Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа
Для любого предприятия необходима разработка стратегии (цели) его развития, что является достаточно сложной задачей для руководства. Процедура формирования целей включает в себя: постановку целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении стратегической цели предприятия.
При внутреннем использовании с помощью планирования персонал управления предприятия проводит выработку стратегии деятельности предприятия на действующем или новом рынках, а также определяет круг проблем и задач для достижения намеченных целей.
Введение
1. Понятие стратегии
2. Виды стратегии
3. Подходы к разработке стратегии
4. Стратегический анализ
SWOT – анализ
Анализ макроокружения организации
Анализ внутренней среды предприятия
5. Анализ стратегии предприятия ООО "Вариант"
Анализ среды непосредственного окружения
Обследование сильных и слабых сторон предприятия
Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Список литературы
При этом возможности и угрозы выявляются на основе прогнозирования раздельно по каждому фактору среды с учетом ее неопределенности и сложности. Их сила характеризуется степенью воздействия на изменение эффективности работы предприятия.
Анализ макроокружения организации
Анализ внешней среды,
позволяющий достаточно точно прогнозировать
перспективы ее изменений и своего
положения, проводится с 1930-х гг. он
должен осуществляться на всех уровнях
и во всех подразделениях и службах
с целью оценки всех значимых элементов
окружения для выявления
Внешняя среда состоит из макро-, мезо-, микроокружения.
Анализ макроокружения включает
· его всестороннее изучение с целью отслеживания специфических тенденций и обнаружения признаков возможных изменений;
· их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.
Такой анализ позволяет:
· лучше понимать значение происходящих в организации событий, действовать как система раннего предупреждения, успевать прогнозировать угрозы, сосредоточивать внимание на первых признаках стратегических перемен;
· точнее оценить обстановку, в которой функционирует организация, роль национальных и международных влияний;
· повысить качество принимаемых стратегических решений.
Для исследования макроокружения чаще всего используют методы PEST-анализа (от английских слов "политико-правовой", "экономический", "социокультурный", "технологический").
1. Политико-правовой анализ имеет в качестве объектов:
· политический режим в стране и степень его стабильности;
· общую политическую ситуацию, особенности политической борьбы и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами;
· участие страны в политических блоках и международных экономических союзах, отдельных соглашениях, которые могут влиять на положение организации;
· основные политические партии и общественные объединения, их активность, влияние на законодательную и исполнительную власть;
· крупнейших политических деятелей и их ориентацию;
· характер взаимодействия политики и бизнеса;
· обстановку в конкретных регионах; степень влияния региональных и местных властей на политику и экономику;
· общую стабильность правовой системы;
· национальное законодательство (коммерческое, налоговое, антимонопольное, природоохранное, внешнеэкономическое, трудовое и пр.) и его соответствие нормам международного права, например требованиям Европейского союза;
· специфику учреждения и преобразования фирм, а также создания совместных предприятий;
· криминогенную ситуацию; защищенность собственности и права личности.
2. Экономический анализ сосредоточен на:
· общей экономической ситуации (уровень деловой активности, темпы и перспективы роста, инвестиционная активность, инфляция, дефицит бюджета и пр.);
· доле государственного сектора и характера государственного регулирования экономики и социальной сферы;
· особенностях налоговой системы;
· тенденциях изменения внешнеэкономических связей (ориентация, интенсивность, объем, структура) и особенностях их регулирования;
· состоянии банковской системы;
· характеристиках располагаемых ресурсов (величина, обеспеченность и пр.)
· стадии делового цикла;
· инвестиционном климате;
· величине безработицы; количестве крупных забастовок;
· уровне оплаты труда в различных сферах;
· основных экономических проблемах.
3. Социокультурный анализ направлен на изучение:
· демографической ситуации в регионах, где расположены предприятия компании или покупается значительная часть ее продукции;
· социально-экономической структуры населения (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность и пр.)
· системы общественных и национальных ценностей, вкусов и предпочтений, образ жизни населения; отношения к образованию, отдыху, работе;
· жизненного цикла, характера распределения доходов;
· среднего уровня образования работающих; число студентов высших учебных заведений;
· активности потребителей.
4. Технологический анализ рассматривает:
· степень совместности техники и технологического бызиса экономики;
· состояние инфраструктуры, коммуникационных и информационных систем;
· положение в сфере научных исследований; численность научных учреждений и ученых; количество открытий, изобретений, патентов, имеющих значение для создания новых продуктов;
· защиту интеллектуальной собственности.
