Определение стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Для любого предприятия необходима разработка стратегии (цели) его развития, что является достаточно сложной задачей для руководства. Процедура формирования целей включает в себя: постановку целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении стратегической цели предприятия.
При внутреннем использовании с помощью планирования персонал управления предприятия проводит выработку стратегии деятельности предприятия на действующем или новом рынках, а также определяет круг проблем и задач для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение
1. Понятие стратегии
2. Виды стратегии
3. Подходы к разработке стратегии
4. Стратегический анализ
SWOT – анализ
Анализ макроокружения организации
Анализ внутренней среды предприятия
5. Анализ стратегии предприятия ООО "Вариант"
Анализ среды непосредственного окружения
Обследование сильных и слабых сторон предприятия
Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 108.56 Кб (Скачать файл)

При этом возможности и  угрозы выявляются на основе прогнозирования  раздельно по каждому фактору  среды с учетом ее неопределенности и сложности. Их сила характеризуется  степенью воздействия на изменение  эффективности работы предприятия.  

 

Анализ макроокружения организации

Анализ внешней среды, позволяющий достаточно точно прогнозировать перспективы ее изменений и своего положения, проводится с 1930-х гг. он должен осуществляться на всех уровнях  и во всех подразделениях и службах  с целью оценки всех значимых элементов  окружения для выявления возможностей и угроз, стратегических неопределенностей, альтернатив.

Внешняя среда состоит  из макро-, мезо-, микроокружения.

Анализ макроокружения включает:

·  его всестороннее изучение с целью отслеживания специфических тенденций и обнаружения признаков возможных изменений;

·  их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.

Такой анализ позволяет:

·  лучше понимать значение происходящих в организации событий, действовать как система раннего предупреждения, успевать прогнозировать угрозы, сосредоточивать внимание на первых признаках стратегических перемен;

·  точнее оценить обстановку, в которой функционирует организация, роль национальных и международных влияний;

·  повысить качество принимаемых стратегических решений.

Для исследования макроокружения чаще всего используют методы PEST-анализа (от английских слов "политико-правовой", "экономический", "социокультурный", "технологический").

1. Политико-правовой анализ  имеет в качестве объектов:

·  политический режим в стране и степень его стабильности;

·  общую политическую ситуацию, особенности политической борьбы и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами;

·  участие страны в политических блоках и международных экономических союзах, отдельных соглашениях, которые могут влиять на положение организации;

·  основные политические партии и общественные объединения, их активность, влияние на законодательную и исполнительную власть;

·  крупнейших политических деятелей и их ориентацию;

·  характер взаимодействия политики и бизнеса;

·  обстановку в конкретных регионах; степень влияния региональных и местных властей на политику и экономику;

·  общую стабильность правовой системы;

·  национальное законодательство (коммерческое, налоговое, антимонопольное, природоохранное, внешнеэкономическое, трудовое и пр.) и его соответствие нормам международного права, например требованиям Европейского союза;

·  специфику учреждения и преобразования фирм, а также создания совместных предприятий;

·  криминогенную ситуацию; защищенность собственности и права личности.

2. Экономический анализ  сосредоточен на:

·  общей экономической ситуации (уровень деловой активности, темпы и перспективы роста, инвестиционная активность, инфляция, дефицит бюджета и пр.);

·  доле государственного сектора и характера государственного регулирования экономики и социальной сферы;

·  особенностях налоговой системы;

·  тенденциях изменения внешнеэкономических связей (ориентация, интенсивность, объем, структура) и особенностях их регулирования;

·  состоянии банковской системы;

·  характеристиках располагаемых ресурсов (величина, обеспеченность и пр.)

·  стадии делового цикла;

·  инвестиционном климате;

·  величине безработицы; количестве крупных забастовок;

·  уровне оплаты труда в различных сферах;

·  основных экономических проблемах.

3. Социокультурный анализ направлен на изучение:

·  демографической ситуации в регионах, где расположены предприятия компании или покупается значительная часть ее продукции;

·  социально-экономической структуры населения (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность и пр.)

·  системы общественных и национальных ценностей, вкусов и предпочтений, образ жизни населения; отношения к образованию, отдыху, работе;

·  жизненного цикла, характера распределения доходов;

·  среднего уровня образования работающих; число студентов высших учебных заведений;

·  активности потребителей.

4. Технологический анализ  рассматривает:

·  степень совместности техники и технологического бызиса экономики;

·  состояние инфраструктуры, коммуникационных и информационных систем;

·  положение в сфере научных исследований; численность научных учреждений и ученых; количество открытий, изобретений, патентов, имеющих значение для создания новых продуктов;

·  защиту интеллектуальной собственности. 

