 Направления повышения эффективности использования оборотных средств предприятия……………………….………………………………….

41
Заключение……………………………………..………………………………..
43
Список использованных источников……………. …………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Юровой.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Этот показатель характеризует  размер оборотных средств, расходуемых для получения продукции стоимостью 1 р. Его уменьшение характеризует экономию оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости.

Период оборота оборотных средств  или длительность одного оборота  оборотных средств (Тоб) показывает, сколько дней необходимо оборотным средствам для совершения одного оборота:

                        Тоб=Дк/Коб,                                                   (1.17)

где Дк – количество календарных дней в рассматриваемом периоде.

Показатель оборачиваемости  оборотных средств наиболее полно отражает использование оборотных средств, связан с кругооборотом оборотных средств и является синтетическим показателем.

Оборачиваемость измеряется числом дней и показывает продолжительность  периода (в днях), на протяжении которого оборотные средства совершают один оборот. Сокращение длительности оборачиваемости свидетельствует о повышении скорости оборачиваемости оборотных средств.

Рентабельность оборотных средств характеризует также эффективность их использования:

                         Rс = Под/ОС,                                                (1.18)

где Под – прибыль  от основной деятельности предприятия (валовая 

       прибыль), р.

Вследствие ускорения оборачиваемости финансовых (денежных) средств уменьшается потребность в них, происходит процесс высвобождения этих средств из оборота. Различают абсолютное (уменьшение необходимой суммы средств) и относительное (увеличение объема реализации продукции при уменьшении суммы оборотных средств) высвобождение денежных средств из оборота.

Абсолютное высвобождение  оборотных средств возникает в случае, когда фактическая потребность в них меньше плановой:

                       ∆ОС=ОС2 – ОС1,                                            (1.19)

где ОС1, ОС2 – средняя величина стоимости оборотных средств за два

      смежных периода, р.

Относительное высвобождение  оборотных средств характеризуется уменьшением фактической стоимости в данном периоде по сравнению с достигнутой оборачиваемостью за плановый период.

                        Эос=(Тпл – Тбаз)*Qпл/Дк,                            (1.20)

где Qпл – объем изготовленной продукции в плановом периоде, р.

       Тпл, Тбаз - продолжительность оборота оборотных средств соответственно в плановом и базовом периоде, об.

Предприятия могут повысить эффективность использования оборотных  средств за счет таких мероприятий:

– уменьшения сроков изготовления продукции в результате механизации работ, усовершенствования технологических процессов, более широкого применения конструкций, агрегатов и полуфабрикатов;

– уменьшения производственных запасов в результате улучшения организации материально-технического снабжения, уменьшения дальности их транспортирования;

– экономии материальных ресурсов, лучшего их сохранения и учета, строгого соблюдения норм затрат материалов на единицу продукции;

– усовершенствования расчетов с заказчиками и других мероприятий по улучшению финансовой и платежной дисциплины;

– упорядочения ценообразования, применения действующей системы экономического стимулирования.

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств, с одной стороны, предопределяет увеличение объема производимой продукции на каждую денежную единицу  текущих затрат предприятия, а с  другой – дает возможность высвободить  часть этих средств и за их счет создать дополнительные резервы для расширения производства.

Сравнивая показатели оборота  оборотных средств за два смежных  периода или фактического с плановым, можно определить изменение оборотных  средств, вызванное ускорением или  замедлением их обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ оборотных средств ЗАО «ДФЗ»

 

 

2.1 Технико-экономическая характеристика  предприятия

 

 

Закрытое акционерное  общество «Добрушский фарфоровый завод», действующее на основании устава,  специализируется на выпуске фарфоровой посуды и входит в состав Государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром».

Строительство фарфорового  завода  в г. Добруше началось в сентябре 1975 г. для обеспечения занятости в трудоизбыточном районе Гомельской области. Первая продукция (тарелки и кружки) была изготовлена 28 декабря 1978 г., который и считается днем основания предприятия.

ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»  создано в 1995 г. путем преобразования производственно - коммерческого предприятия «Фарфор» ООО в ЗАО в соответствии с решением собрания участников. Зарегистрировано решением Гомельского облисполкома № 666 от 30.12.96г. (рег. запись № 27-007).

Форма собственности  – частная. Уставный фонд предприятия  на 01.01.2010 г. сформирован в размере 12427 млн. руб. и разделен на 124270000 простых именных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая. Учредителями предприятия являются физические лица (100%) – бывшие и нынешние работники предприятия (85%), а также другие лица – работники РУП РОП  Гомельского предприятия по транспортировке нефти  ««Дружба» (15 %). 

