Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать позиции ОАО «Молочные горки» на рынке, определить необходимость совершенствования ассортимента, установить взаимосвязь выпуска новой продукции и стабилизации рыночного положения, разработать необходимые мероприятия по совершенствованию экспортной деятельности предприятия в целом.
На пути достижения цели необходимо решить целый спектр задач, основными из которых являются:
Анализ текущей ситуации деятельности предприятия;
Определение наиболее важных показателей работы предприятия, определение его конкурентной позиции;
Оценка целесообразности предлагаемого инвестиционного проекта.
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность – широко распространенное, обиходное понятие. Однако его содержательная сущность не имеет общепринятого формального, а тем более, количественного определения.
Структура рынка - это основная характерная
черта рынка, к числу которой
относятся: количество фирм в отрасли
независимо от того, является продукция
стандартизированной или
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентоспособности.
В принципе на силу конкурентной борьбы влияет множество факторов, но некоторые из них повторяются чаще других.
К таким факторам можно отнести:
Число фирм является важным фактором в связи с тем, что большее количество фирм увеличивает вероятность новых стратегических инициатив и уменьшает эффект влияния каких-либо отдельных фирм на всех остальных.
Поэтому основное внимание исследования необходимо сосредоточить на выявлении действующих на рынках конкурентов о хотя бы приблизительной оценке их силы.
Изменения объема спроса также влияют на условия конкуренции. Так, быстрое, но сравнительно непродолжительное по времени расширение спроса может ослабить конкуренцию, а его сокращение - усилить.
3. Степень дифференциации продукта, предлагаемого на рынке (степень диверсификации производственно-рыночной деятельности конкурентов).
Широкая диверсификация деятельности конкурентов не позволяет избежать столкновения с ними посредством специализации. Чем выше степень дифференциации продукта, тем, при прочих равных условиях, ниже уровень конкуренции на рынке. При достаточно высокой степени дифференциации продукта покупатели сдержаны высокой стоимостью перехода от одного продукта к другому.
Барьеры
для вступления в рынок представляют
собой факторы, препятствующие проникновению
на рынок новых фирм. Оценка возможностей
для вступления в рынок новых
хозяйствующих субъектов
Объектом исследования в дипломном проекте является ОАО «Молочные горки». Период исследования 2010-2012годы.
Цель данной работы – проанализировать позиции ОАО «Молочные горки» на рынке, определить необходимость совершенствования ассортимента, установить взаимосвязь выпуска новой продукции и стабилизации рыночного положения, разработать необходимые мероприятия по совершенствованию экспортной деятельности предприятия в целом.
На пути достижения цели необходимо решить целый спектр задач, основными из которых являются:
Для написания работы использовались аналитические и статистические методы, а также метод экспертных оценок.
Информационной базой для написания дипломного проекта послужили: бухгалтерская отчетность ОАО «Молочные горки», статистические материалы Республики Беларусь, бизнес-планы предприятия, а также материалы, полученные автором в период прохождения производственной практики.При написании дипломного проекта использовались теоретические исследования и труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и отрасли
Конкурентоспособность — широко распространенное, обиходное понятие. Однако его содержательная сущность не имеет общепринятого формального, а тем более, количественного определения. Примеры:
Эти и подобные им определения носят больше системно-описательный, семантический характер, т.е. говорят о том, что из себя представляет само понятие “конкурентоспособность”.
В рыночной
системе основное содержание конкуренции
— борьба за потребителя, полное удовлетворение
его потребностей. Это борьба за
долю на рынке, успех который зависит
от дешевизны и качества товаров.
Конкуренция превращает потребителя
в индикатор
Внутриотраслевая
конкуренция – конкуренция
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают – снижается и прибыль.
1.2 Виды и формы конкуренции
Структура рынка - это основная характерная черта рынка, к числу которой относятся: количество фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной; легкость входа на и выхода с фирм в отрасль; доступность рыночной информации.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентоспособности.
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов [4].
Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по возможности двигателями.
Предметная конкуренция –
Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т. е. недобросовестная конкуренция. Она выражается: в демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим, положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.
В соответствии с методами осуществления
— различают ценовую и
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы использовала в свое время американская компания «Кока-Кола» при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позже таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и страны Западной Европы.
В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержках производства [4, с 121-123].
Неценовая конкуренция предполагает
предложение товаров более
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:
– совершенствование технических характеристик товаров;
–улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.
Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.
Осознание созидательной силы конкуренции,
приводящей к снижению издержек производства,
быстрому обновлению ассортимента продукции,
улучшению ее качества и тем самым
повышению
Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. Например, можно исходить из:
- характера поведения продавца:
Информация о работе Обоснование экономической эффективности на примере ОАО "Молочные Горки"