 

Анализ внутренней среды предприятия

Изучение внутренней среды  происходит с помощью стратегического  управленческого анализа, представляющего  собой комплексное обследование ресурсов и возможностей организации, их соответствия существующим стратегическим задачам. Это вторая часть SWOT-анализа (разделение на две части связано  с тем, что за каждую из них должны отвечать разные службы).

Анализ внутренней среды  имеет несколько уровней - организация, основные службы и действующий хозяйствующий  субъект. В его основе лежит детализированное исследование потенциала (активы, занятость, научно-технические возможности) и  текущей деятельности с точки  зрения ее перспектив.

Целями правленческого анализа  являются:

·  глубокое изучение самой организации, выявление стратегических проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, которые могут повлиять на реализацию стратегии, резервов развития;

·  оценка ресурсов и стратегических способностей, критических факторов успеха, оценка инвестиционной привлекательности компании;

·  разработка стратегии развития и оценка ее обоснованности;

·  поиск путей адаптации к изменениям среды;

·  формирование новой парадигмы управления;

·  определение уровня эффективности текущего бизнеса, организации ценностной цепочки, качества продукции;

·  изучение финансового состояния компании, ее инвестиционного потенциала и пр.

Рассмотрим основные объекты  управленческого анализа.

Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик  потенциала, становящихся объектами  оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения  в отрасли. Такими объектами являются:

·  собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;

·  операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);

·  особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);

·  организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)

Во-вторых, результаты деятельности и финансовое положение организации, которые характеризуются также  доступностью источников финансовых средств, наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью цен и уровнем затрат (особенно это касается производства потребительских  товаров, где ценовая конкуренция  играет более важную роль и лидируют компании с низкими издержками). На основе результатов анализа принимаются  стратегические решения об объеме и  направлениях будущих инвестиций.

В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.

В-четвертых, стратегия и  ее составляющее:

·  насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;

·  каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;

·  приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;

·  обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;

·  надежно ли защищает от основных конкурентных сил, внешних угроз, внутренних проблем;

·  каковы сильные и слабые стороны реализуемой стратегии;

·  в чем проявляется ее несоответствие организации;

·  какие организационные изменения необходимы для успеха будущей стратегии, какие они будут иметь последствия и пр.

Без четкого понимания  этих моментов обоснованную стратегию  выработать нельзя.

Рассмотрим предприятие  ООО "Вариант" и проанализируем его стратегию.

 
5. Анализ  стратегии предприятия ООО "Вариант"

Общество с ограниченной ответственностью "Вариант". С  фирмой “Вариант” работают как  физические, так и юридические  лица. Основными направлениями деятельности является:

производство пластиковых  изделий, используемых в строительстве, точнее производство окон и дверей из ПВХ и остекления;

производство прочих пластмассовых  изделий;

производство строительных металлических изделий;

оптовая торговля, розничная  торговля строительными материалами

Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Качественная стратегия создает  стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.

Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают  многие стороны деятельности организации.

Оценку действующей стратегии  предприятия проведем с помощью  нормативного ряда и коэффициента Спирмэна.

В основу этого метода положен  такой темп развития предприятия, при  котором прибыль растет гораздо  более быстрыми темпами, чем все  показатели предприятия.

Итак, имеем нормативный  ряд:

Тзрс/смзтп< Тп,

где Тзр - темпы роста заработной платы

Тс/с - темпы роста себестоимости

Тмз - темпы роста материальных затрат

Ттп - темпы роста товарной продукции

Тп - темпы роста прибыли

Заметим, что этот нормативный  ряд составлен для стадии роста  в жизненном цикле товара, а  нам придется изменить этот ряд в  соответствии с текущей стадией  ЖЦТ.

Для оценки возможности использования  стратегии для достижения конечной цели предприятия необходимо рассмотреть  следующие технико-экономические  показатели ООО "Вариант" (табл.4).

Технико-экономические показатели ООО "Вариант"

Таблица 4

Годы

Выручка от реализации продукции,

тыс. руб.

Фонд заработной платы,

тыс. руб.

Полная себестоимость,

тыс. руб.

Материаль-ные затраты, тыс. руб.

Балансовая прибыль,

тыс. руб.

2007

3061

251

2647

1316

444

 

2008

5603

568

5064

3026

588

 

2009

8283

1204

7267

4044

996

 
                   

В таблице 5 представлены темпы  изменения технико-экономических  показателей рассматриваемого предприятия.  

 

Темпы изменения технико-экономических  показателей предприятия (%).

Таблица 5

Периоды

Темпы роста

Выручка от реализации продукции

Фонд заработной платы

Полная себестоимость

Материальные затраты

Балансовая прибыль

2008/2007

183,0

225,8

191,3

229,8

132,4

2009/2008

147,8

212,0

143,5

133,7

169,4

Информация о работе Определение стратегии предприятия