Юридический адрес предприятия: 247050 Гомельская область, г. Добруш, ул. Лесная, д. 8, тел.: (02333) 7-70-26, факс: (02333) 7-70-34 ,(02333) 7-10-09.

Реквизиты предприятия:

УНП 400003551, р/с 3012000008629

в филиале №309, ОАО  «Сберегательный банк «Беларусбанк».

В ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»  разработана, внедрена, сертифицирована  и функционирует система менеджмента  качества проектирования, разработки и производства фарфоровой посуды, соответствующая стандартам СТБ ИСО 9001–2001 (сертификат соответствия №BY/112 05.01.002 0121, зарегистрирован 28.12.2001 г.,  подтвержден 13.11.2006 г., срок действия – до 13.11.2009 г.).

Организационная структура предприятия – совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана. Если наложить организационную структуру предприятия на его производственную структуру, получится общая структура предприятия.

Функции управления деятельностью  предприятия реализуются подразделениями  аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические  отношения друг с другом.

Руководит текущей деятельностью  предприятия на принципах единоначалия Генеральный директор, избранный  на должность Наблюдательным Советом  общества сроком на 5 лет. Генеральный  директор осуществляет общее руководство  и оперативное управление производственным процессом, а также финансами предприятия. Его полномочия определяются  Уставом.

В функции коммерческого директора  входит разработка стратегии маркетинга, изучение рынков сбыта продукции, поиск  потенциальных потребителей продукции, заключение договоров на ее поставку, организация, стратегическое планирование и материально – техническое обеспечение производства. Коммерческому директору подчинены также цеха основного производства, финансовый отдел и отделы маркетинга и материально-технического обеспечения, склады и транспортный участок.

Главный инженер отвечает за реализацию технической политики, обеспечение  и контроль качества продукции, реконструкцию  и модернизацию производства. К его  компетенции относятся вопросы  эксплуатации и технического обслуживания основного технологического оборудования и оборудования вспомогательного производства, вопросы техники безопасности и охраны окружающей среды, приобретения нового производственного оборудования. Координирует работу подразделений главного механика, главного метролога, главного энергетика, цехов вспомогательного производства, котельной, технического отдела, центральной заводской и художественной лабораторий.

Планирование, контроль и анализ экономических показателей  деятельности предприятия осуществляются планово – экономическим отделом. На указанное подразделение возлагается разработка экономической стратегии развития, совершенствование структуры и методов управления производством. Организация бухгалтерского учета осуществляется главным бухгалтером.

Организационная структура  управления ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» приводится в приложении А. На заводе используется цеховая система  организации труда.

На ЗАО «Добрушский  фарфоровый завод» действуют:

– цеха основного производства: массо-заготовительный цех (№1), литейно-формовочно-обжиговый цех (№2), сортировочный цех (№3), живописный цех (№4);

– вспомогательные подразделения: капсельный, гипсолитейный, ремонтно-механический и ремонтно-строительный цеха, энергоцех, электроцех, цех КИПиА, котельная, станция очистки шламовых стоков, транспортный цех, центральный склад и склад готовой продукции.

Разделение служб на ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» происходит по принципу выполняемых  функций экономического управления на предприятии. Например, функция управления трудовыми ресурсами закрепляется за отделом труда и заработной платы. Бухгалтерия и финансовые подразделения несут полную ответственность за реализацию функции бухгалтерского учета и финансовой деятельности. Функции экономического анализа осуществляются всеми подразделениями экономической службы и т.д.

Задачи, функции, структура, взаимоотношения с другими подразделениями, права и ответственность каждого  отдела на заводе закреплены соответствующим  Положением о конкретном отделе.

Высшее руководство предприятия распределяет и доводит до сведения персонала ответственность за выполнение конкретных функций полномочия, в рамках которых персонал может принимать решения.

Задачи, ответственность  и полномочия работников предприятия  определяются в положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях, документированных процедурах и паспортах процессов.

Цель деятельности предприятия: выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции широкого ассортимента по доступным ценам, удовлетворяющим требования потребителей, обеспечение устойчивого экономического положения предприятия.

Основную долю в объеме товаров народного потребления  занимает фарфоровая посуда (99,9%), на оставшуюся долю 0,1% приходятся фарфоровые изделия  декоративного плана.

