Опыт экономических реформ в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Пятьдесят лет отделяет нас от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; «построить социализм в одно прекрасное утро»; достичь благоденствия в рамках «народной коммуны»; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период «культурной революции»; начать радикальные социально-экономические реформы после «десятилетия хаоса».

Содержание

Введение......................................................................................................
Предпосылки проведения экономических реформ в Китае....
1.1 Градулизм................................................................................
1.2 Концепция экономических реформ...................................
1.3 Бюрократия как активный участник реформ.................
1.4 Ставка на высокие технологии..........................................
1.5 Развитие института поддержки..........................................
Реализация реформ в отдельных секторах.................................
2.1 Экономические реформы в деревне..................................
2.2 Экономические реформы в городе....................................
2.3 Трансформация государственных предприятий.............
2.4 Реформа финансовой системы............................................
2.5 Банковская реформа в Китае..............................................
Китай на современном этапе развития.......................................
3.1 Уроки китайских реформ для России...............................
3.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке.....
Заключение.................................................................................................
Список литературы..................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский  
политехнический университет»

Курсовая  работа

по  дисциплине

Макроэкономика

  «Опыт экономических  реформ в Китае» 
 
 
 
 

                                              Выполнил студент

                                              группы ЭУ-11-Б(3):

                                              Микова  Ирина Владимировна

                                              Проверил:

                                              Толстоброва Н.А. 
 

Пермь  2012 год

     Содержание

Введение......................................................................................................

3

1

Предпосылки проведения экономических реформ в  Китае....

6

 

1.1

Градулизм................................................................................

6

 

1.2

Концепция экономических реформ...................................

9

 

1.3

Бюрократия  как активный участник реформ.................

13

 

1.4

Ставка на высокие технологии..........................................

14

 

1.5

Развитие  института поддержки..........................................

16

2

Реализация  реформ в отдельных секторах.................................

20

 

2.1

Экономические реформы в деревне..................................

20

 

2.2

Экономические реформы в городе....................................

22

 

2.3

Трансформация государственных предприятий.............

25

 

2.4

Реформа финансовой системы............................................

26

 

2.5

Банковская  реформа в Китае..............................................

29

3

Китай на современном этапе развития.......................................

34

 

3.1

Уроки китайских  реформ для России...............................

34

 

3.2

Новые горизонты  китайской экономики в XXI веке.....

40

Заключение.................................................................................................

43

Список  литературы..................................................................................

45


     Введение

     Пятьдесят лет отделяет нас от того дня, когда  на площади Тяньаньмэнь была провозглашена  Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; «построить социализм в одно прекрасное утро»; достичь благоденствия в рамках «народной коммуны»; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период «культурной революции»; начать радикальные социально-экономические реформы после «десятилетия хаоса».

     Сегодня в мире к Китаю отношение неоднозначное. Некоторые аналитики предсказывают, что он будет одним из мировых  лидеров в грядущем тысячелетии. Другие, напротив, убеждают, что его ожидает неизбежный экономический хаос и политический крах. Строить прогнозы в наше нестабильное время – дело неблагодарное. Лучше оперировать фактами. А факты говорят о том, что проводимая в Китае политика реформ дала конкретные результаты: Китай продемонстрировал всему миру возможность осуществления рыночных преобразований без радикального слома существующей политической системы.

     Тридцать  лет понадобилось КНР, чтобы понять простые истины: невозможно перескакивать  через исторические этапы; нельзя строить новое общество, полагаясь лишь на субъективные воззрения пусть даже гениального руководителя; для перехода от одной исторической стадии к другой необходима подготовка соответствующих социально-экономических и политических предпосылок; бесперспективным является путь той страны, которая живет не логикой законов, а волей отдельных лиц. Тридцать трудных лет для трудолюбивого и добросовестного китайского народа, отказывающего себе в самых элементарных удобствах жизни во имя достижения «великой цели», послушно идущего на сомнительные экономические и политические эксперименты.1