Анализ внутренней среды предприятия
Изучение внутренней среды происходит с помощью стратегического управленческого анализа, представляющего собой комплексное обследование ресурсов и возможностей организации, их соответствия существующим стратегическим задачам. Это вторая часть SWOT-анализа (разделение на две части связано с тем, что за каждую из них должны отвечать разные службы).
Анализ внутренней среды
имеет несколько уровней - организация,
основные службы и действующий хозяйствующий
субъект. В его основе лежит детализированное
исследование потенциала (активы, занятость,
научно-технические
Целями правленческого анализа являются:
· глубокое изучение самой организации, выявление стратегических проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, которые могут повлиять на реализацию стратегии, резервов развития;
· оценка ресурсов и стратегических способностей, критических факторов успеха, оценка инвестиционной привлекательности компании;
· разработка стратегии развития и оценка ее обоснованности;
· поиск путей адаптации к изменениям среды;
· формирование новой парадигмы управления;
· определение уровня эффективности текущего бизнеса, организации ценностной цепочки, качества продукции;
· изучение финансового состояния компании, ее инвестиционного потенциала и пр.
Рассмотрим основные объекты управленческого анализа.
Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик потенциала, становящихся объектами оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:
· собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;
· операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);
· особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);
· организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)
Во-вторых, результаты деятельности
и финансовое положение организации,
которые характеризуются также
доступностью источников финансовых средств,
наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью
цен и уровнем затрат (особенно
это касается производства потребительских
товаров, где ценовая конкуренция
играет более важную роль и лидируют
компании с низкими издержками).
На основе результатов анализа
В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.
В-четвертых, стратегия и ее составляющее:
· насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;
· каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;
· приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;
· обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;
· надежно ли защищает от основных конкурентных сил, внешних угроз, внутренних проблем;
· каковы сильные и слабые стороны реализуемой стратегии;
· в чем проявляется ее несоответствие организации;
· какие организационные изменения необходимы для успеха будущей стратегии, какие они будут иметь последствия и пр.
Без четкого понимания этих моментов обоснованную стратегию выработать нельзя.
Рассмотрим предприятие ООО "Вариант" и проанализируем его стратегию.
5. Анализ
стратегии предприятия ООО "
Общество с ограниченной
ответственностью "Вариант". С
фирмой “Вариант” работают как
физические, так и юридические
лица. Основными направлениями
производство пластиковых изделий, используемых в строительстве, точнее производство окон и дверей из ПВХ и остекления;
производство прочих пластмассовых изделий;
производство строительных металлических изделий;
оптовая торговля, розничная торговля строительными материалами
Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.
Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.
Оценку действующей стратегии предприятия проведем с помощью нормативного ряда и коэффициента Спирмэна.
В основу этого метода положен такой темп развития предприятия, при котором прибыль растет гораздо более быстрыми темпами, чем все показатели предприятия.
Итак, имеем нормативный ряд:
Тзр<Тс/с<Тмз<Ттп< Тп,
где Тзр - темпы роста заработной платы
Тс/с - темпы роста себестоимости
Тмз - темпы роста материальных затрат
Ттп - темпы роста товарной продукции
Тп - темпы роста прибыли
Заметим, что этот нормативный ряд составлен для стадии роста в жизненном цикле товара, а нам придется изменить этот ряд в соответствии с текущей стадией ЖЦТ.
Для оценки возможности использования
стратегии для достижения конечной
цели предприятия необходимо рассмотреть
следующие технико-
Технико-экономические
Таблица 4
Годы |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
Материаль-ные затраты, тыс. руб. |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | ||||
2007 |
3061 |
251 |
2647 |
1316 |
444 |
||||
2008 |
5603 |
568 |
5064 |
3026 |
588 |
||||
2009 |
8283 |
1204 |
7267 |
4044 |
996 |
||||
В таблице 5 представлены темпы
изменения технико-
Темпы изменения технико-
Таблица 5
Периоды |
Темпы роста | ||||
Выручка от реализации продукции |
Фонд заработной платы |
Полная себестоимость |
Материальные затраты |
Балансовая прибыль | |
2008/2007 |
183,0 |
225,8 |
191,3 |
229,8 |
132,4 |
2009/2008 |
147,8 |
212,0 |
143,5 |
133,7 |
169,4 |