Фарфоровая продукция-посуда фарфоровая и декоративные изделия из фарфора. Выпускаются по ГОСТ 28390-89 «Изделия фарфоровые. Технические условия».

Экономические результаты деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» за 2008-2010 гг. приводятся в таблице 2.1.

Из данных таблицы видно, что на предприятии в 2010 году наблюдался рост производства продукции. Объем выпуска продукции в действующих ценах 2010 году составил от уровня 2009 года 111,01 % или увеличился по сравнению с 2009 годом на 11,01%.

В 2010 году выпуск товарной продукции в действующих ценах составил 38935 млн. руб., а в сопоставимых – 41271 млн. руб., что на 12,36% больше, чем в 2009 году.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в 2010 году выросла. Ее объем в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 27,14% и составил 50851 млн. руб. В 2010 году наблюдалось удорожание себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) по сравнению с 2009 годом на 33,27%.

Прибыль отчетного периода  в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 33,17% и составила 3778 млн. руб. Увеличение прибыли отчетного периода, главным образом, было обусловлено получением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), которая в 2010 году увеличилась на 16,24% и её величина составила 5311 млн. руб.

За анализируемый период произошло увеличение численности  работников предприятия в основном за счет увеличения числа рабочих.

 

 

Таблица 2.1 –  Экономические результаты деятельности ЗАО                       

                                       «Добрушский фарфоровый завод» за 2008-2010 годы

 

 

Показатели

2008

год      млн. руб. 

2009

год         млн. руб.

2010

год         млн. руб.

Темп роста, % (2009 к 2008)

Темп роста, % (2010 к 2009)

1 Товарная продукция, млн. руб.

         

1.1 в действующих ценах

27797,0

35072,0

    38935,0

126,17

111,01

1.2 в сопоставимых ценах

25724,0

36731,0

    41271,0

142,79

112,36

2 Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), млн. руб.

30310,0

39995,0

50851,0

131,95

127,14

3 Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей, млн. руб.

26915,0

36360,0

46863,0

135,09

128,89

4 Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), млн. руб.

22984,0

30871

41142,0

134,32

133,27

5 Прибыль (убыток) отчетного периода, млн. руб.

3094,0

2837,0

3778,0

91,69

133,17

5.1 прибыль (убыток) от реализации продукции, (товаров, работ, услуг)

3255,0

4569,0

5311,0

140,37

116,24

5.2 прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

16,0

1,0

-21,0

0,0625

-

5.3 прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

-177,0

-535,0

60,0

-

-

6 Среднесписочная численность работников, чел.

1 218,0

1 207,0

1 212,0

99,01

100,4

6.1 промышленно-производственный персонал

1 199,0

1 193,0

1 201,0

99,5

100,7

6.1.1 рабочие

1 044,0

1 036,0

1 044,0

99,23

100,8

6.1.2 служащие

155,0

157,0

157,0

101,29

100,0

6.2 непромышленный персонал

20,0

14,0

11,0

70,0

78,6

7 Среднемесячная заработная плата  работающих, тыс. руб.

679,0

774,0

853,0

113,99

110,2

7.1 рабочих

640,0

725,0

802,0

113,3

110,6

7.2 служащих

988,5

1127,15

1265,5

114,03

112,3

8 Среднегодовая стоимость совокупного капитала, млн. руб.

23760,0

30447,0

38506,5

128,1

126,5

9 Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб.

15191,0

19552,0

26010,0

128,7

133,03

10 Среднегодовая стоимость оборотного капитала, млн. руб.

6786,5

10985,0

12496,5

161,9

113,8

13 Производительность труда работников в сопоставимых ценах, млн. руб.

21,2

30,4

34,1

143,4

112,2

14 Материалоотдача, руб.                            

2,6

2,42

2,8

0,93

    115,7

15 Фондоотдача основных производственных средств, руб.

1,9

2,1

1,96

110,5

0,93

16 Затраты на рубль товарной продукции, руб.

0,89

0,84

0,99

0,94

1,18

19 Рентабельность продукции, %

13,46

9,19

9,18

-

-

20 Рентабельность продаж, %

11,5

7,8

8,1

-

-

21 Рентабельность совокупного капитала, %

13,0

9,32

9,81

-

-

22 Рентабельность оборотного капитала, %

45,6

25,8

30,2

-

-

Информация о работе Оборотные средства и факторы повышения эффективности их использования