     Трудно  отказаться от догм, тем более, когда  они преподносятся как научно обоснованные выводы. Еще труднее  признать свои собственные ошибки, приведшие к трагическим последствиям. В сегодняшнем Китае это сделано, и этот шаг является, пожалуй, главным достижением на пути обновления китайского общества. Реформы в Китае осуществлялись по четко разработанной программе, учитывающей менталитет китайского социума и реальные возможности страны. Приступая к ним, китайские реформаторы и само китайское общество ответило на главные вопросы: на каком историческом этапе развития находится китайское общество, в каком направлении оно планирует развиваться, насколько быстро могут и должны осуществляться реформы, что нужно сделать на каждом этапе реформ и какими средствами следует решить эту задачу. Вопросы отнюдь не праздные, поскольку обеспечивают хоть какие-то гарантии от постоянных «шараханий», а следовательно – политическую стабильность.

     Китай благодаря осуществлению политики реформ и открытости по совокупной экономической мощи вышел на 2-е место в мире. Среднегодовые темпы экономического роста в Китае с 1978 по 2008 год составили 9,3%. Таким образом, ВВП удваивался каждые 7,5 лет! В 2011 году объем ВВП (по КНВ) превысил $5.9 трлн., после чего хозяйство страны поднялось до качественно нового уровня развития. В тоже время ВВП (по ППС) составлял 5, 84 трлн. За время реформ производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда – в 3,6 раза. За этот период в стране покончено с дефицитом товаров, в основном завершен процесс совмещения плановой экономики и экономике рыночного типа (что и являлось главной задачей). Значительно увеличились доходы китайских семей, повысился уровень образования, средняя продолжительность жизни достигла 71,4 года. Золотовалютные резервы (ЗВР) Китая во II квартале 2011 года выросли на $152,8 млрд. — до $3 трлн. 197 млрд. В предыдущем квартале данный показатель составлял $3 трлн. 44 млрд., 
увеличившись за последние 13 лет более чем в 45 раз.2 В области сельского хозяйства КНР сейчас лидирует по объему производства зерновых, мяса, хлопка, земляных орехов, фруктов, а в промышленной сфере – по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров.

     Сформулированная  в общем виде цель превращения  Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной  общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе  «Четырех модернизаций» – промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования.

     Относительная успешность рыночной трансформации  экономики с централизованным планированием  в Китае делает вполне закономерными  поиски ответа на вопросы о том, что  же именно предопределило в конечном счете результативность китайского пути реформ, существуют ли некие специфические характеристики китайского варианта перехода к рынку, и если да, то каковы они.

     Все это обуславливает актуальность выбранной мною темы для написания  данной курсовой работы – «Опыт экономических реформ в Китае». В работе отражены предпосылки реформ, реформы в городе и деревне и перспективы закрепления достигнутых результатов.

     При написании работы мною были использованы монографии известных экономистов, переведенные на русский язык постановления китайского правительства. Полный список источников представлен в конце работы. 
 

 

     1. Предпосылки проведения  экономических реформ  в Китае

     1.1 Градулизм

     Сегодня неоспоримым является факт, что в  конечном итоге китайские реформы имеют явный успех.

     Мало-помалу в мировом научном сообществе возобладала точка зрения, что  главным фактором успеха реформ в  Китае является «градуализм», «реформы по нарастающей», т.е. постепенность реформенного процесса, особенно контрастная в сопоставлении с использованной в Восточной Европе и на постсоветском пространстве «шоковой терапией».

     Наиболее  выпукло китайский градуализм проявился  в отказе от одномоментной всеохватывающей  либерализации цен и быстрой  приватизации государственного сектора  экономики.

     Другими сферами, где градуализм оказался критически важен для общего успеха преобразований, являются внешнеэкономическая открытость (банковская сфера и внутренняя розничная  торговля начали «открываться» иностранному капиталу лишь спустя 15 лет после  провозглашения политики реформ – с 1993 г.) и система ценностных ориентации населения. Внедрение в экономическую жизнь Китая рыночных принципов не было в социально-психологическом плане абсолютно безболезненным. Однако стремление руководства максимально полно учитывать посильность «бремени» тех или иных реформенных мероприятий для населения позволило избежать «травмирования общества, подрыва его творческих сил, апатии», возникающих, как указывает российский ученый-экономист Некипелов А.Д.3, при попытках форсированно навязать населению рыночную трансформацию, необходимость которой значительная его часть не воспринимает.

     Постепенность китайских реформ – весьма сложное, комплексное явление, результат взаимодействия многих факторов. На мой взгляд, в определяющей степени здесь сыграл роль сознательный выбор руководства страны, продиктованный объективной ситуацией. Задача перехода к экономике рыночного типа в условиях «недоиндустриализованного» Китая с серьезным влиянием идеологии и институтов продуктообменной экономики и натурального снабжения требовала не простой либерализации механизма ценообразования, а кропотливого создания при сильной направляющей роли государства экономической среды, благоприятствующей «взращиванию рынка». Как полагают в Китае, демографические и территориальные параметры государства, глубокие региональные различия в уровнях развития, доходах, хозяйственной структуре также не позволяли осуществить возможный в условиях малой страны форсированный переход к рынку. Поэтому вполне закономерно, что после начального (впрочем, краткосрочного) несколько легковесного подхода к реформе априори как к быстро решаемой задаче «соединения преимуществ социалистического строя с управленческим опытом развитых государств» в Китае стали относиться к преобразованию хозяйственного механизма как к чрезвычайно сложной, масштабной задаче, требующей для реализации длительного периода времени.

     Уже в первом сводном проекте преобразований (3 декабря 1979 г.) подчеркивалось, что осуществление реформы требует не только большой решимости, но и тщательной подготовки, поэтапности, последовательности, отказа от поспешных шагов.

     Тогда же была высказана идея о проведении реформы в три этапа (подготовительный, «средних реформ», т.е. этап накопления опыта для больших реформ, и, наконец, этап всесторонней большой реформы). Еще в 1980 г. на всю реформу отводилось 7–8 лет (соответственно 2, 3–4 и 2–3 года по этапам), однако уже в проекте, датированном 25 февраля 1982 г., полное выявление потенций нового хозяйственного механизма (третий этап) было вынесено за пределы 1990 г.4

     Необходимо  констатировать, что, став, в конечном счете, своеобразной «визитной карточкой» экономической реформы в Китае, будучи доминантой, стержнем стратегии  преобразований, градуализм далеко не исчерпывает содержание концепции трансформационного процесса в КНР, структурно включающей целевую модель реформы, качественные ориентиры важнейших институциональных преобразований в структуре собственности, экономическом статусе низовых агентов хозяйственной жизни, формах их взаимодействия друг с другом и методах регулирования их деятельности со стороны государства, наконец, собственно стратегию и тактику перехода к новой хозяйственной системе, этапы перехода, практические приоритеты и последовательность действий.5

     1.2 Концепция экономических реформ

 

     Концепция экономической реформы в КНР  складывалась и эволюционировала под  влиянием теоретических представлений  руководства и научных кругов о недостатках прежней и желаемых качествах новой хозяйственной  системы, знакомства с соответствующим опытом других стран и, в решающей степени, под воздействием практики, реагирования экономики и общества на те или иные нововведения.

     Взятая  в динамике, концепция экономической  реформы нашла отражение в  трех постановлениях ЦК КПК – о  реформе хозяйственной системы (октябрь 1984 г.), о некоторых вопросах создания системы социалистической рыночной экономики (ноябрь 1993 г.), о некоторых вопросах совершенствования системы социалистической рыночной экономики (октябрь 2003 г.), в разделах об экономической реформе и внешнеэкономической открытости 7–10-го пятилетних планов, в документах Госсовета и его ведомств по общим задачам и конкретным направлениям преобразований, в различных законодательных актах, в некоторых разработках ученых.

Информация о работе Опыт экономических реформ в Китае